Ксения Диодорова: как создаются мультимедийные проекты

В Санкт-Петербурге прошел митап Теплицы социальных технологий «Социальные проекты нового формата». Участники узнали о том, как создаются сложные сторителлинговые медиа-проекты на остросоциальные темы.

6 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге прошел митап Теплицы социальных технологий «Социальные проекты нового формата». Участники узнали о том, как создаются сложные сторителлинговые медиа-проекты на остросоциальные темы.

На встрече выступила сооснователь студии «Гонзо дизайн», фотограф и дизайнер Ксения Диодорова.

Дизайн и благотворительность

Основная цель маркетингового дизайна – это продажа продукта определенной аудитории.

У каждого бренда есть нематериальное поле ценностей, которое можно назвать инструментом для прогнозирования определенных реакций и ситуаций с расчетом на определенный результат. Работа с ценностями в случае социальных проблем становится гораздо более сложной и тонкой.

«Когда мы пытаемся решить задачу привлечения волонтеров, мы упираемся в задачи, которые затрагивают абсолютно метафизические и воздушные понятия. Это уже не задача «я хочу пить, я пойду куплю сок, тот или другой». Вопросы, которые затрагивают социальные проекты, завязаны на словах такого уровня как сострадание и уважение. И в конечном счете человек принимает решение, что он хочет дать сто рублей, потому что он испытывает сострадание». Ксения Диодорова

О важности коммуникаций

«Когда мы создаем проект, мы пытаемся создать коммуникацию. Неважно она происходит между стаканчиком из-под кофе и человеком или между инвалидом и человеком, который никогда инвалида не встречал. Мы пытаемся с помощью проекта ему рассказать, что такие люди есть. Если говорить о коммуникации, то, на самом деле, она происходит не между стаканчикам и человеком и не между термином «инвалидность» с человеком. Коммуникация происходит по принципу P2P всегда. На наш взгляд это единственный лояльный и действенный метод дипломатичной коммуникации». Ксения Диодорова

P2P (от англ. person-to-person – от человека человеку) – подход, выработанный в студии «Гонзо дизайн».

Каждый человек состоит из множества разных полей активности и чувствования: семья, друзья, образование, работа. Если у людей случаются пересечения этих полей, то коммуникация произошла. Человек испытывает желание к диалогу и к участию тогда, когда он находит себя в отражение другого.

«Если посмотреть на темы проектов, которые мы разрабатывали, единственное, что их объединяет это то, что с теми группами людей, которые они рассматривают, обычно мы не пересекаемся. Это определенные сообщества, которые изолированы, и именно поэтому количество наших пересечений сводится к нулю. Задача таких проектов все-таки найти эти пересечения, мостики и построить их как можно больше. Мы закладываем в историю об определенной группе то, что понятно любому человеку. Причем здесь степень вовлеченности зависит от многих факторов». Ксения Диодорова

Ксения Диодорова рассказывает участникам митапа о концепции проекта «Глубоко внутри». Фото: Глеб Пайкачёв
Ксения Диодорова рассказывает участникам митапа о концепции проекта «Глубоко внутри». Фото: Глеб Пайкачёв

Формулирование концепции

При формулировании концепции и дальнейшей работе над проектом, необходимо понимание конечной цели проекта. В работе над социальными темами всегда возникают такие ситуации, когда можно разветвиться и потерять конечный смысл, что ты хочешь сказать и что ты хочешь делать.

«Например, в проекте про трудовых мигрантов «В холоде» я столкнулась с такой ситуацией. Одна из героинь проекта сказала, что у нее в комнате снять не получится, потому что в общежитии карантин. Это общежитие специально было построено при торговом центре для трудовых мигрантов, сотрудников центра. Получается, что человек, который работает посудомойкой в кафе, живет в общежитии, где туберкулезный карантин. Меня часто спрашивают, почему я не включила эту историю в проект. Тогда получилось бы, что 9 месяцев я снимала истории с попыткой наладить коммуникацию между мигрантами и остальными людьми, а потом убила бы все одной строчкой, сказав, что все мигранты разносят заразу». Ксения Диодорова

Концепция проекта должна включать в себя художественные образы, которые соответствуют поставленными целям. Они отвечают за деликатность подачи материала и его восприятия. Образы зашифровывают определенные смыслы и дают зрителю свободу к интерпретации и пониманию темы настолько, насколько он на данном этапе своей жизни готов к этому. Образная информация от необразной отличается тем, что в ней не дается никаких открытых сообщений и готовых ответов. Человеку дается возможность подумать и сделать какой-то вывод.

