Митап-консультация Теплицы: сайт, удобный для пользователя

Источник: Reynolds Center. Businessjournalism.org
13 апре­ля состо­я­лась митап-кон­суль­та­ция по удоб­ству исполь­зо­ва­ния сай­та для поль­зо­ва­те­лей (usability). Кон­суль­та­цию про­во­ди­ла Алё­на Его­ро­ва, юза­би­ли­ти-спе­ци­а­лист ком­па­нии «UsabilityLab». На встре­че обсуж­да­лись как общие про­блем­ные вопро­сы сай­тов, так и инди­ви­ду­аль­ный слу­чай сай­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Адре­са мило­сер­дия».

Дове­рие и моти­ва­ция – это два основ­ных фак­то­ра, кото­рые сто­ит учи­ты­вать при раз­ра­бот­ке сай­тов НКО. Обыч­но поль­зо­ва­тель тра­тит все­го несколь­ко секунд, что­бы опре­де­лить, вызы­ва­ет ли дове­рие ваш сайт и хочет ли он узнать более подроб­ную инфор­ма­цию о фон­де, что­бы вне­сти пожерт­во­ва­ния.

Что может повысить доверие

1. Обнов­ля­е­мость инфор­ма­ции

Глав­ное, что дол­жен сра­зу пока­зать сайт: что это сайт «живой» орга­ни­за­ции, рабо­та кото­рой «кипит».

Поэто­му вся инфор­ма­ция на сай­те долж­на быть «све­жей», все меро­при­я­тия и отче­ты долж­ны иметь дату, обя­за­тель­но долж­на при­сут­ство­вать инфор­ма­ция о послед­них меро­при­я­ти­ях и акту­аль­ные доку­мен­ты.

2. Про­ек­ты и меро­при­я­тия (фото­от­чё­ты)

Для демон­стра­ции актив­ной дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции полез­но давать инфор­ма­цию об уже про­шед­ших и ожи­да­е­мых меро­при­я­ти­ях.

На стра­ни­це с общим спис­ком меро­при­я­тий доста­точ­но одной фото­гра­фии, даты и крат­ко­го опи­са­ния меро­при­я­тия.

На стра­ни­це каж­до­го меро­при­я­тия доста­точ­но 5–7 фото­гра­фий и инфор­ма­тив­но­го отчёт о том, что про­изо­шло (когда, кто, где и какое меро­при­я­тие про­во­дил). Основ­ные поло­жи­тель­ные эмо­ции, кото­рые вызва­ло меро­при­я­тие, долж­ны пока­зы­вать фото­гра­фии.

3. Лицен­зии

Воз­мож­ные учре­ди­тель­ные доку­мен­ты долж­ны лег­ко нахо­дить­ся на сай­те. Их мож­но раз­ме­щать на вклад­ке «О фон­де». Раз­ме­сти­те ссыл­ку на документ(ы), а рядом на стра­ни­це несколь­ко основ­ных фор­маль­ных пред­ло­же­ний о фон­де (номер лицензии/в каком году и кем осно­ван и т.п.), что­бы не застав­лять поль­зо­ва­те­ля ска­чи­вать доку­мент.

Фрагмент сайта "Центр лечебной педагогики"
Фраг­мент сай­та «Центр лечеб­ной педа­го­ги­ки»

4. Лица

Лица так­же поз­во­ля­ют «ожи­вить» орга­ни­за­цию в гла­зах поль­зо­ва­те­ля. Это как лица детей, кото­рым нуж­на помощь, так и лица сотруд­ни­ков вашей орга­ни­за­ции.

Жела­тель­но, что­бы при наве­де­нии кур­со­ра фото­гра­фии уве­ли­чи­ва­лись и мож­но было уви­деть лица круп­но.

Фрагмент сайта благотворительного фонда "Подари жизнь"
Фраг­мент сай­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Пода­ри жизнь»

5. Финан­со­вые отче­ты

Отчёт­ность повы­ша­ет уро­вень дове­рия орга­ни­за­ции и гово­рит о про­зрач­но­сти дея­тель­но­сти фон­да. Поэто­му делай­те лег­ким нахож­де­ние бло­ка отчет­но­сти на сай­те, а так­же его ска­чи­ва­ние и про­смотр.

