«Йополис» – Демократия в Cети для поддержки гражданских инициатив

Фрагмент интерфейса сайта Йополис
Фрагмент интерфейса сайта Йополис
23 нояб­ря состо­ял­ся тор­же­ствен­ный запуск про­ек­та «Йопо­лис», попол­нив­ше­го ряды граж­дан­ских сете­вых плат­форм. Откры­тие сай­та сопро­вож­да­лось мно­го­чис­лен­ны­ми интер­вью, о нем писа­ли веду­щие оте­че­ствен­ные изда­ния и горя­чо спо­ри­ли в Интер­не­те. Чем вызван такой ажи­о­таж вокруг ново­го ресур­са, кото­рый, на пер­вый взгляд, несиль­но отли­ча­ет­ся от сво­их ана­ло­гов? При­чин дей­стви­тель­но мно­го, начи­ная с весь­ма ори­ги­наль­но­го назва­ния и закан­чи­вая круг­лы­ми сум­ма­ми, вло­жен­ны­ми в раз­ви­тие сай­та.

Осно­ва­тель про­ек­та – Мак­сим Ногот­ков, пре­зи­дент груп­пы ком­па­ний «Связ­ной», дол­ла­ро­вый мил­ли­ар­дер под номе­ром 93 в спис­ке Forbes – 2012. Осталь­ные чле­ны коман­ды не столь извест­ны широ­кой обще­ствен­но­сти, но дело свое зна­ют хоро­шо: глав­ным редак­то­ром про­ек­та был назна­чен жур­на­лист Миха­ил Фиш­ман, рабо­та­ю­щий до недав­не­го про­шло­го на теле­ка­на­ле «Дождь», а долж­ность гене­раль­но­го дирек­то­ра доста­лась Мак­си­му Тру­хи­ну, быв­ше­му испол­ни­тель­но­му дирек­то­ру ком­па­нии «Мам­ба». Не менее силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дят и инве­сти­ции, вло­жен­ные в про­ект: Мак­сим Ногот­ков уже отдал мил­ли­он дол­ла­ров из сво­е­го соб­ствен­но­го кар­ма­на и пла­ни­ру­ет инве­сти­ро­вать еще 5 мил­ли­о­нов в сле­ду­ю­щем году. Оста­лось разо­брать­ся, что сто­ит за гром­ки­ми име­на­ми и нешу­точ­ны­ми сум­ма­ми.

Пред­по­ла­га­ет­ся, что сайт будет рабо­тать как новост­ная лен­та, при­вя­зан­ная к месту нахож­де­ния поль­зо­ва­те­ля. В ней будут осве­щать­ся все про­бле­мы и вопро­сы, воз­ни­ка­ю­щие в рам­ках выбран­ной лока­ции, с их после­ду­ю­щим обсуж­де­ни­ем и кол­лек­тив­ным реше­ни­ем, как с помо­щью госу­дар­ства, так и сила­ми самих поль­зо­ва­те­лей. В прин­ци­пе, у сай­та такая же мис­сия, как и мно­гих дру­гих ресур­сов, кото­рые уже дав­но ста­ли оби­те­лью для тысяч актив­ных граж­дан. Одна­ко при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии мож­но уви­деть мно­го новых идей и под­хо­дов, кото­рые дела­ют «Йопо­ло­лис» по-насто­я­ще­му осо­бен­ным.

Мне захо­те­лось улуч­шить каче­ство госу­дар­ствен­ных сер­ви­сов, каче­ство горо­да, в кото­ром я живу. Захо­те­лось улуч­шить все то, с чем я стал­ки­ва­юсь, выхо­дя из подъ­ез­да на ули­цу.

Мак­сим Ногот­ков, Осно­ва­тель
Йопо­лис

В первую оче­редь, это весь­ма серьез­ная иерар­хия ста­ту­сов со все­ми выте­ка­ю­щи­ми из нее пол­но­мо­чи­я­ми и обя­зан­но­стя­ми. Прой­дя реги­стра­цию на сай­те, вы полу­чи­те ста­тус «Гость». С таким скром­ной «зва­ни­ем» рас­счи­ты­вать на мно­гое не при­хо­дит­ся – лишь после про­хож­де­ния про­це­ду­ры вери­фи­ка­ции и став пол­но­цен­ным «Граж­да­ни­ном», мож­но насла­дить­ся открыв­ши­ми­ся пер­спек­ти­ва­ми. «Граж­да­нин» име­ет пра­во созда­вать обсуж­де­ния про­блем сво­е­го горо­да, орга­ни­зо­вы­вать акции, при­ни­мать уча­стия в голо­со­ва­ни­ях, деле­ги­ро­вать свой голос дру­го­му граж­да­ни­ну и мно­гое дру­гое. Выс­шие пол­но­мо­чия доста­ют­ся тем поль­зо­ва­те­лям, кото­рые про­шли про­це­ду­ру вери­фи­ка­ции с помо­щью бан­ков­ской кар­ты – у них появ­ля­ет­ся воз­мож­ность бал­ло­ти­ро­вать­ся на долж­ность мэра «Йопо­ли­са», с кото­рым будет вынуж­ден счи­тать­ся мэр насто­я­щий. Кро­ме того, такие поль­зо­ва­те­ли могут участ­во­вать в закры­тых голо­со­ва­ни­ях и орга­ни­зо­вы­вать кра­уд­фандин­го­вые кам­па­нии по сбо­ру средств на реше­ние какой-либо про­бле­мы. Тот, кто пожерт­во­вал день­ги в под­держ­ку таких кам­па­ний, при­об­ре­та­ет ста­тус «Меце­нат». «Чело­век дела» – один из самых почет­ных ста­ту­сов, полу­чить его мож­но за непо­сред­ствен­ное уча­стие в реше­нии обще­ствен­ной про­бле­мы.