В основу концепции проекта «В холоде» легла идея показать жизнь семей трудовых мигрантов в России и в их родной стране. Фото: снимок экрана с сайта проекта.
В основу концепции проекта «В холоде» легла идея показать жизнь семей трудовых мигрантов в России и в их родной стране. Фото: снимок экрана с сайта проекта.

Форма проекта

Когда есть некоторая концепция, то необходимо придать теме форму. Есть три ключевые формы:

  • Средовая (выставка, инсталляция, скульптура, любой материал который появляется в среде)
  • Ццифровая (лонгрид, интерактивный сайт, чат-бот).
  • Объектная (книги, сувениры, футболки, любая печатная продукция)

Привлечение различных форм в первую очередь позволяет расширить аудиторию.

Содержание

Любой продукт состоит из текстового и визуального содержания (фото и видео). Смешивание разных типов информации создают и отвечают за образность, смыслы и маршрут, по которому эти смыслы и эмоции приходят к зрителю.

«Сам по себе материал, когда мы его собираем, я называю сырым мясом, потому что это сырье. И во время сбора этого материала все должно быть подчинено конечной задаче. То, как ты организуешь материал, как ты его подаешь, в какой последовательности, как ты структурируешь его, какую долю интерактивности ты вводишь – это все делается на этапе прототипа, когда ты организуешь материал определенным образом». Ксения Диодорова

Пример сочетания типов информации в проекте «Глубоко внутри». Фото: снимок экрана с сайта проекта
Пример сочетания типов информации в проекте «Глубоко внутри». Фото: снимок экрана с сайта проекта

Язык

  • Рассказывайте историю не слишком профессиональным, узким языком.
  •  Не обвиняйте читателя, не навязывайте, не проявляйте агрессию или не уважение к его заблуждениям. Встречая аккуратную и мягкую коммуникацию, человек с гораздо большей вероятностью будет готов принимать.

Начать перед началом

«Начать перед началом – это когда вы еще ничего не начали, еще, может быть, только деньги ищите на проект, но вы уже всем рассказываете про то, что вас очень интересует эта тема и почему». Ксения Диодорова

Это необходимо для того, чтобы понять и прочувствовать отношение людей к теме, собрать вокруг себя круг людей, которые разделяют ваши взгляды и убеждения и готовы вас поддержать.

Во время разработки проекта и коллекционирования материала необходимо рассказывать о том, как происходит этот процесс, потому что в этом есть «Ты» (автор). Это является ценным и эффективным, потому что так проявляется личное отношение и субъективность.

Еще по теме: Лонгриды: что это такое и зачем НКО их писать

Запуск проекта

Перед окончательным запуском проекта необходимо сделать вброс информации.

«Для проекта «Глубоко внутри», который мы делали для фонда «Перспективы», мы сделали тизер-сайт с маленьким кусочком информации, из которого становится понятно, из чего он строится. Это провоцирует ожидание». Ксения Диодорова

После запуска проекта происходит сопровождение. Тут очень важно работать не только с внешней аудиторией проекта, но и внутри команды, организации и с героями проекта.

«С фондом «Перспективы» помимо того, что рассказываем вовне, мы стараемся рассказывать об этом проекте внутри. На сегодня мы провели несколько встреч, одна из них была для ребят из интерната, о которых наш проект. Мы провели встречи о проекте с сотрудниками фонда, директорами фонда, координаторским советом фонда, и мы всем рассказываем, что, зачем и почему». Ксения Диодорова

Внешними коммуникациями могут являться не только коммуникации со СМИ, но и просветительские мероприятия, лекции, конференции.

«У меня на каждый проект есть по шесть типов лекций, которые я использую в зависимости от того, куда иду». Ксения Диодорова

Находите события, куда можно прийти со своей темой, и максимально расширяйте круг этих событий.

Проекты студии, которые упоминались на встрече: