В Москве пройдет «CrowdLab» – хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем

25 и 26 июля в Москве пройдет хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем «CrowdLab»
25 и 26 июля в Москве пройдет хакатон по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем «CrowdLab»

пт 25 июля

Москва

25 и 26 июля Теплица социальных технологий приглашает принять участие в хакатоне по созданию краудсорсинговых приложений для решения общественных проблем. Представители существующих успешных проектов расскажут о своем опыте создания онлайн-сообществ, а участники хакатона смогут побороться за 70 тыс. рублей на доработку проекта.

Контекст

Мода на краудсорсинг (решение общественно-значимых задач силами добровольцев, использующих ИКТ-технологии) в России появилась в 2009-2010 годах, закрепившихся даже в риторике крупных российских чиновников. Появился ряд успешных краудсорсинговых проектов, однако многие из них не сумели создать устойчивых механизмов развития. По мере того как тематика «остывает», мы наконец-то можем детально проанализировать, из каких элементов состоит краудсорсинг, а также как создавать устойчивые массовые проекты, направленные на решение общественных проблем.

Задача мероприятия

В рамках CrowdLab мы планируем:

  1. деконструировать само понятие краудсорсинга и проанализировать лучшие практики успешных российских краудсорсинговых проектов с помощью докладов представителей проектов (Википедия, РосЖКХ, РосЯма, Диссернет и других);
  2. создать собственные мини-проекты гражданского краудсорсинга вместе с НКО и гражданскими инициативами, которые только задумываются, как перевести свои проекты в новое измерение эффективности.

Для чего краудсорсинг может пригодиться общественным инициативам? Например, краудсорсинг может пригодиться в следующей ситуации: у многих НКО, в том числе правозащитных, есть разработанные брошюры по отстаиванию своих прав или достижению какого-то результата. Представьте, что ваша организация или инициатива сможет вместо стандартного сайта-визитки сделать ресурс, который позволит решить все те же проблемы не десяткам человек, а тысячам и десяткам тысяч.

Или, например, вы видите проблему, на решение которой ресурсов вашей организации точно не хватит. Но вы знаете, что есть много людей, которых данная проблема беспокоит не меньше, чем вас. Все эти люди могут вам помочь, если правильно организовать процесс. В рамках CrowdLab мы постараемся ответить на вопрос, как это сделать и каких подводных камней и как избежать.

Типы краудсорсинга

От самого начала своего существования Теплица ведет базу данных краудсорсинговых гражданских приложений. Мы выделили 5 наиболее часто встречающихся типов гражданского краудсорсинга, которые можно было бы применить для проекта НКО или общественной инициативы:

  1. мониторинг (добавление на карту или в базу данных нарушений, неисправностей или, наоборот, чего-то позитивного – предложений, достижений etc);
  2. мониторинг и давление (добавление на карту или в базу нарушений или неисправностей и создание заявлений в органы власти на их основе);
  3. совместное написание документов или обсуждение каких-либо документов;
  4. майкротаскинг (CrowdCrafting) – раздача мини-заданий индивидуальным участникам для обработки каких-то больших задач, которые не удается сделать только своими ресурсами;
  5. матчмейкинг – сведение тех, кому нужна помощь и кто может помочь по какому-то вопросу (например, используемый на порталах rynda.org или Карта Помощи).

Проанализируйте ваш проект. Можно ли использовать одну из представленных краудсорсинговых методик в вашем проекте? Или у вас есть какая-то идея, не укладывающаяся ни в один тип? Приходите и попробуйте осуществить данную модель. Вы можете выиграть приз на доработку своего проекта и реализовать вашу идею! 

Формат

  • Хакатон проходит два дня и поделен на шесть последовательных блоков.
  • Каждый блок – это презентация или мастер-класс (30 минут) + 1,5 часа, выделенного на разработку (т.н. «практический блок»). После каждого обучающего блока участникам предлагаются определенные задачи для разработки. Их выполнение необязательно, но может помочь в случае недостатка опыта.
  • Для участия необходимо зарегистрировать свой проект на сайте хакатона до 18.00 24.07.14.
  • Идеи приложений презентуются авторами приложений два раза – в начале CrowdLab (с утра в 10.00, длительность презентации не более 3 минут) и в конце (в 19.00 в субботу 25 июля, не более 7 минут).
  • Авторы приложений должны заранее подготовить презентации своих проектов.
  • Участие в хакатоне предполагает полную занятость в течение двух дней мероприятия. Пожалуйста, спланируйте свое время.
  • Подробный список правил мероприятия доступен на сайте хакатона.

Программа CrowdLab

День I – Пятница, 25.07.2014

  • 10.00 – 10.30 – регистрация участников;
  • 10.30 – 11.00 – открытие CrowdLab: презентация формата;
  • 11.00 – 12.00 – презентации проектов и распределение по командам.

Блок 1: Теория краудсорсинга

  • 12.00 – 12.30 – доклад Григория Асмолова «Краудсорсинг – основные элементы, тренды и подводные камни».
  • 12.30 – 14.00 – работа в группах. По результатам данного блока командам рекомендуется ответить на следующие вопросы:
    • Готов ли ваш проект для краудсорсинга? Какие основные барьеры вы видите для реализации вашего проекта в формате краудсорсинга? Как их можно обойти?
    • Как краудсорсинг может масштабировать ваши решения? К какому типу краудсорсингового проекта вы отнесли бы ваш проект?
    • Какие ресурсы нужны вашей инициативе для реализации краудсорсингового сценария реализации вашей инициативы?
  • 14.00 – 15.00 – обед.

Блок 2: Тема уточняется

  • 15.00 – 15.30 – лекция Антона Москаленко и Светланы Гордеевойcrowdsourcing.ru «Развитие Краудсорсинга в России».
  • 15.30 – 17.00 – работа в группах. По результатам данного блока команды должны выполнить следующие задачи:
    • выбрать набор инструментов для прототипирования краудсорсингового приложения;
    • начать работу над созданием приложения.
  • 17.00 – 17.15 – перерыв.

Блок 3: Алгоритмизация юридических процессов в формате краудсорсинга

  • 17.15 – 17.45 – презентация Дмитрия Таралова, координатора проекта РосЖКХ: «Как работает РосЖКХ: секреты гражданского контроля».
  • 17.45 – 19.15 – работа в группах. По результатам данного блока команды должны выполнить следующие задачи:
    • представить подробный алгоритм действий пользователя и попытаться продумать его в интернет-контексте.

День II – Суббота, 26.07.14

Блок 4: Создание краудсорсингового проекта

  • 11.00 – 11.30 – презентация Федора Езеева, создателя проекта РосЯма: «Как создать эффективный краудсорсинговый проект и привлечь сторонников: уроки РосЯмы».
  • 11.30 – 13.00 – работа в группах.
  • 13.00 – 14.00 – обед.

Блок 5: Поддержание устойчивого сообщества в краудсорсинговом проекте

  • 14.00 – 14.30 – презентация Сергея Лещины, администратора российской Википедии, и Владимира Соловьева, участника арбитражного комитета Википедии: «Конфликты и их разрешение в краудсорсинговом проекте: опыт Википедии».
  • 14.00 – 16.00 – работа в группах. По результатам блока участники должны выполнить следующую задачу:
    • продумать стратегию развития сообщества;
    • продумать механизм разрешения конфликтных ситуаций между участниками сообщества.
  • 16.00 – 16.15 – перерыв.

Блок 6: Распределение задач между участниками в проекте

  • 16.15 – 16.45 – доклад Андрея Ростовцева, одного из основателей сообщества Диссернет: «Трудоемкий краудсорсинг и как его организовать: опыт сообщества Диссернет».
  • 16.45 – 18.15 – работа в группах:
    • продумать распределение ролей, иерархию между участниками сообщества;
    • придумать идею логотипа;
    • создать презентацию проекта;
    • записать короткое промо-видео.
  • 18.15 – 20.00 – защита проектов и оглашение результатов.

Участникам будут предложены напитки и легкие закуски. Участие бесплатное. В связи с ограниченным количеством мест регистрация обязательна до 24.07.2014. Вы можете зарегистрироваться без проекта, а также присоединиться на хакатоне к уже заявленным проектам.

По организационным вопросам вы можете обращаться к Евгении Дурновой, +7 (916) 458-10-55,[email protected]

Место проведения: Хакспейс Neuron, г. Москва, Хохловский пер, 7/9 стр. 2, 3-й этаж.

 

Автор: Алексей Ница