Кон­крет­ные циф­ры (напри­мер: сколь­ко денег собра­но, сколь­ко детей спа­се­но, сколь­ко чело­век при­со­еди­ни­лись)

Так­же пока­зать актив­ность вашей орга­ни­за­ции могут помочь кон­крет­ные циф­ры: это может быть коли­че­ство собран­ных за какой-то пери­од средств, коли­че­ство при­со­еди­нив­ших­ся к вам за какой-то пери­од новых волон­те­ров, коли­че­ство детей, кото­рым вы помог­ли и т.п.

Пред­став­ле­на эта инфор­ма­ция может быть нена­вяз­чи­во малень­ким бло­ком, напри­мер, на глав­ной стра­ни­це или в «шап­ке» сай­та.

Фрагмент сайта благотворительного фонда "Подари жизнь"
Фраг­мент сай­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Пода­ри жизнь»

6. Раз­но­об­раз­ные вари­ан­ты помо­щи

Когда чело­век попа­да­ет на сайт, на кото­ром ему пред­ла­га­ют толь­ко воз­мож­ность пере­ве­сти день­ги, это вызы­ва­ет у него сомне­ние в дея­тель­но­сти сай­та. Фон­ду может тре­бо­вать­ся раз­но­об­раз­ная помощь: в опе­ке над детьми, в огра­ни­за­ции меро­при­я­тий, в рекла­ме, даже в юза­би­ли­ти сай­та. Жела­тель­но, что­бы чело­век на сай­те сра­зу пони­мал, что если он пока не готов пере­ве­сти вам день­ги, он может помочь каким-то дру­гим спо­со­бом.

7. Финан­со­вая помощь: адрес­ная или помощь фон­ду

Так­же на при­ме­ре фон­да «Адре­са мило­сер­дия» была рас­смот­ре­на ошиб­ка, когда поль­зо­ва­тель при жела­нии помочь не пони­мал, что он может пере­ве­сти день­ги на адрес фон­да в целом, а не кон­крет­но­му ребен­ку (неудач­но визу­аль­но сгруп­пи­ро­ва­ны на стра­ни­це соот­вет­ству­ю­щие бло­ки). Не все люди гото­вы при­ни­мать реше­ние, кому они хотят помочь (брать на себя ответ­ствен­ность, «вер­шить судь­бы»). Поэто­му нали­чие воз­мож­но­сти пере­ве­сти день­ги в целом на адрес фон­да так­же долж­но быть оче­вид­ным.

8. Исто­рия помо­щи

Исто­рии болез­ней – это важ­ная вызы­ва­ю­щая дове­рие инфор­ма­ция, но сто­ит пра­виль­но акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние.

Не погру­жай­те слу­чай­но­го поль­зо­ва­те­ля в исто­рию болез­ни отдель­но­го чело­ве­ка. Ново­сти про то, что уже сде­ла­но для ребён­ка в поло­жи­тель­ном клю­че, вос­при­ни­ма­ют­ся лег­че, чем подроб­ное опи­са­ние диа­гно­за вра­чей.

Если поль­зо­ва­тель захо­чет про­чи­тать исто­рию, луч­ше предо­ста­вить ему воз­мож­ность нажать на вклад­ку «Подроб­нее».

Фрагмент сайта благотворительного фонда "Адреса милосердия"
Фраг­мент сай­та бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Адре­са мило­сер­дия»

9. Обрат­ная связь

Полез­но уде­лять долж­ное вни­ма­ние обрат­ной свя­зи с чело­ве­ком, кото­рый пожерт­во­вал ваше­му фон­ду день­ги. Даже если он про­сто полу­чит от вас лич­ное пись­мо с бла­го­дар­но­стью, жела­ние вер­нуть­ся и сде­лать повтор­ное пожерт­во­ва­ние имен­но в ваш фонд, а не в какой-то дру­гой, будет у него силь­нее. Пись­мо от кон­крет­но­го «реаль­но­го» сотруд­ни­ка фон­да сде­ла­ет ваше онлайн-обще­ние более живым, чело­веч­ным.

Что может повысить мотивацию человека при посещении сайта

Моти­ва­ция – вто­рой по важ­но­сти вопрос, кото­рый сто­ит перед сай­том. Не пер­вый, так как люди, кото­рые зашли на сайт бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции ско­рее все­го уже обла­да­ют неко­то­рой моти­ва­ци­ей ока­зать помощь.

