Белые ночи фандрайзинга – 2014. Новые идеи и находки, которые нужны сейчас каждой НКО

bsi
12–15 июня в Каза­ни при под­держ­ке Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­хо­ди­ла VII Меж­ду­на­род­ная прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Белые ночи фанд­рай­зин­га», кото­рую тра­ди­ци­он­но орга­ни­зо­вал питер­ский Центр раз­ви­тия неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. В неболь­шом обзо­ре по горя­чим сле­дам мы поде­лим­ся инте­рес­ны­ми выво­да­ми и ост­ры­ми вопро­са­ми, зву­чав­ши­ми на кон­фе­рен­ции.

При­зна­юсь вам, я три раза пере­пи­сы­ва­ла нача­ло этой ста­тьи, ибо никак не выхо­ди­ло «всту­пить» как сле­ду­ет. Мне хоте­лось сов­ме­стить несов­ме­сти­мое так, как видишь это на казан­ских ули­цах – смесь самых неве­ро­ят­ных стро­е­ний и сти­лей скла­ды­ва­ет­ся в уди­ви­тель­но гар­мо­нич­ную и кра­си­вую реаль­ность.

Автор фото: khawkins33
Автор фото: Flikr/ khawkins33/CC BY 2.0

Под стать ей и сама кон­фе­рен­ция вышла такой же раз­но­об­раз­ной: уль­тра­со­вре­мен­ной и по-домаш­не­му уют­ной, сугу­бо прак­ти­че­ской, но не лишен­ной юмо­ра и вза­им­ной неж­но­сти, с тра­ди­ци­он­ны­ми пре­зен­та­ци­я­ми и панель­ны­ми дис­кус­си­я­ми, но с эле­мен­та­ми импро­ви­за­ции и неожи­дан­ны­ми сюр­при­за­ми. Рас­ска­зы­вая обо всем этом, невоз­мож­но при­дер­жи­вать­ся систе­мы, поэто­му остав­лю сухие име­на и даты в про­грам­ме (кото­рую мож­но посмот­реть на сай­те кон­фе­рен­ции) и даль­ше мы пого­во­рим о тех фак­тах, вопро­сах, тен­ден­ци­ях, кото­рые обсуж­да­лись и с лек­тор­ских три­бун, и за чаш­кой кофе в буфе­те.

Игорь Манн. Пожа­луй, это был самый неожи­дан­ный сюр­приз. Конеч­но, я зна­ла об изда­тель­стве «Манн, Ива­нов и Фер­бер» (ну невоз­мож­но прой­ти мимо пер­вых изда­те­лей книг серии A Book Apart на рус­ском язы­ке). Но я пред­ста­вить не мог­ла, что раз­го­вор о мар­ке­тин­ге может быть насколь­ко увле­ка­тель­ным и моти­ви­ру­ю­щим. Чистое оба­я­ние прак­ти­ки, перед кото­рым мерк­нут все кон­цеп­ции и тео­рии разом. Взять и сде­лать – пред­ва­ри­тель­но конеч­но узнав, что и как, – раз­ве это не девиз любо­го сотруд­ни­ка НКО?

Ключевое правило маркетинга

За даль­ней­ши­ми сове­та­ми и реко­мен­да­ци­я­ми мож­но обра­тить­ся к кни­ге Иго­ря Ман­на «Мар­ке­тинг без бюд­же­та» и дру­гим кни­гам изда­тель­ства «Манн, Ива­нов и Фер­бер» на эту тему.

Он-лайн фанд­рай­зинг. Я при­ни­ма­ла уча­стие в кон­фе­рен­ции как деле­гат Теп­ли­цы и экс­перт. Поэто­му обшир­ный блок вопро­сов, свя­зан­ных с он-лайн инстру­мен­та­ми фанд­рай­зин­га, был пред­ме­том мое­го осо­бо­го инте­ре­са.

Эта тема вол­ну­ет как боль­шие «про­дви­ну­тые» фон­ды, так и малень­кие нише­вые или реги­о­наль­ные про­ек­ты. Нет воз­мож­но­сти пере­ска­зать все, что гово­ри­лось и обсуж­да­лось в рам­ках это­го бло­ка, поэто­му упо­мя­ну неко­то­рые любо­пыт­ные фак­ты, остав­ши­е­ся, по всей веро­ят­но­сти, за рам­ка­ми офи­ци­аль­ных пост-рели­зов:

