Ксения Диодорова: как создаются мультимедийные проекты

Cooснователь студии «Гонзо дизайн» Ксения Диодорова рассказала, как выстраивать коммуникацию с аудиторией при помощи мультимедийных проектов. Фото: Глеб Пайкачёв
Cooснователь студии «Гонзо дизайн» Ксения Диодорова рассказала, как выстраивать коммуникацию с аудиторией при помощи мультимедийных проектов. Фото: Глеб Пайкачёв

6 апре­ля 2017 года в Санкт-Петер­бур­ге про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Соци­аль­ные про­ек­ты ново­го фор­ма­та». Участ­ни­ки узна­ли о том, как созда­ют­ся слож­ные сто­ри­тел­лин­го­вые медиа-про­ек­ты на ост­ро­со­ци­аль­ные темы.

На встре­че высту­пи­ла соос­но­ва­тель сту­дии «Гон­зо дизайн», фото­граф и дизай­нер Ксе­ния Дио­до­ро­ва.

Дизайн и благотворительность

Основ­ная цель мар­ке­тин­го­во­го дизай­на – это про­да­жа про­дук­та опре­де­лен­ной ауди­то­рии.

У каж­до­го брен­да есть нема­те­ри­аль­ное поле цен­но­стей, кото­рое мож­но назвать инстру­мен­том для про­гно­зи­ро­ва­ния опре­де­лен­ных реак­ций и ситу­а­ций с рас­че­том на опре­де­лен­ный резуль­тат. Рабо­та с цен­но­стя­ми в слу­чае соци­аль­ных про­блем ста­но­вит­ся гораз­до более слож­ной и тон­кой.

«Когда мы пыта­ем­ся решить зада­чу при­вле­че­ния волон­те­ров, мы упи­ра­ем­ся в зада­чи, кото­рые затра­ги­ва­ют абсо­лют­но мета­фи­зи­че­ские и воз­душ­ные поня­тия. Это уже не зада­ча «я хочу пить, я пой­ду куп­лю сок, тот или дру­гой». Вопро­сы, кото­рые затра­ги­ва­ют соци­аль­ные про­ек­ты, завя­за­ны на сло­вах тако­го уров­ня как состра­да­ние и ува­же­ние. И в конеч­ном сче­те чело­век при­ни­ма­ет реше­ние, что он хочет дать сто руб­лей, пото­му что он испы­ты­ва­ет состра­да­ние». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

О важности коммуникаций

«Когда мы созда­ем про­ект, мы пыта­ем­ся создать ком­му­ни­ка­цию. Неваж­но она про­ис­хо­дит меж­ду ста­кан­чи­ком из-под кофе и чело­ве­ком или меж­ду инва­ли­дом и чело­ве­ком, кото­рый нико­гда инва­ли­да не встре­чал. Мы пыта­ем­ся с помо­щью про­ек­та ему рас­ска­зать, что такие люди есть. Если гово­рить о ком­му­ни­ка­ции, то, на самом деле, она про­ис­хо­дит не меж­ду ста­кан­чи­кам и чело­ве­ком и не меж­ду тер­ми­ном «инва­лид­ность» с чело­ве­ком. Ком­му­ни­ка­ция про­ис­хо­дит по прин­ци­пу P2P все­гда. На наш взгляд это един­ствен­ный лояль­ный и дей­ствен­ный метод дипло­ма­тич­ной ком­му­ни­ка­ции». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

P2P (от англ. person-to-person – от чело­ве­ка чело­ве­ку) – под­ход, выра­бо­тан­ный в сту­дии «Гон­зо дизайн».

Каж­дый чело­век состо­ит из мно­же­ства раз­ных полей актив­но­сти и чув­ство­ва­ния: семья, дру­зья, обра­зо­ва­ние, рабо­та. Если у людей слу­ча­ют­ся пере­се­че­ния этих полей, то ком­му­ни­ка­ция про­изо­шла. Чело­век испы­ты­ва­ет жела­ние к диа­ло­гу и к уча­стию тогда, когда он нахо­дит себя в отра­же­ние дру­го­го.

