Как использовать дополненную и виртуальную реальности в проектах

Георгий Коган, совладелец компании по разработке программного обеспечения BitDevelop, руководитель проектов по интерактивным технологиям в Interactive Technologies. Фото:Руслан Шекуров

28 нояб­ря 2016 года в Каза­ни про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Допол­нен­ная и вир­ту­аль­ная реаль­но­сти в соци­аль­ных про­ек­тах». Участ­ни­ки узна­ли, что такое вир­ту­аль­ная и допол­нен­ная реаль­но­сти.

На мита­пе высту­пил Геор­гий Коган, совла­де­лец ком­па­нии по раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния BitDevelop, руко­во­ди­тель про­ек­тов по интер­ак­тив­ным тех­но­ло­ги­ям в ком­па­нии Interactive Technologies.

Что такое виртуальная и дополненная реальности

Вир­ту­аль­ная реаль­ность (англ. virtual reality, VR) – интер­ак­тив­ное трех­мер­ное про­стран­ство, создан­ное с помо­щью муль­ти­ме­диа тех­но­ло­гии, объ­еди­ня­ю­щей в себе такие фор­мы коди­ро­ва­ния инфор­ма­ции: вер­баль­ная, ико­но­гра­фи­че­ская, фоно­гра­фи­че­ская.

Допол­нен­ная реаль­ность (англ. augmented reality, AR – «рас­ши­рен­ная реаль­ность») – сре­да с пря­мым или кос­вен­ным допол­не­ни­ем физи­че­ско­го мира циф­ро­вы­ми дан­ны­ми в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни при помо­щи ком­пью­тер­ных устройств.

Отли­чие состо­ит в том, что вир­ту­аль­ная реаль­ность (VR) уби­ра­ет из поля зре­ния при­выч­ный мир, в то вре­мя как допол­нен­ная реаль­ность (AR) допол­ня­ет его полез­ной инфор­ма­ци­ей. Самый яркий при­мер допол­нен­ной реаль­но­сти – игра Pokemon Go.

Основные направления VR/AR

Раз­ви­тие эмпа­тии и пони­ма­ния миро­вос­при­я­тия боль­ных людей. VR-про­ек­ты помо­га­ют понять, как видят мир люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. На мита­пе был пред­став­лен ролик о вир­ту­аль­ном спа­се­нии котен­ка.

Реа­би­ли­та­ция и адап­та­ция людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Напри­мер, пост­трав­ма­ти­че­ское стрес­со­вое рас­строй­ство, полу­чен­ное в ходе уча­стия в воен­ных дей­стви­ях, может быть скор­рек­ти­ро­ва­но с помо­щью вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Дан­ная тех­но­ло­гия может помочь пре­одо­леть нега­тив­ные реак­ции, воз­вра­щая чело­ве­ка к при­выч­но­му обра­зу жиз­ни.

Чело­век погру­жа­ет­ся в пси­хо­трав­ми­ру­ю­щую ситу­а­цию, про­жи­вая ее зано­во. Таким обра­зом, чело­век при­ни­ма­ет и осо­зна­ет эту ситу­а­цию, что спо­соб­ству­ет избав­ле­нию от стра­ха. Так­же тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти мож­но исполь­зо­вать при лече­нии фобий. Чело­ве­ка поме­ща­ют в стрес­со­ген­ную для него ситу­а­цию, кото­рую он про­жи­ва­ет и нахо­дит пути реше­ния про­бле­мы.

Лече­ние физи­че­ских неду­гов. Тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­стей могут быть успеш­но исполь­зо­ва­ны в меди­цине и реа­би­ли­та­ции при слож­ных трав­мах и физи­че­ских неду­гах.

Обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты. Сту­ден­ты меди­цин­ских учеб­ных учре­жде­ний могут перей­ти от пре­па­ри­ро­ва­ния живых лягу­шек к вир­ту­аль­ным учеб­ным опе­ра­ци­ям.

Казан­ский про­ект «Реаль­ная аст­ро­но­мия» дает воз­мож­ность отпра­вить­ся в путе­ше­ствие в кос­мос и совер­шить про­гул­ку сре­ди пла­нет Сол­неч­ной систе­мы.

Вита­лий Каретников,основатель про­ек­та «Реаль­ная аст­ро­но­мия» . Фото:Руслан Шеку­ров

Применение VR и AR в социальном предпринимательстве

Кро­ме обра­зо­ва­тель­но­го и учеб­но­го про­цес­сов тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­стей мож­но при­ме­нять и для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций.

При помо­щи тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти мож­но при­влечь част­ных доно­ров к сво­е­му про­ек­ту. Доступ­но и понят­но объ­яс­нить дея­тель­ность сво­е­го про­ек­та мож­но при помо­щи филь­мов VR. Так­же с помо­щью VR-филь­мов мож­но попро­бо­вать себя в новых усло­ви­ях, не выхо­дя из дома.

Напри­мер, филь­мы коман­ды HelpMeSee поз­во­ля­ют погру­зить­ся в про­смотр филь­ма без спе­ци­аль­ных гад­же­тов. Такой фильм мож­но снять при доста­точ­но неболь­шом бюд­же­те. Все, что может пона­до­бить­ся, – это кар­тон­ная уста­нов­ка с пятью вмон­ти­ро­ван­ны­ми каме­ра­ми или одной каме­рой KodakSP360.

Спи­ке­ры выра­зи­ли готов­ность тес­но сотруд­ни­чать с НКО в сфе­ре созда­ния нова­тор­ских реше­ний в обла­сти VR и AR. Если у вас есть идея и вы хоти­те ее реа­ли­зо­вать, може­те обра­тить­ся к Рус­ла­ну Шеку­ро­ву – [email protected]

Митап про­шел при под­держ­ке арт-про­стран­ства «Бал­кон».