  1. Широ­та при­сут­ствия – сей­час даже со все­ми огра­ни­че­ни­я­ми и слож­но­стя­ми прак­ти­че­ски любая НКО может при­вле­кать сред­ства в Сети НЕСКОЛЬКИМИ спо­со­ба­ми, что ста­вит уже совер­шен­но новые (инте­рес­ные!) зада­чи перед орга­ни­за­ци­ей: сба­лан­си­ро­ван­ность ресур­сов, раз­ра­бот­ка стра­те­гий, пони­ма­ние сво­ей ауди­то­рии, ана­лиз эффек­тив­но­сти кам­па­ний – с тем, что­бы все эти мно­го­чис­лен­ные спо­со­бы не меша­ли друг дру­гу, а дава­ли «синер­ге­ти­че­ский эффект».
  2. Раз­ви­тие кра­уд­фандин­го­вых плат­форм при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию устой­чи­во­го сег­мен­та он-лайн ауди­то­рии, заин­те­ре­со­ван­ной в помо­щи НКО, и, как след­ствие, появ­ле­нию новых запро­сов от нее – новых инстру­мен­тов такой помо­щи, новых кам­па­ний и т.п.
  3. Коли­че­ствен­ный рост кра­уд­фандин­го­вых плат­форм и дру­гих агре­га­то­ров инфор­ма­ции об НКО ста­вит зада­чу вали­да­ции пред­став­ля­е­мых про­ек­тов – плат­фор­мы вынуж­де­ны (и хотят!) нести ответ­ствен­ность перед сво­ей ауди­то­ри­ей за досто­вер­ность и каче­ство про­грамм, кото­рые на них пред­ла­га­ют­ся для финан­си­ро­ва­ния.
  4. Нали­чие поло­жи­тель­ной дина­ми­ки в обла­сти раз­ви­тия «мно­же­ствен­ных пожерт­во­ва­ний» – когда один чело­век жерт­ву­ет на про­ек­ты несколь­ких орга­ни­за­ций одно­вре­мен­но.

Иссле­до­ва­ния. Это­му виду само­ре­флек­сии сек­то­ра на кон­фе­рен­ции была посвя­ще­на целая серия парал­лель­ных сек­ций. На что обра­ща­лось осо­бое вни­ма­ние.

  • Ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мый про­цент граж­дан име­ют опыт уча­стия в бла­го­тво­ри­тель­но­сти, в том чис­ле и совер­ше­ния пожерт­во­ва­ний (сход­ные резуль­та­ты по раз­ным выбор­кам и мето­ди­кам полу­че­ны у раз­лич­ных иссле­до­ва­те­лей), одна­ко при этом обо­зна­чил­ся неко­то­рый пара­докс: незна­чи­тель­ный про­цент таких «вовле­чен­ных граж­дан» отме­ча­ет, что этот опыт был ско­рее нега­тив­ным, но при этом такой же незна­чи­тель­ный про­цент отме­ча­ет, что этот опыт стал сколь­ко-нибудь устой­чи­вым и вошел в при­выч­ку.
  • Попыт­ка выявить неко­то­рые «объ­ек­тив­ные» фак­то­ры эффек­тив­но­сти фанд­рай­зин­га не дала по-насто­я­ще­му суще­ствен­ных резуль­та­тов. Такие пара­мет­ры, как дли­тель­ность суще­ство­ва­ния орга­ни­за­ции или ее гео­гра­фи­че­ское поло­же­ние, не ока­зы­ва­ют реша­ю­ще­го зна­че­ния. Пред­по­ло­жи­тель­ное объ­яс­не­ние это­го фак­та состо­ит в том, что клю­че­вой фак­тор эффек­тив­но­сти фанд­рай­зин­га – чело­ве­че­ский и заклю­чен непо­сред­ствен­но в лич­но­сти фандрайзера(ов).
  • По-преж­не­му наи­бо­лее эффек­тив­ным инстру­мен­том вовле­че­ния людей в бла­го­тво­ри­тель­ность (по дан­ным иссле­до­ва­те­лей) явля­ет­ся сара­фан­ное радио, то есть лич­ные свя­зи. Это, с одной сто­ро­ны, зада­ет век­тор фанд­рай­зин­го­вых уси­лий для орга­ни­за­ций, но, с дру­гой сто­ро­ны, пока­зы­ва­ет низ­кую эффек­тив­ность (на дан­ном эта­пе раз­ви­тия) опо­сре­до­ван­ных кана­лов ком­му­ни­ка­ции – соц­се­тей, сай­тов, СМИ.

Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство. В теме соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства, полу­чив­шей на кон­фе­рен­ции харак­те­ри­сти­ку мод­ной были обо­зна­че­ны как мини­мум две основ­ные про­бле­мы сего­дняш­не­го дня:

Банк социальных идей

  • Само­иден­ти­фи­ка­ция – у этой про­бле­мы две сто­ро­ны, свя­зан­ные, с одной сто­ро­ны, с поис­ком ори­ги­наль­ных идей для реше­ния соци­аль­ных про­блем через созда­ние каких-либо биз­нес-про­ек­тов, а с дру­гой – это поиск и исполь­зо­ва­ние суще­ству­ю­щих воз­мож­но­стей и ресур­сов, направ­лен­ных на под­держ­ку таких видов про­ек­тов;
  • Вопрос «при­зна­ния»: клю­че­вой осо­бен­но­стью соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля (по мне­нию экс­пер­тов кон­фе­рен­ции) явля­ет­ся его при­вер­жен­ность выбран­ной мис­сии, что ино­гда не согла­су­ет­ся со стрем­ле­ни­ем быть более при­быль­ным, свой­ствен­ным тра­ди­ци­он­но­му биз­не­су. Такой в каком-то смыс­ле одер­жи­мый под­ход не все­гда нахо­дит пони­ма­ние как у кол­лег по цеху, так и у ближ­не­го окру­же­ния пред­при­ни­ма­те­лей, и даже у кли­ен­тов. Несмот­ря на то, что по дан­ным иссле­до­ва­ний люди все чаще и охот­нее поку­па­ют това­ры и/или услу­ги с «соци­аль­ным под­тек­стом», до при­зна­ния «широ­ки­ми сло­я­ми насе­ле­ния» еще дале­ко;

Несколь­ко инте­рес­ных про­ек­тов, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции и рабо­та­ю­щих над реше­ни­ем ука­зан­ных про­блем;

  • Банк соци­аль­ных идей
    www.social-idea.ru – попол­ня­е­мый ката­лог про­ек­тов соци­аль­ной направ­лен­но­сти раз­ной сте­пе­ни про­ра­бот­ки от чистых идей до подроб­но про­ра­бо­тан­ных и про­счи­тан­ных про­ек­тов;
  • Про­грам­ма «Герои пере­мен» фон­да «Навстре­чу пере­ме­нам
    russia.mtggamechangers.com - кон­курс­ная про­грам­ма под­держ­ки начи­на­ю­щих соци­аль­ных про­ек­тов, направ­лен­ных на рабо­ту с детьми и улуч­ше­ние их жиз­ни;
  • Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство в Рос­сии
    soindex.ru – ката­лог пред­при­я­тий, това­ров и услуг соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей из раз­лич­ных реги­о­нов нашей стра­ны.

Ассо­ци­а­ция фанд­рай­зе­ров. На кон­фе­рен­ции была пре­зен­то­ва­на недав­но обра­зо­ван­ная Ассо­ци­а­ция фанд­рай­зе­ров. Появ­ле­ние такой орга­ни­за­ции оце­ни­ва­ет­ся экс­пер­та­ми как зна­чи­мый этап раз­ви­тия про­фес­си­о­наль­но­го фанд­рай­зин­га в Рос­сии.

На теку­щем эта­пе ста­нов­ле­ния ассо­ци­а­ция ста­вит перед собой зада­чи выра­бот­ки общих (в первую оче­редь эти­че­ских) стан­дар­тов, про­ве­де­ния обра­зо­ва­тель­ных меро­при­я­тий, созда­ния еди­ной пло­щад­ки для про­фес­си­о­наль­но­го обще­ния. Подроб­нее узнать о пла­нах ассо­ци­а­ции и при­нять уча­стие в ее рабо­те мож­но на сай­те www.fund-raising.ru.

Бонус-трек. В завер­ше­ние сво­е­го обзо­ра я хоте­ла бы поде­лить­ся соб­ствен­ной пре­зен­та­ци­ей, сопро­вож­дав­шей мое выступ­ле­ние, посвя­щен­ное инстру­мен­там веб-ана­ли­ти­ки. «Веб-ана­ли­ти­ка с чело­ве­че­ским лицом» – так про себя я окре­сти­ла эту тему – и ров­но в этом клю­че и про­те­ка­ла наша бесе­да во вре­мя сес­сии.

К сожа­ле­нию, доволь­но часто спе­ци­а­ли­сты НКО, рабо­та­ю­щие с сай­том, не могут пре­одо­леть «ужас неиз­вест­но­сти», кото­рый охва­ты­ва­ет их при пер­вом зна­ком­стве с отче­та­ми Google Analytics. Поэто­му мы обсуж­да­ли несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов, кото­рые мож­но пред­при­нять, для того что­бы веб-ана­ли­ти­ка нача­ла при­но­сить вам осмыс­лен­ные дан­ные, а не про­сто мало­вра­зу­ми­тель­ные, хоть и кра­си­вые гра­фи­ки на экране.

Уда­чи!

Презентация Анны Ладошкиной на конференции.