«Если посмот­реть на темы про­ек­тов, кото­рые мы раз­ра­ба­ты­ва­ли, един­ствен­ное, что их объ­еди­ня­ет это то, что с теми груп­па­ми людей, кото­рые они рас­смат­ри­ва­ют, обыч­но мы не пере­се­ка­ем­ся. Это опре­де­лен­ные сооб­ще­ства, кото­рые изо­ли­ро­ва­ны, и имен­но поэто­му коли­че­ство наших пере­се­че­ний сво­дит­ся к нулю. Зада­ча таких про­ек­тов все-таки най­ти эти пере­се­че­ния, мости­ки и постро­ить их как мож­но боль­ше. Мы закла­ды­ва­ем в исто­рию об опре­де­лен­ной груп­пе то, что понят­но любо­му чело­ве­ку. При­чем здесь сте­пень вовле­чен­но­сти зави­сит от мно­гих фак­то­ров». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Ксения Диодорова рассказывает участникам митапа о концепции проекта «Глубоко внутри». Фото: Глеб Пайкачёв
Ксе­ния Дио­до­ро­ва рас­ска­зы­ва­ет участ­ни­кам мита­па о кон­цеп­ции про­ек­та «Глу­бо­ко внут­ри». Фото: Глеб Пай­ка­чёв

Формулирование концепции

При фор­му­ли­ро­ва­нии кон­цеп­ции и даль­ней­шей рабо­те над про­ек­том, необ­хо­ди­мо пони­ма­ние конеч­ной цели про­ек­та. В рабо­те над соци­аль­ны­ми тема­ми все­гда воз­ни­ка­ют такие ситу­а­ции, когда мож­но раз­вет­вить­ся и поте­рять конеч­ный смысл, что ты хочешь ска­зать и что ты хочешь делать.

«Напри­мер, в про­ек­те про тру­до­вых мигран­тов «В холо­де» я столк­ну­лась с такой ситу­а­ци­ей. Одна из геро­инь про­ек­та ска­за­ла, что у нее в ком­на­те снять не полу­чит­ся, пото­му что в обще­жи­тии каран­тин. Это обще­жи­тие спе­ци­аль­но было постро­е­но при тор­го­вом цен­тре для тру­до­вых мигран­тов, сотруд­ни­ков цен­тра. Полу­ча­ет­ся, что чело­век, кото­рый рабо­та­ет посу­до­мой­кой в кафе, живет в обще­жи­тии, где тубер­ку­лез­ный каран­тин. Меня часто спра­ши­ва­ют, поче­му я не вклю­чи­ла эту исто­рию в про­ект. Тогда полу­чи­лось бы, что 9 меся­цев я сни­ма­ла исто­рии с попыт­кой нала­дить ком­му­ни­ка­цию меж­ду мигран­та­ми и осталь­ны­ми людь­ми, а потом уби­ла бы все одной строч­кой, ска­зав, что все мигран­ты раз­но­сят зара­зу». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Кон­цеп­ция про­ек­та долж­на вклю­чать в себя худо­же­ствен­ные обра­зы, кото­рые соот­вет­ству­ют постав­лен­ны­ми целям. Они отве­ча­ют за дели­кат­ность пода­чи мате­ри­а­ла и его вос­при­я­тия. Обра­зы зашиф­ро­вы­ва­ют опре­де­лен­ные смыс­лы и дают зри­те­лю сво­бо­ду к интер­пре­та­ции и пони­ма­нию темы настоль­ко, насколь­ко он на дан­ном эта­пе сво­ей жиз­ни готов к это­му. Образ­ная инфор­ма­ция от необ­раз­ной отли­ча­ет­ся тем, что в ней не дает­ся ника­ких откры­тых сооб­ще­ний и гото­вых отве­тов. Чело­ве­ку дает­ся воз­мож­ность поду­мать и сде­лать какой-то вывод.

В основу концепции проекта «В холоде» легла идея показать жизнь семей трудовых мигрантов в России и в их родной стране. Фото: снимок экрана с сайта проекта.
В осно­ву кон­цеп­ции про­ек­та «В холо­де» лег­ла идея пока­зать жизнь семей тру­до­вых мигран­тов в Рос­сии и в их род­ной стране. Фото: сни­мок экра­на с сай­та про­ек­та.

Форма проекта

Когда есть неко­то­рая кон­цеп­ция, то необ­хо­ди­мо при­дать теме фор­му. Есть три клю­че­вые фор­мы:

  • Сре­до­вая (выстав­ка, инстал­ля­ция, скульп­ту­ра, любой мате­ри­ал кото­рый появ­ля­ет­ся в сре­де)
  • Цциф­ро­вая (лон­грид, интер­ак­тив­ный сайт, чат-бот).
  • Объ­ект­ная (кни­ги, суве­ни­ры, фут­бол­ки, любая печат­ная про­дук­ция)

При­вле­че­ние раз­лич­ных форм в первую оче­редь поз­во­ля­ет рас­ши­рить ауди­то­рию.

Содержание

Любой про­дукт состо­ит из тек­сто­во­го и визу­аль­но­го содер­жа­ния (фото и видео). Сме­ши­ва­ние раз­ных типов инфор­ма­ции созда­ют и отве­ча­ют за образ­ность, смыс­лы и марш­рут, по кото­ро­му эти смыс­лы и эмо­ции при­хо­дят к зри­те­лю.

