В Москве пройдет «CrowdLab» – хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем

25 и 26 июля в Москве пройдет хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем «CrowdLab»
25 и 26 июля в Москве пройдет хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем «CrowdLab»

пт 25 июля

Москва

25 и 26 июля Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий при­гла­ша­ет при­нять уча­стие в хака­тоне по созда­нию кра­уд­сор­син­го­вых при­ло­же­ний для реше­ния обще­ствен­ных про­блем. Пред­ста­ви­те­ли суще­ству­ю­щих успеш­ных про­ек­тов рас­ска­жут о сво­ем опы­те созда­ния онлайн-сооб­ществ, а участ­ни­ки хака­то­на смо­гут побо­роть­ся за 70 тыс. руб­лей на дора­бот­ку про­ек­та.

Контекст

Мода на кра­уд­сор­синг (реше­ние обще­ствен­но-зна­чи­мых задач сила­ми доб­ро­воль­цев, исполь­зу­ю­щих ИКТ-тех­но­ло­гии) в Рос­сии появи­лась в 2009–2010 годах, закре­пив­ших­ся даже в рито­ри­ке круп­ных рос­сий­ских чинов­ни­ков. Появил­ся ряд успеш­ных кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов, одна­ко мно­гие из них не суме­ли создать устой­чи­вых меха­низ­мов раз­ви­тия. По мере того как тема­ти­ка «осты­ва­ет», мы нако­нец-то можем деталь­но про­ана­ли­зи­ро­вать, из каких эле­мен­тов состо­ит кра­уд­сор­синг, а так­же как созда­вать устой­чи­вые мас­со­вые про­ек­ты, направ­лен­ные на реше­ние обще­ствен­ных про­блем.

Задача мероприятия

В рам­ках CrowdLab мы пла­ни­ру­ем:

  1. декон­стру­и­ро­вать само поня­тие кра­уд­сор­син­га и про­ана­ли­зи­ро­вать луч­шие прак­ти­ки успеш­ных рос­сий­ских кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов с помо­щью докла­дов пред­ста­ви­те­лей про­ек­тов (Вики­пе­дия, РосЖКХ, РосЯ­ма, Дис­сер­нет и дру­гих);
  2. создать соб­ствен­ные мини-про­ек­ты граж­дан­ско­го кра­уд­сор­син­га вме­сте с НКО и граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми, кото­рые толь­ко заду­мы­ва­ют­ся, как пере­ве­сти свои про­ек­ты в новое изме­ре­ние эффек­тив­но­сти.

Для чего кра­уд­сор­синг может при­го­дить­ся обще­ствен­ным ини­ци­а­ти­вам? Напри­мер, кра­уд­сор­синг может при­го­дить­ся в сле­ду­ю­щей ситу­а­ции: у мно­гих НКО, в том чис­ле пра­во­за­щит­ных, есть раз­ра­бо­тан­ные бро­шю­ры по отста­и­ва­нию сво­их прав или дости­же­нию како­го-то резуль­та­та. Пред­ставь­те, что ваша орга­ни­за­ция или ини­ци­а­ти­ва смо­жет вме­сто стан­дарт­но­го сай­та-визит­ки сде­лать ресурс, кото­рый поз­во­лит решить все те же про­бле­мы не десят­кам чело­век, а тыся­чам и десят­кам тысяч.

Или, напри­мер, вы види­те про­бле­му, на реше­ние кото­рой ресур­сов вашей орга­ни­за­ции точ­но не хва­тит. Но вы зна­е­те, что есть мно­го людей, кото­рых дан­ная про­бле­ма бес­по­ко­ит не мень­ше, чем вас. Все эти люди могут вам помочь, если пра­виль­но орга­ни­зо­вать про­цесс. В рам­ках CrowdLab мы поста­ра­ем­ся отве­тить на вопрос, как это сде­лать и каких под­вод­ных кам­ней и как избе­жать.

Типы краудсорсинга

От само­го нача­ла сво­е­го суще­ство­ва­ния Теп­ли­ца ведет базу дан­ных кра­уд­сор­син­го­вых граж­дан­ских при­ло­же­ний. Мы выде­ли­ли 5 наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щих­ся типов граж­дан­ско­го кра­уд­сор­син­га, кото­рые мож­но было бы при­ме­нить для про­ек­та НКО или обще­ствен­ной ини­ци­а­ти­вы:

