Игорь Мартыненко: о создании фирменного стиля для НКО

Спикер митапа Игорь Мартыненко рассказал о важности брендинга для НКО. Фото Юлии Чувасовой
Спикер митапа Игорь Мартыненко рассказал о важности брендинга для НКО. Фото Юлии Чувасовой.

9 мар­та 2017 года в Иркут­ске состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Как создать фир­мен­ный стиль для вашей орга­ни­за­ции». Экс­перт встре­чи Игорь Мар­ты­нен­ко, дизай­нер сту­дии «ЙОЖ», рас­ска­зал о созда­нии фир­мен­но­го сти­ля для НКО.

«В сред­нем чело­век видит за день поряд­ка 30 лого­ти­пов. Реклам­ная сре­да горо­да, супер­мар­ке­та, транс­пор­та напол­не­на реклам­ны­ми обра­за­ми, и дале­ко не все они пред­став­ле­ны в виде реклам­ных щитов с боль­ши­ми над­пи­ся­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев это доволь­но мел­кие реклам­ные еди­ни­цы: лого­ти­пы, фир­мен­ные эле­мен­ты, цве­та. Все то, что закла­ды­ва­ет­ся в наше созна­ние от одно­го мимо­лет­но­го взгля­да». Игорь Мар­ты­нен­ко

Глав­ная цель брен­дин­га состо­ит в созда­нии у зри­те­ля нуж­но­го обра­за через сим­во­лы и цве­та. Имен­но поэто­му крайне важ­но пони­мать, что айден­ти­ка (от англ. «brand ID» или «corporate ID», «фир­мен­ный» или «кор­по­ра­тив­ный стиль») деше­вой не быва­ет. Каче­ствен­ный фир­мен­ный стиль – это лого­тип и резуль­тат рабо­ты дизай­не­ра и заказ­чи­ка, от кото­ро­го напря­мую зави­сит то коли­че­ство инфор­ма­ции, кото­рой будет опе­ри­ро­вать дизай­нер.

«Брен­динг – это не про­сто несколь­ко часов, про­ве­ден­ных за рабо­той в Adobe Illustrator или CorelDraw. В иде­а­ле это еще и ана­лиз целе­вой ауди­то­рии, кон­ку­рен­тов и мно­гих дру­гих аспек­тов биз­не­са». Игорь Мар­ты­нен­ко

Ваша целе­вая ауди­то­рия и потре­би­те­ли могут уга­дать ком­па­нию не толь­ко по сим­во­лу в лого­ти­пе, но и по дру­гим пара­мет­рам, сре­ди кото­рых цвет, фир­мен­ные эле­мен­ты, напи­са­ние шриф­та. Все эти тон­кие нюан­сы в сово­куп­но­сти созда­ют образ ком­па­нии либо пре­вра­ща­ют его в смесь форм и сти­лей.

Еще по теме: Поче­му НКО долж­ны созда­вать хоро­шие брен­ды

Как НКО может сделать логотип с минимальными затратами

  • Само­сто­я­тель­ная раз­ра­бот­ка лого­ти­па. В этом слу­чае у вас не будет финан­со­вых вло­же­ний, и вы созда­е­те то, что вам нуж­но, не пыта­ясь доне­сти свою идею до дизай­не­ра. Одна­ко, ско­рее все­го, вопло­ще­ние ваших идей в тех­ни­че­ском плане будет дале­ко от того, как вы это себе пред­став­ля­ли. Если у вас ниче­го не полу­чит­ся, то ваши нара­бот­ки при­го­дят­ся дизай­не­ру, к кото­ро­му вы реши­тесь обра­тить­ся.
  • Фри­лан­се­ры. В Интер­не­те вы може­те най­ти дизай­не­ров-фри­лан­се­ров за при­ем­ле­мую цену, напри­мер, на сер­ви­сах KWORK и Freelance. Учти­те, что за неболь­шую сум­му фри­лан­сер не будет делать исчер­пы­ва­ю­щий ана­лиз вашей целе­вой ауди­то­рии, кон­ку­рен­тов. Воз­мож­но, что он огра­ни­чит­ся немно­го изме­нен­ным лого­ти­пом, взя­тым со сто­ков. Так­же фри­лан­се­ры в боль­шин­стве сво­ем нович­ки, поэто­му заказ­чи­ку при­дет­ся стал­ки­вать­ся с ошиб­ка­ми.
  • Поиск волон­те­ров. НКО могут при­вле­кать сво­их волон­те­ров. Такие люди пони­ма­ют идею орга­ни­за­ции, важ­ность и кон­текст зада­ний. Здесь нуж­но учи­ты­вать, что не все волон­те­ры про­фес­си­о­наль­ные дизай­не­ры, и от них будет слож­но добить­ся выпол­не­ния задач в срок, так как это волон­тер­ская рабо­та в сво­бод­ное вре­мя.
  • Pro Bono помощь. Самый при­ем­ле­мый эффек­тив­ный метод – это най­ти про­фес­си­о­на­лов, кото­рые гото­вы выпол­нять вам рабо­ту в инте­ре­сах пиа­ра и для полу­че­ния в порт­фо­лио соци­аль­но зна­чи­мо­го про­ек­та. Так­же для сотруд­ни­че­ства вы може­те обра­тить­ся к про­грам­ме Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Пасе­ка», где собра­ны­веб-сту­дии и кре­а­тив­ные агент­ства, гото­вые рабо­тать с НКО.

