«Основы продвижения краудфандингового проекта»: советы, рекомендации, ресурсы

Photography by See-ming Lee / CC BY 2.0 / tryspruce.com

26 нояб­ря при под­держ­ке Mail.Ru Group состо­ял­ся митап «Осно­вы про­дви­же­ния кра­уд­фандин­го­во­го про­ек­та» с сотруд­ни­ка­ми плат­фор­мы Boomstarter, Дарьей Сака­е­вой и Гран­том Джа­га­ря­ном.

Поделитесь этим материалом с друзьями

Зачем запускать крауд-проект?

Кра­уд­фандинг кол­лек­тив­ное спон­си­ро­ва­ние про­ек­та, где автор полу­ча­ет сред­ства на реа­ли­за­цию, а спон­со­ры (не)материальное воз­на­граж­де­ние за уча­стие. С помо­щью кра­уд­фандин­га автор про­ек­та про­ве­ря­ет идею на жиз­не­спо­соб­ность и сни­жа­ет риск на про­из­вод­ство про­дук­та с низ­ким спро­сом. Если про­ект уже суще­ству­ет, то запуск про­ек­та ста­но­вит­ся инфор­ма­ци­он­ным пово­дом, выхо­дом на новую ауди­то­рию или поис­ком дол­го­сроч­ных парт­не­ров и инве­сто­ров.

Обзор краудфандинговых площадок

Выбор пло­щад­ки зави­сит от вашей целе­вой ауди­то­рии и харак­те­ра про­ек­та. Если про­ект ори­ен­ти­ро­ван на рус­ско­языч­ную ауди­то­рию, то выби­рай­те Boomstarter или «Пла­не­ту».

Ключевые различия

  • Boomstarter рабо­та­ет по прин­ци­пу «всё или ниче­го». Автор полу­ча­ет собран­ные сред­ства толь­ко в слу­чае успеш­но­го окон­ча­ния про­ек­та. Комис­сия плат­фор­мы 5%.
  • На «Пла­не­те» автор может забрать день­ги, даже если сум­ма не собра­на до кон­ца. При этом уве­ли­чи­ва­ет­ся комис­сия плат­фор­мы.
  • На Boomstarter нель­зя про­дле­вать про­ект, но мож­но пере­за­пус­кать. На Пла­не­те про­ек­ты мож­но про­дле­вать до 60 дней.

Подроб­ный срав­ни­тель­ный обзор пло­ща­док читай­те в бло­ге «Crowdwillfund». Пло­щад­ки IndiegogoKickstarterTilt направ­ле­ны на англо­языч­ную ауди­то­рию. Для запус­ка про­ек­та на этих пло­щад­ках нуж­но най­ти рези­ден­та в стране запус­ка, что сто­ит опре­де­лен­ных затрат.

Грант Джагарян, менеджер по работе с авторами. Фото: Мария Борисёнок
Грант Джа­га­рян, мене­джер по рабо­те с авто­ра­ми. Фото: Мария Бори­сё­нок

Оформление проекта

Кра­уд-про­ект состо­ит из видео­об­ра­ще­ния, тек­сто­вой части, сме­ты про­ек­та и шка­лы воз­на­граж­де­ний. Каж­дая из частей несет свою функ­цию и допол­ня­ет осталь­ные. По ста­ти­сти­ке Boomstarter, опти­маль­ное вре­мя видео­ро­ли­ка 2–3 мину­ты. За это вре­мя вам нуж­но рас­ска­зать о себе, сути идеи и моти­ви­ро­вать зри­те­ля на под­держ­ку про­ек­та. Тек­сто­вая часть допол­ня­ет видео, осо­бен­но в том слу­чае, если вы забы­ли о чем-то рас­ска­зать в видео. Обра­ти­те вни­ма­ние на гра­мот­ность тек­ста, его деле­ние на смыс­ло­вые бло­ки и лег­кость вос­при­я­тия. В сме­те необ­хо­ди­мо про­пи­сы­вать все рас­хо­ды (комис­сии и нало­ги), а так­же закла­ды­вать «подуш­ку без­опас­но­сти» на слу­чай непред­ви­ден­ных рас­хо­дов.

Сове­ты Дарьи: для запус­ка про­ек­та вам мини­маль­но нуж­но знать осно­вы копи­рай­тин­га, PR, рабо­ты с видео и собрать коман­ду с таки­ми навы­ка­ми.

Дарья Сакаева. Фото: Мария Борисёнок
Дарья Сака­е­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок

О вознаграждении и доставке подарков

Воз­на­граж­де­ние в про­ек­те это награ­да, кото­рую полу­ча­ет спон­сор за уча­стие в про­ек­те. Это может быть циф­ро­вая вер­сия про­дук­та, брен­ди­ро­ван­ная про­дук­ция или нема­те­ри­аль­ные подар­ки (экс­кур­сии, упо­ми­на­ние име­ни на сай­те, бла­го­дар­но­сти в сетях). Для того что­бы соста­вить реле­вант­ную шка­лу «подар­ков», задай­те себе вопрос, что вы хоте­ли бы полу­чить за эту сум­му от про­ек­та.

Сто­и­мость достав­ки «подар­ков» луч­ше отне­сти на счет авто­ра про­ек­та, а рас­хо­ды закла­ды­вать в сме­ту (как точ­ку достав­ки мож­но ука­зы­вать офис Boomstarter).

