Knowledge Stream: Лекция «Умно не по-детски» от Польского Университета детей

Фрагмент сайта Digital October
Фрагмент сайта Digital October

пт 29 ноября

29 нояб­ря центр Digital October орга­ни­зу­ет лек­цию-теле­мост с Ага­той Вилам – соос­но­ва­те­лем и пре­зи­ден­том неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Поль­ский Уни­вер­си­тет детей», кото­рая каж­дые выход­ные орга­ни­зу­ет встре­чи уни­вер­си­тет­ских про­фес­со­ров с теми, кто ста­нет сту­ден­том толь­ко через 5–10 лет, – школь­ни­ка­ми млад­ше­го и сред­не­го воз­рас­та. За несколь­ко лет «Уни­вер­си­тет детей» Ага­ты Вилам стал насто­я­щим брен­дом в Поль­ше и смог добить­ся того, что­бы:

  • Четы­ре его отде­ле­ния – в Вар­ша­ве, Кра­ко­ве, Вроц­ла­ве и Оль­штыне – функ­ци­о­ни­ро­ва­ли посто­ян­но и еже­год­но при­ни­ма­ли по 6–8 тысяч уча­щих­ся;
  • По 320 заня­тий в год там вели луч­шие умы стра­ны, вклю­чая совре­мен­ных худож­ни­ков и людей, участ­во­вав­шие в созда­нии мар­со­хо­да;
  • 500 уче­ных, экс­пер­тов и волон­те­ров под­дер­жи­ва­ли про­цесс непре­рыв­но­го обу­че­ния для детей и даже их роди­те­лей.

Запу­щен­ный в семь лет назад, поми­мо четы­рех сво­их отде­ле­ний про­ект уже име­ет уже око­ло полу­то­ра сотен «кло­нов» в раз­ных угол­ках стра­ны, при­чем лишь за 2012-й их чис­ло уве­ли­чи­лось почти вдвое! Уча­стие в лек­ции бес­плат­ное бла­го­да­ря гене­раль­но­му парт­не­ру про­ек­та Knowledge Stream – ком­па­нии «Росте­ле­ком». Реги­стри­руй­тесь и при­хо­ди­те в центр Digital October! С кон­ца 1990-х в Поль­ше раз­вер­ну­лась дис­кус­сия о том, как учить детей, – обще­ство, недо­воль­ное каче­ством обу­че­ния в шко­ле, уже выну­ди­ло пра­ви­тель­ство про­во­дить рефор­мы; но неуди­ви­тель­но, что нашлись и те, кто решил открыть под­рас­та­ю­ще­му поко­ле­нию потря­са­ю­щий мир нау­ки и «взрос­лых» зна­ний сво­и­ми сила­ми, не дожи­да­ясь ука­зок свер­ху. Когда дочь Ага­ты, тогда тре­тье­класс­ни­ца, заяви­ла: «Мама, думаю, мои луч­шие годы уже поза­ди; ведь когда я была малень­кой, мне раз­ре­ша­ли, а не запре­ща­ли», – Вилам заду­ма­лась, так ли уж все­гда нуж­ны все запре­ты и огра­ни­че­ния, встро­ен­ные в систе­му школь­но­го обра­зо­ва­ния, и что она может дать девоч­ке поми­мо настав­ле­ний «пиши раз­бор­чи­во» и кило­грам­ма-дру­го­го учеб­ни­ков в рюк­за­ке. Вме­сте с несколь­ки­ми дру­ги­ми энту­зи­а­ста­ми она реши­ла занять­ся допол­ни­тель­ным обра­зо­ва­ни­ем для детей 6–13 лет и обра­ти­лась к тем, кто мог обес­пе­чить экс­пер­ти­зу – выс­шим учеб­ным заве­де­ни­ям. Уди­ви­тель­но, но уни­вер­си­те­ты с радо­стью пошли навстре­чу: ста­ли предо­став­лять свои лек­то­рии и лабо­ра­то­рии для заня­тий, а так­же про­си­ли пре­по­да­ва­те­лей под­клю­чить­ся к состав­ле­нию про­грамм и веде­нию семи­на­ров и прак­ти­ку­мов для самых малень­ких. Фокус делал­ся на пере­до­вых обла­стях нау­ки, а игро­вые бло­ки вклю­ча­ли увле­ка­тель­ные опы­ты, экс­пе­ри­мен­ты и обще­раз­ви­ва­ю­щие тре­нин­ги для детей. Одно­вре­мен­но «Уни­вер­си­тет» опра­ши­вал буду­щих «сту­ден­тов»: темы кон­крет­ных заня­тий бук­валь­но копи­ро­ва­ли те вопро­сы о нау­ке и окру­жа­ю­щем мире, кото­рые ребя­та чаще все­го зада­ва­ли в анке­тах. Так они смог­ли объ­яс­нить взрос­лым, что хими­че­ские реак­ции и тех­но­ло­гии инте­рес­ны им ничуть не мень­ше, чем чте­ние по сло­гам. И что дети гото­вы учить­ся само­сто­я­тель­но. Про­грам­мы по раз­лич­ным дис­ци­пли­нам уже про­шли 27 тысяч ребят. Но глав­ное, что этот успех вдох­но­вил десят­ки вузов, неком­мер­че­ских и даже ком­мер­че­ских орга­ни­за­ций на запуск сво­их ана­ло­гич­ных про­ек­тов. Если в 2008-м «уни­вер­си­те­ты детей» в Поль­ше мож­но было пере­счи­тать по паль­цам, то в 2012-м их было уже свы­ше 150. Надо ска­зать, что эта систе­ма доста­точ­но децен­тра­ли­зо­ва­на. Любой, даже не очень боль­шой город может запу­стить свой «уни­вер­си­тет» – если най­дет финан­со­вую под­держ­ку у мест­но­го учеб­но­го заве­де­ния, НКО, биз­не­са, город­ских вла­стей или реги­о­наль­но­го депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния. Тема­ти­ка так­же не огра­ни­че­на – от отдель­но­го кур­са до пол­но­го набо­ра ака­де­ми­че­ских про­грамм. Тем не менее, мос­ков­ский Поли­тех­ни­че­ский музей попро­сил имен­но «Поль­ский Уни­вер­си­тет детей» поде­лить­ся опы­том, когда запус­кал свою про­грам­му дет­ских лек­то­ри­ев в 2012 году. Пер­вые лек­ции мастер-клас­сы для самых малень­ких тогда про­ве­ли рос­сий­ские уче­ные с миро­вым име­нем, а Ага­та Вилам при­ез­жа­ла в нашу сто­ли­цу, что­бы высту­пить на дне откры­тых две­рей ново­го про­ек­та Поли­те­ха. По всем орга­ни­за­ци­он­ным вопро­сам обра­щай­тесь к кура­то­ру лек­ции Анне Гло­то­вой по адре­су[email protected]. Ува­жа­е­мые гости меро­при­я­тия, не забудь­те взять с собой води­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние или пас­порт, что­бы мы мог­ли выдать вам обо­ру­до­ва­ние для син­хрон­но­го пере­во­да. Лек­ция прой­дет на англий­ском язы­ке! Пря­мая транс­ля­ция лек­ции, как все­гда, будет вестись на англий­ском и рус­ском язы­ках, а так­же в сур­до­пе­ре­во­де. Транс­ля­цию и запись собы­тия смот­ри­те на сай­тах Digital October и Knowledge Stream. Зри­те­ли онлайн-транс­ля­ции смо­гут задать свои вопро­сы лек­то­ру через Twitter, опуб­ли­ко­вав их с хеш­те­гом #knowledgestream.

Автор: Дарья Алексеева