  1. мони­то­ринг (добав­ле­ние на кар­ту или в базу дан­ных нару­ше­ний, неис­прав­но­стей или, наобо­рот, чего-то пози­тив­но­го – пред­ло­же­ний, дости­же­ний etc);
  2. мони­то­ринг и дав­ле­ние (добав­ле­ние на кар­ту или в базу нару­ше­ний или неис­прав­но­стей и созда­ние заяв­ле­ний в орга­ны вла­сти на их осно­ве);
  3. сов­мест­ное напи­са­ние доку­мен­тов или обсуж­де­ние каких-либо доку­мен­тов;
  4. май­кро­тас­кинг (CrowdCrafting) – раз­да­ча мини-зада­ний инди­ви­ду­аль­ным участ­ни­кам для обра­бот­ки каких-то боль­ших задач, кото­рые не уда­ет­ся сде­лать толь­ко сво­и­ми ресур­са­ми;
  5. матч­мей­кинг – све­де­ние тех, кому нуж­на помощь и кто может помочь по како­му-то вопро­су (напри­мер, исполь­зу­е­мый на пор­та­лах rynda.org или Кар­та Помо­щи).

Про­ана­ли­зи­руй­те ваш про­ект. Мож­но ли исполь­зо­вать одну из пред­став­лен­ных кра­уд­сор­син­го­вых мето­дик в вашем про­ек­те? Или у вас есть какая-то идея, не укла­ды­ва­ю­ща­я­ся ни в один тип? При­хо­ди­те и попро­буй­те осу­ще­ствить дан­ную модель. Вы може­те выиг­рать приз на дора­бот­ку сво­е­го про­ек­та и реа­ли­зо­вать вашу идею! 

Фор­мат

  • Хака­тон про­хо­дит два дня и поде­лен на шесть после­до­ва­тель­ных бло­ков.
  • Каж­дый блок – это пре­зен­та­ция или мастер-класс (30 минут) + 1,5 часа, выде­лен­но­го на раз­ра­бот­ку (т.н. «прак­ти­че­ский блок»). После каж­до­го обу­ча­ю­ще­го бло­ка участ­ни­кам пред­ла­га­ют­ся опре­де­лен­ные зада­чи для раз­ра­бот­ки. Их выпол­не­ние необя­за­тель­но, но может помочь в слу­чае недо­стат­ка опы­та.
  • Для уча­стия необ­хо­ди­мо заре­ги­стри­ро­вать свой про­ект на сай­те хака­то­на до 18.00 24.07.14.
  • Идеи при­ло­же­ний пре­зен­ту­ют­ся авто­ра­ми при­ло­же­ний два раза – в нача­ле CrowdLab (с утра в 10.00, дли­тель­ность пре­зен­та­ции не более 3 минут) и в кон­це (в 19.00 в суб­бо­ту 25 июля, не более 7 минут).
  • Авто­ры при­ло­же­ний долж­ны зара­нее под­го­то­вить пре­зен­та­ции сво­их про­ек­тов.
  • Уча­стие в хака­тоне пред­по­ла­га­ет пол­ную заня­тость в тече­ние двух дней меро­при­я­тия. Пожа­луй­ста, спла­ни­руй­те свое вре­мя.
  • Подроб­ный спи­сок пра­вил меро­при­я­тия досту­пен на сай­те хака­то­на.

Программа CrowdLab

День I – Пят­ни­ца, 25.07.2014

  • 10.00 – 10.30 – реги­стра­ция участ­ни­ков;
  • 10.30 – 11.00 – откры­тие CrowdLab: пре­зен­та­ция фор­ма­та;
  • 11.00 – 12.00 – пре­зен­та­ции про­ек­тов и рас­пре­де­ле­ние по коман­дам.

Блок 1: Тео­рия кра­уд­сор­син­га

  • 12.00 – 12.30 – доклад Гри­го­рия Асмо­ло­ва «Кра­уд­сор­синг – основ­ные эле­мен­ты, трен­ды и под­вод­ные кам­ни».
  • 12.30 – 14.00 – рабо­та в груп­пах. По резуль­та­там дан­но­го бло­ка коман­дам реко­мен­ду­ет­ся отве­тить на сле­ду­ю­щие вопро­сы:
    • Готов ли ваш про­ект для кра­уд­сор­син­га? Какие основ­ные барье­ры вы види­те для реа­ли­за­ции ваше­го про­ек­та в фор­ма­те кра­уд­сор­син­га? Как их мож­но обой­ти?
    • Как кра­уд­сор­синг может мас­шта­би­ро­вать ваши реше­ния? К како­му типу кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та вы отнес­ли бы ваш про­ект?
    • Какие ресур­сы нуж­ны вашей ини­ци­а­ти­ве для реа­ли­за­ции кра­уд­сор­син­го­во­го сце­на­рия реа­ли­за­ции вашей ини­ци­а­ти­вы?
  • 14.00 – 15.00 – обед.