Мар­ке­тин­го­вая хит­рость: на пер­вой неде­ле после запус­ка сде­лай­те воз­на­граж­де­ние для «ран­них пта­шек», когда пер­вые спон­со­ры полу­ча­ют необыч­ные и при­ят­ные подар­ки.

О комиссиях и способах оплаты

Комис­сия Boomstarter состав­ля­ет 5%. Эта сум­ма идет на содер­жа­ние плат­фор­мы, арен­ду офи­са и теку­щие рас­хо­ды. Так­же 5% соби­ра­ют агре­га­то­ры пла­теж­ных систем. Если автор про­ек­та физи­че­ское лицо, то сама плат­фор­ма опла­чи­ва­ет НДФЛ в раз­ме­ре 13%. Если про­ект запус­ка­ет­ся со сто­ро­ны юри­ди­че­ско­го лица, то автор упла­чи­ва­ет налог в раз­ме­ре 6% (по упро­щен­ной систе­ме). Все комис­сии и нало­ги опла­чи­ва­ют­ся толь­ко после успеш­но­го завер­ше­ния про­ек­та.

ТОП-5 советов по продвижению

  • За два меся­ца сто­ит про­ана­ли­зи­ро­вать запуск схо­жих кра­уд-про­ек­тов: как про­дви­га­лись, какие пло­щад­ки исполь­зо­ва­ли, с кем сотруд­ни­ча­ли, како­ва была дина­ми­ка инте­ре­са к про­ек­ту. Так­же со СМИ необ­хо­ди­мо дого­ва­ри­вать­ся зара­нее, а не после запус­ка про­ек­та.
  • Опти­маль­ное вре­мя для веде­ния кам­па­нии 30–35 дней. На пер­вом эта­пе соби­ра­ют око­ло 5–10% от заяв­лен­ной сум­мы с помо­щью дру­зей и близ­ко­го окру­же­ния. На вто­ром эта­пе начи­на­ет­ся рабо­та со СМИ и инфор­ма­ци­он­ны­ми пло­щад­ка­ми.
  • При­вле­че­ние медий­ных пер­сон для под­держ­ки про­ек­та зна­чи­тель­но облег­чит сбор средств. При­мер: про­ект по сбо­ру средств на съем­ку доку­мен­таль­но­го филь­ма «Док­тор Семё­но­ва» был запу­щен при под­держ­ке акте­ра Алек­сандра Деми­до­ва и теле­ве­ду­ще­го Вла­ди­ми­ра Соло­вье­ва.
  • Если у вас есть своя пло­щад­ка (блог, попу­ляр­ный акка­унт в соц. сетях), то сооб­щи­те ауди­то­рии о наме­ре­нии запу­стить кра­уд-про­ект.
  • Каж­дый автор про­ек­та может писать пись­ма спон­со­рам и рас­ска­зы­вать ново­сти про­дви­же­ния. Вы може­те подру­жить­ся с дру­ги­ми авто­ра­ми про­ек­та, попро­сить о крос­спостин­ге, тем самым рас­ши­ряя свою целе­вую ауди­то­рию.
Если у вас есть вопросы по личным проектам, команда Boomstarter готова на них ответить. Фото: Мария Борисёнок. участники митапа
Если у вас есть вопро­сы по лич­ным про­ек­там, коман­да Boomstarter гото­ва на них отве­тить. Фото: Мария Бори­сё­нок. участ­ни­ки мита­па

Как происходит ранжирование проектов на Boomstarter?

В месяц пуб­ли­ку­ет­ся 300–500 про­ек­тов. На сай­те плат­фор­мы есть раз­дел «Новые», где све­жие про­ек­ты раз­ме­ща­ют­ся в поряд­ке живой оче­ре­ди. На глав­ной стра­ни­це в руб­ри­ке «Про­ект дня» появ­ля­ет­ся про­ект, кото­рый собрал 10% от заяв­лен­ной сум­мы. Руб­ри­ка «Рекорд­смен дня» зна­ко­мит посе­ти­те­лей с про­ек­том, собрав­шим за преды­ду­щие сут­ки боль­ше все­го средств.

О кураторах проектов

Кура­то­ры это ком­па­нии, кото­рые гото­вы ока­зы­вать без­воз­мезд­ную инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку про­ек­там по близ­кой с ними тема­ти­ке. Связь с кура­то­ра­ми нала­жи­ва­ет­ся обыч­но через мене­дже­ров Boomstarter. Кура­то­ры закреп­ля­ют­ся за про­ек­та­ми, собрав­ши­ми 10–15% от заяв­лен­ной сум­мы. «Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий» один из кура­то­ров Boomstarter и ока­зы­ва­ет инфор­ма­ци­он­ную помощь соци­аль­ным про­ек­там с тех­но­ло­ги­че­ским реше­ни­ем.

Истории крауд-проектов:

Ана­лиз про­ек­та «Достав­ка путе­ше­ствен­ни­ка­ми» Ана­лиз про­ек­та доку­мен­таль­но­го филь­ма «Для нас — ниче­го»  Обзор 5 digital-про­ек­тов на Boomstarter 

Презентация Дарьи Сакаевой