У нас преду­смот­ре­ны раз­ные уров­ни иден­ти­фи­ка­ции, это будет вли­ять на уро­вень надеж­но­сти при голо­со­ва­ни­ях, кото­рые будут про­хо­дить на сай­те. Мож­но будет реги­стри­ро­вать­ся по номе­ру теле­фо­на или по бан­ков­ской кар­те. Конеч­но, какая-то часть поль­зо­ва­те­лей не ста­нет поль­зо­вать­ся наши­ми сер­ви­са­ми, но без иден­ти­фи­ка­ции невоз­мож­но обес­пе­чить базо­вую цель — реаль­ное отра­же­ние мне­ний граж­дан.

Мак­сим Ногот­ков, Осно­ва­тель
Йопо­лис

Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся про­цес­су голо­со­ва­ния – глав­но­му инстру­мен­ту демо­кра­тии, кото­рой так упор­но доби­ва­ют­ся созда­те­ли ресур­са. Поль­зо­ва­те­ли могут созда­вать голо­со­ва­ния по самым раз­ным вопро­сам, а так­же деле­ги­ро­вать свой голос дру­го­му поль­зо­ва­те­лю. Поль­зо­ва­тель, у кото­ро­го есть хотя бы один деле­ги­ро­ван­ный голос, полу­ча­ет бэдж «Депу­тат». Сле­ду­ет отме­тить, что тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние голо­со­ва­ния в Йопо­ли­се обес­пе­чи­ва­ет ком­па­ния «Scylt» – при­зван­ный экс­перт в обла­сти изби­ра­тель­ных тех­но­ло­гий. Про­дук­ты ком­па­нии исполь­зо­ва­лись для про­ве­де­ния выбо­ров в США и Фран­ции.

«Йопо­лис» – это, преж­де все­го, инстру­мент для вза­и­мо­дей­ствия с вла­стью, а не про­ти­во­сто­я­ния ей. С помо­щью встро­ен­ных сер­ви­сов поль­зо­ва­тель может обра­тить­ся в нуж­ную струк­ту­ру для реше­ния какой-то про­бле­мы. Пред­по­ла­га­ет­ся, что на сай­те будут регу­ляр­но про­хо­дить голо­со­ва­ния на выбор­ные долж­но­сти. О про­ек­те уже наслы­ша­ны «навер­ху»: чинов­ни­ки при­вет­ству­ют ини­ци­а­ти­ву и обе­ща­ют под­клю­чить про­ект к раз­лич­ным про­грам­мам. Ногот­ков уже про­вел пере­го­во­ры с ответ­ствен­ным за орга­ни­за­цию рабо­ты Пра­ви­тель­ствен­ной комис­сии по коор­ди­на­ции дея­тель­но­сти «Откры­то­го пра­ви­тель­ства» Миха­и­лом Абы­зо­вым о сов­мест­ной рабо­те в трех реги­о­нах. Пло­щад­ка для голо­со­ва­ния «Йопо­ли­са» будет так­же задей­ство­ва­на при фор­ми­ро­ва­нии реги­о­наль­ных обще­ствен­ных палат.

Мы хотим создать интер­фейс для обще­ния людей с вла­стью. Надо толь­ко научить людей поль­зо­вать­ся теми воз­мож­но­стя­ми, кото­рые суще­ству­ют на уровне муни­ци­паль­ных и реги­о­наль­ных вла­стей.

Мак­сим Ногот­ков, Осно­ва­тель
Йопо­лис

Поми­мо про­че­го, про­ект наме­рен при­вле­кать пред­ста­ви­те­лей биз­нес-струк­тур, кото­рые могут реа­ли­зо­вы­вать свои мар­ке­тин­го­вые зада­чи посред­ством финан­со­вой под­держ­ки обще­ствен­ных про­ек­тов.

Поды­то­жив все выше­ска­зан­ное, мож­но ска­зать, что «Йопо­лис» – очень про­ду­ман­ный про­ект боль­шо­го мас­шта­ба. Глав­ный вопрос заклю­ча­ет­ся в том, смо­жет ли он стать народ­ным. Как поль­зо­ва­те­ли отне­сут­ся к про­ек­ту с таким стран­ным назва­ни­ем, к сто­ко­вым фото­гра­фи­ям, вися­щим на глав­ной стра­ни­це сай­та. Насту­па­ет тот момент, когда акти­ви­сты могут выби­рать меж­ду несколь­ки­ми ресур­са­ми, и неиз­вест­но, какую пози­цию сре­ди этих аль­тер­на­тив зай­мет «Йопо­лис». Оста­ет­ся поже­лать раз­ра­бот­чи­кам раци­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния сво­их оче­вид­ных пре­иму­ществ.

Фрагмент интерфейса сайта Йополис
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Йопо­лис

Фрагмент интерфейса сайта Йополис
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Йопо­лис

Фрагмент интерфейса сайта Йополис
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Йопо­лис

Фрагмент интерфейса сайта Йополис
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Йопо­лис