Как составлять техническое задание

«Не очень мно­го людей, осо­бен­но пер­вый раз стал­ки­ва­ю­щих­ся с необ­хо­ди­мо­стью рабо­ты с фри­лан­се­ра­ми, слы­ша­ли о том, что такое «тех­ни­че­ское зада­ние». Порой этот зага­доч­ный тер­мин так пуга­ет людей, что при­хо­дит­ся зво­нить им и объ­яс­нять, что в этом нет ниче­го страш­но­го и нуж­но про­сто опи­сать то, что заказ­чик хочет полу­чить в ито­ге». Игорь Мар­ты­нен­ко

Зна­чи­тель­ная часть заказ­чи­ков не зна­ют или не могут сфор­му­ли­ро­вать, что хотят, а если зна­ют, то это может лег­ко ока­зать­ся за гра­нью воз­мож­но­го для дизай­не­ра. Здесь мож­но вспом­нить ролик о семи крас­ных лини­ях и одной в фор­ме котен­ка.

«Тех­ни­че­ское зада­ние помо­га­ет упро­стить вза­и­мо­дей­ствие меж­ду заказ­чи­ком и испол­ни­те­лем. Это сэко­но­мит вре­мя и нер­вы и помо­жет полу­чить необ­хо­ди­мый резуль­тат в нуж­ные сро­ки и в нуж­ном каче­стве». Игорь Мар­ты­нен­ко

Типичное техническое задание состоит из трех элементов

  1. Тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния. Тре­бо­ва­ния помо­га­ют спе­ци­а­ли­сту понять объ­ем рабо­ты: что вы хоти­те полу­чить в ито­ге, какой раз­мер маке­та, где он будет исполь­зо­вать­ся, тре­бо­ва­ния к допе­чат­ной под­го­тов­ке, какие нуж­ны изоб­ра­же­ния, есть ли они у вас, эски­зы или при­ме­ры, кото­рые вам нра­вят­ся. Обя­за­тель­но ука­жи­те пла­ни­ру­е­мые сро­ки полу­че­ния резуль­та­та. Сред­нее вре­мя на обсуж­де­ние этой части ТЗ – 1 неде­ля.
  2. Кон­текст. Погру­зи­те дизай­не­ра в вашу сфе­ру: кто ваша целе­вая ауди­то­рия, в чем осо­бен­ность ваше­го про­ек­та, на что он направ­лен, какие впе­чат­ле­ния он дол­жен созда­вать. Если это­го пони­ма­ния нет или вы не смог­ли доне­сти его до дизай­не­ра, то дизайн будет нека­че­ствен­ным.
  3. Дизайн. Если у вас есть идеи, как все долж­но выгля­деть, то не стес­няй­тесь изло­жить их сра­зу. Дизай­нер не может уга­дать ваши жела­ния и идеи. Часто воз­ни­ка­ет ситу­а­ция, когда заказ­чик в уме уже зна­ет, как ему нуж­но, но не гово­рит. В 90% слу­ча­ев после мучи­тель­но­го про­цес­са дизай­на все при­хо­дит к той вер­сии, что дер­жа­лась в уме. Обя­за­тель­но упо­ми­най­те цве­та и обра­зы, кото­рые важ­ны для иден­ти­фи­ка­ции ваше­го про­ек­та.

«От пол­но­ты ваше­го тех­ни­че­ско­го зада­ния напря­мую зави­сит резуль­тат того, что вы полу­чи­те. Кро­ме того, его луч­ше высы­лать в отдель­ном тек­сто­вом фай­ле, и все даль­ней­шие прав­ки высы­лать так же, отме­чая их датой. Так вы смо­же­те разо­брать­ся, «кто прав», если в даль­ней­шем воз­ник­нут про­бле­мы». Игорь Мар­ты­нен­ко

Выводы встречи

  1. Брен­динг – это не толь­ко лого­тип, а ком­плекс­ное визу­аль­ное реше­ние для пред­став­ле­ния рабо­ты орга­ни­за­ции.
  2. Дизайн может быть доступ­ным, осо­бен­но для НКО, но за каче­ствен­ный дизайн ино­гда луч­ше запла­тить.
  3. Тех­ни­че­ское зада­ние – это залог кра­си­во­го фир­мен­но­го сти­ля и любой про­дук­ции. Не пре­не­бре­гай­те им.

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий бла­го­да­рит всех участ­ни­ков мита­па, а так­же спи­ке­ра Иго­ря Мар­ты­нен­ко.

Инте­ре­су­ю­щие вопро­сы вы може­те уточ­нить у коор­ди­на­то­ра Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Иркут­ске Юлии Чува­со­вой по элек­трон­ной почте [email protected], по теле­фо­ну 8950−060−19−29 или в груп­пе ВКон­так­те.

Митап состо­ял­ся при под­держ­ке ковор­кинг-цен­тра InLermontov.

Ска­чай­те пре­зен­та­цию спи­ке­ра в фор­ма­те PDF.