Блок 2: Тема уточ­ня­ет­ся

  • 15.00 – 15.30 – лек­ция Анто­на Мос­ка­лен­ко и Свет­ла­ны Гор­де­е­войcrowdsourcing.ru «Раз­ви­тие Кра­уд­сор­син­га в Рос­сии».
  • 15.30 – 17.00 – рабо­та в груп­пах. По резуль­та­там дан­но­го бло­ка коман­ды долж­ны выпол­нить сле­ду­ю­щие зада­чи:
    • выбрать набор инстру­мен­тов для про­то­ти­пи­ро­ва­ния кра­уд­сор­син­го­во­го при­ло­же­ния;
    • начать рабо­ту над созда­ни­ем при­ло­же­ния.
  • 17.00 – 17.15 – пере­рыв.

Блок 3: Алго­рит­ми­за­ция юри­ди­че­ских про­цес­сов в фор­ма­те кра­уд­сор­син­га

  • 17.15 – 17.45 – пре­зен­та­ция Дмит­рия Тара­ло­ва, коор­ди­на­то­ра про­ек­та РосЖКХ: «Как рабо­та­ет РосЖКХ: сек­ре­ты граж­дан­ско­го кон­тро­ля».
  • 17.45 – 19.15 – рабо­та в груп­пах. По резуль­та­там дан­но­го бло­ка коман­ды долж­ны выпол­нить сле­ду­ю­щие зада­чи:
    • пред­ста­вить подроб­ный алго­ритм дей­ствий поль­зо­ва­те­ля и попы­тать­ся про­ду­мать его в интер­нет-кон­тек­сте.

День II – Суб­бо­та, 26.07.14

Блок 4: Созда­ние кра­уд­сор­син­го­во­го про­ек­та

  • 11.00 – 11.30 – пре­зен­та­ция Федо­ра Езее­ва, созда­те­ля про­ек­та РосЯ­ма: «Как создать эффек­тив­ный кра­уд­сор­син­го­вый про­ект и при­влечь сто­рон­ни­ков: уро­ки РосЯ­мы».
  • 11.30 – 13.00 – рабо­та в груп­пах.
  • 13.00 – 14.00 – обед.

Блок 5: Под­дер­жа­ние устой­чи­во­го сооб­ще­ства в кра­уд­сор­син­го­вом про­ек­те

  • 14.00 – 14.30 – пре­зен­та­ция Сер­гея Лещи­ны, адми­ни­стра­то­ра рос­сий­ской Вики­пе­дии, и Вла­ди­ми­ра Соло­вье­ва, участ­ни­ка арбит­раж­но­го коми­те­та Вики­пе­дии: «Кон­флик­ты и их раз­ре­ше­ние в кра­уд­сор­син­го­вом про­ек­те: опыт Вики­пе­дии».
  • 14.00 – 16.00 – рабо­та в груп­пах. По резуль­та­там бло­ка участ­ни­ки долж­ны выпол­нить сле­ду­ю­щую зада­чу:
    • про­ду­мать стра­те­гию раз­ви­тия сооб­ще­ства;
    • про­ду­мать меха­низм раз­ре­ше­ния кон­фликт­ных ситу­а­ций меж­ду участ­ни­ка­ми сооб­ще­ства.
  • 16.00 – 16.15 – пере­рыв.

Блок 6: Рас­пре­де­ле­ние задач меж­ду участ­ни­ка­ми в про­ек­те

  • 16.15 – 16.45 – доклад Андрея Ростов­це­ва, одно­го из осно­ва­те­лей сооб­ще­ства Дис­сер­нет: «Тру­до­ем­кий кра­уд­сор­синг и как его орга­ни­зо­вать: опыт сооб­ще­ства Дис­сер­нет».
  • 16.45 – 18.15 – рабо­та в груп­пах:
    • про­ду­мать рас­пре­де­ле­ние ролей, иерар­хию меж­ду участ­ни­ка­ми сооб­ще­ства;
    • при­ду­мать идею лого­ти­па;
    • создать пре­зен­та­цию про­ек­та;
    • запи­сать корот­кое про­мо-видео.
  • 18.15 – 20.00 – защи­та про­ек­тов и огла­ше­ние резуль­та­тов.

Участ­ни­кам будут пред­ло­же­ны напит­ки и лег­кие закус­ки. Уча­стие бес­плат­ное. В свя­зи с огра­ни­чен­ным коли­че­ством мест реги­стра­ция обя­за­тель­на до 24.07.2014. Вы може­те заре­ги­стри­ро­вать­ся без про­ек­та, а так­же при­со­еди­нить­ся на хака­тоне к уже заяв­лен­ным про­ек­там.

По орга­ни­за­ци­он­ным вопро­сам вы може­те обра­щать­ся к Евге­нии Дур­но­вой, +7 (916) 458−10−55, [email protected]

Место про­ве­де­ния: Хак­с­пейс Neuron, г. Москва, Хох­лов­ский пер, 7/9 стр. 2, 3-й этаж.

Автор: Алексей Ница