Неко­то­рые аспек­ты, кото­рые спо­соб­ны повы­сить моти­ва­цию, мы уже обсуж­да­ли выше (в «повы­ше­нии дове­рия»), как то:

1. Фото­от­че­ты о меро­при­я­ти­ях

Фото­гра­фии и опи­са­ние меро­при­я­тий долж­ны так­же вызы­вать жела­ние при­со­еди­нить­ся к вам и вашей дея­тель­но­сти, стать частью этих меро­при­я­тий.

2. Раз­но­об­раз­ные вари­ан­ты помо­щи

Чело­век может быть не готов пере­во­дить незна­ко­мой орга­ни­за­ции день­ги, но готов съез­дить вме­сте с ней и помочь про­ве­сти бла­го­тво­ри­тель­ный кон­церт или поучаст­во­вать в дру­гом меро­при­я­тии. А после кон­цер­та, позна­ко­мив­шись с коман­дой вжи­вую, с боль­шей веро­ят­но­стью решить­ся пере­ве­сти ей день­ги.

3. Помочь лег­ко («Моя помощь будет полез­на»)

Важ­но, что­бы чело­век пони­мал, что помощь, кото­рую он может ока­зать, на самом деле будет полез­на. Напри­мер, на сай­те сбо­ра поже­тво­ва­ний мож­но с помо­щью шка­лы, посте­пен­но запол­ня­е­мой до необ­хо­ди­мо­го резуль­та­та (про­гресс-бара) нагляд­но пока­зать, какая часть необ­хо­ди­мых средств была собра­на, а какая оста­лась, и рядом раз­ме­стить кноп­ку «Пожерт­во­вать» (дать чело­ве­ку воз­мож­ность умень­шить эту раз­ни­цу еще боль­ше). После вно­са пожерт­во­ва­ния циф­ры на про­гресс-баре авто­ма­ти­че­ски меня­ют­ся.

Фрагмент сайта "Предание.ру"
Фраг­мент сай­та «Предание.ру»

4. Счаст­ли­вые исто­рии

Так­же повы­сить моти­ва­цию поз­во­ля­ет опи­са­ние счаст­ли­вых завер­шен­ных исто­рий помо­щи.

При­ме­ры реко­мен­да­ций для фон­да «Адре­са мило­сер­дия»

  • Изме­нить струк­ту­ру глав­ной стра­ни­цы (подроб­нее – в пре­зен­та­ции)
  • Опти­ми­зи­ро­вать стра­ни­цы «О Фон­де», «Как помочь» и стра­ни­цу с исто­ри­ей кон­крет­но­го ребен­ка (подроб­нее – в пре­зен­та­ции)
  • Опти­ми­зи­ро­вать глав­ное меню и под­ме­ню раз­де­ла «О Фон­де» (подроб­нее – в пре­зен­та­ции)
  • Доба­вить «соци­аль­ные кноп­ки» (воз­мож­ность делить­ся инфор­ма­ци­ей со стра­ни­цы в раз­ных соци­аль­ных сетях) на глав­ную (мел­ко), на стра­ни­цы детей и меро­при­я­тий
  • Жела­тель­но, что­бы была инфор­ма­ция о том, как фонд рас­пре­де­ля­ет сред­ства без­ад­рес­ных пожерт­во­ва­ний
  • Доба­вить на сайт стро­ку поис­ка
  • При наве­де­нии на кли­ка­бель­ные ссыл­ки изоб­ра­же­ние кур­со­ра долж­но изме­нять­ся (что­бы пока­зать кли­ка­бель­ность ссыл­ки)
  • Фото­гра­фии людей по кли­ку мыш­кой (или наве­де­нию) долж­ны уве­ли­чи­вать­ся
  • Со стра­ни­цы кон­крет­но­го ребен­ка так­же долж­на быть воз­мож­ность пере­дать без­ад­рес­ное пожерт­во­ва­ние
  • Убрать оран­же­вый фон тек­ста (кото­рый исполь­зу­ет­ся для выде­ле­ния заго­лов­ков)
  • Жела­тель­но, что­бы все спо­со­бы опла­ты были вид­ны сра­зу

Пре­зен­та­ция Алё­ны Его­ро­вой:


За анон­са­ми може­те сле­дить на сай­те Теп­ли­цы и в груп­пе на Facebook.