«Watsi» – благотворительность в лицах

Фрагмент интерфейса сайта Watsi
Фрагмент интерфейса сайта Watsi
Будучи кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­мой для помо­щи людям из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, «Watsi» функ­ци­о­ни­ру­ет на осно­ве несколь­ких прин­ци­пов, бла­го­да­ря кото­рым сред­ства на про­ве­де­ние меди­цин­ских опе­ра­ций соби­ра­ют­ся в тече­ние несколь­ких дней, а поль­зо­ва­те­ли в любой момент могут узнать, на что кон­крет­но пошли их день­ги, как про­шла опе­ра­ция и кто ответ­стве­нен за лече­ние.

За созда­ни­ем соци­аль­ных про­ек­тов часто сто­ит неболь­шая, но очень пока­за­тель­ная исто­рия. Одна из таких исто­рий про­изо­шла с Чей­зом Ада­мом в Коста Рике в 2010 году. Буду­щий созда­тель «Watsi» воз­вра­щал­ся из Сан Хосе, когда в салон авто­бу­са зашла бед­ная, ничем не при­ме­ча­тель­ная жен­щи­на. Она ста­ла под­хо­дить к пас­са­жи­рам, и Адам решил, что жен­щи­на что-то про­да­ет. Прак­ти­че­ски каж­дый из них давал ей денег, что вызва­ло силь­ное удив­ле­ние у Ада­ма. Когда жен­щи­на при­бли­зи­лась к нему, он уви­дел, что она дер­жит фото­гра­фию сво­е­го боль­но­го сына и меди­цин­ское сви­де­тель­ство, под­твер­жда­ю­щее опас­ный диа­гноз.

Исто­рию эту вряд ли мож­но назвать при­ме­ча­тель­ной, и ско­рее все­го каж­дый из нас стал­ки­вал­ся с подоб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, но, тем не менее, имен­но этот момент стал для Ада­ма отправ­ной точ­кой – даже назва­ние про­ек­та выбра­но в честь горо­да, где оста­но­вил­ся авто­бус. Мож­но ска­зать, что эта исто­рия ста­ла мини-про­то­ти­пом буду­ще­го сай­та: финан­си­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью кра­уд­фандин­га, а на глав­ной стра­ни­це мож­но уви­деть фото­гра­фии и меди­цин­ские заклю­че­ния детей. Нема­ло­важ­ную роль сыг­рал преды­ду­щий опыт Ада­ма в обла­сти кра­уд­фандин­га, когда он рабо­тал в про­ек­те «Kiva» и при­вле­кал сред­ства для предо­став­ле­ния мик­ро­кре­ди­тов пред­при­ни­ма­те­лям из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран.

Сайт был запу­щен спу­стя пол­то­ра года напря­жен­ной рабо­ты – пер­вой ста­ла кам­па­ния по спа­се­нию непаль­ской девоч­ки, кото­рой сроч­но тре­бо­ва­лась опе­ра­ция на серд­це. День­ги были собра­ны в тече­ние… двух дней. С момен­та запус­ка сер­ви­са меди­цин­скую помощь полу­чи­ли боль­ше 100 паци­ен­тов из Непа­ла, Гва­те­ма­лы и Эфи­о­пии.

С само­го нача­ла про­ект созда­вал­ся на осно­ве несколь­ких прин­ци­пов, кото­рые и сей­час соблю­да­ют­ся со всей пол­но­той и отли­ча­ют «Watsi» от дру­гих похо­жих сер­ви­сов.

Пер­вый из них мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как прин­цип мини­ма­лиз­ма. Каж­дая кра­уд­фандин­го­вая кам­па­ния на сай­те – это малень­кая исто­рия с чело­ве­че­ским лицом. Сред­ства соби­ра­ют­ся кон­крет­но на лече­ние одно­го чело­ве­ка. Поль­зо­ва­те­ли могут про­чи­тать исто­рию его болез­ни, посмот­реть фото­гра­фию, узнать, какая меди­цин­ская орга­ни­за­ция будет про­во­дить опе­ра­цию. При созда­нии плат­фор­мы Адам стре­мил­ся к тому, что­бы чис­ло паци­ен­тов не было вели­ко – имен­но в этом слу­чае, как он счи­та­ет, мож­но при­влечь боль­ше вни­ма­ния, а систе­ма ста­но­вит­ся более про­зрач­ной и эффек­тив­ной.

Не менее важен кон­троль за рабо­той систе­мы, как внут­рен­ний, так и внеш­ний. Поль­зо­ва­те­ли долж­ны знать, куда направ­ля­ют­ся их сред­ства до послед­не­го цен­та. Поми­мо веще­ствен­ных дока­за­тельств в виде сфо­то­гра­фи­ро­ван­ных чеков, меди­цин­ских спра­вок и дру­гих доку­мен­тов, предо­став­лен в сво­бод­ном досту­пе Google Doc, в кото­ром фик­си­ру­ют­ся все сум­мы средств, име­на паци­ен­тов, рек­ви­зи­ты ответ­ствен­ных за лече­ние меди­цин­ских учре­жде­ний и т.д. Все опе­ра­ции в рам­ках про­ек­та кон­тро­ли­ру­ют­ся не толь­ко «Watsi», но и сто­рон­ни­ми орга­ни­за­ци­я­ми, в чис­ле кото­рых Partners in Health, Givewell и CNN.

Еще один прин­цип – это прин­цип эффек­тив­но­сти. «Watsi» очень тре­бо­ва­те­лен к сво­им парт­не­рам, то есть меди­цин­ским орга­ни­за­ци­ям, кото­рые про­во­дят лече­ние и сооб­ща­ют о новых паци­ен­тах. Они долж­ны соот­вет­ство­вать ряду кри­те­ри­ев, в чис­ле кото­рых иде­аль­ная репу­та­ция, опыт рабо­ты не менее 3 лет, а так­же сотруд­ни­че­ство с дру­ги­ми аме­ри­кан­ски­ми ком­па­ни­я­ми.

«Watsi» явля­ет­ся аме­ри­кан­ской неком­мер­че­ской орга­ни­за­ци­ей, в свя­зи с чем, все пла­те­жи обла­га­ют­ся нало­гом, кото­рые уже вклю­че­ны в сто­и­мость лече­ния. Поль­зо­ва­те­лей после про­смот­ра исто­рий паци­ен­тов может насто­ро­жить, что их лече­ние сто­ит так мало – не боль­ше 3 тысяч дол­ла­ров. Дело в том, что сто­и­мость подоб­ных услуг в стра­нах тре­тье­го мира на поря­док дешев­ле, что дела­ет спа­се­ние чужой жиз­ни еще более про­стой зада­чей.

Фрагмент интерфейса сайта Watsi
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Watsi

Фрагмент интерфейса сайта Watsi
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Watsi

Фрагмент интерфейса сайта Watsi
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Watsi