«Сам по себе мате­ри­ал, когда мы его соби­ра­ем, я назы­ваю сырым мясом, пото­му что это сырье. И во вре­мя сбо­ра это­го мате­ри­а­ла все долж­но быть под­чи­не­но конеч­ной зада­че. То, как ты орга­ни­зу­ешь мате­ри­ал, как ты его пода­ешь, в какой после­до­ва­тель­но­сти, как ты струк­ту­ри­ру­ешь его, какую долю интер­ак­тив­но­сти ты вво­дишь – это все дела­ет­ся на эта­пе про­то­ти­па, когда ты орга­ни­зу­ешь мате­ри­ал опре­де­лен­ным обра­зом». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Пример сочетания типов информации в проекте «Глубоко внутри». Фото: снимок экрана с сайта проекта
При­мер соче­та­ния типов инфор­ма­ции в про­ек­те «Глу­бо­ко внут­ри». Фото: сни­мок экра­на с сай­та про­ек­та

Язык

  • Рас­ска­зы­вай­те исто­рию не слиш­ком про­фес­си­о­наль­ным, узким язы­ком.
  • Не обви­няй­те чита­те­ля, не навя­зы­вай­те, не про­яв­ляй­те агрес­сию или не ува­же­ние к его заблуж­де­ни­ям. Встре­чая акку­рат­ную и мяг­кую ком­му­ни­ка­цию, чело­век с гораз­до боль­шей веро­ят­но­стью будет готов при­ни­мать.

Начать перед началом

«Начать перед нача­лом – это когда вы еще ниче­го не нача­ли, еще, может быть, толь­ко день­ги ищи­те на про­ект, но вы уже всем рас­ска­зы­ва­е­те про то, что вас очень инте­ре­су­ет эта тема и поче­му». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы понять и про­чув­ство­вать отно­ше­ние людей к теме, собрать вокруг себя круг людей, кото­рые раз­де­ля­ют ваши взгля­ды и убеж­де­ния и гото­вы вас под­дер­жать.

Во вре­мя раз­ра­бот­ки про­ек­та и кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния мате­ри­а­ла необ­хо­ди­мо рас­ска­зы­вать о том, как про­ис­хо­дит этот про­цесс, пото­му что в этом есть «Ты» (автор). Это явля­ет­ся цен­ным и эффек­тив­ным, пото­му что так про­яв­ля­ет­ся лич­ное отно­ше­ние и субъ­ек­тив­ность.

Еще по теме: Лон­гри­ды: что это такое и зачем НКО их писать

Запуск проекта

Перед окон­ча­тель­ным запус­ком про­ек­та необ­хо­ди­мо сде­лать вброс инфор­ма­ции.

«Для про­ек­та «Глу­бо­ко внут­ри», кото­рый мы дела­ли для фон­да «Пер­спек­ти­вы», мы сде­ла­ли тизер-сайт с малень­ким кусоч­ком инфор­ма­ции, из кото­ро­го ста­но­вит­ся понят­но, из чего он стро­ит­ся. Это про­во­ци­ру­ет ожи­да­ние». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

После запус­ка про­ек­та про­ис­хо­дит сопро­вож­де­ние. Тут очень важ­но рабо­тать не толь­ко с внеш­ней ауди­то­ри­ей про­ек­та, но и внут­ри коман­ды, орга­ни­за­ции и с геро­я­ми про­ек­та.

«С фон­дом «Пер­спек­ти­вы» поми­мо того, что рас­ска­зы­ва­ем вовне, мы ста­ра­ем­ся рас­ска­зы­вать об этом про­ек­те внут­ри. На сего­дня мы про­ве­ли несколь­ко встреч, одна из них была для ребят из интер­на­та, о кото­рых наш про­ект. Мы про­ве­ли встре­чи о про­ек­те с сотруд­ни­ка­ми фон­да, дирек­то­ра­ми фон­да, коор­ди­на­тор­ским сове­том фон­да, и мы всем рас­ска­зы­ва­ем, что, зачем и поче­му». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Внеш­ни­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми могут являть­ся не толь­ко ком­му­ни­ка­ции со СМИ, но и про­све­ти­тель­ские меро­при­я­тия, лек­ции, кон­фе­рен­ции.

«У меня на каж­дый про­ект есть по шесть типов лек­ций, кото­рые я исполь­зую в зави­си­мо­сти от того, куда иду». Ксе­ния Дио­до­ро­ва

Нахо­ди­те собы­тия, куда мож­но прий­ти со сво­ей темой, и мак­си­маль­но рас­ши­ряй­те круг этих собы­тий.

Проекты студии, которые упоминались на встрече: