Чат-боты для НКО: опыт и рекомендации для начинающих

Антон Губин, сооснователь Wendy. Фото Ивана Печищева.
Антон Губин, сооснователь Wendy. Фото Ивана Печищева.

7 октяб­ря 2016 года в Пер­ми про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Как чат-боты помо­га­ют соци­аль­ным про­ек­там». Участ­ни­ки узна­ли о прак­ти­ке исполь­зо­ва­ния и тех­но­ло­ги­ях созда­ния чат-ботов.

Антон Губин, осно­ва­тель сер­ви­са Wendy, рас­ска­зал об опы­те созда­ния сер­ви­са, рабо­та­ю­ще­го как чат-бот. Созда­те­ли про­ек­та нача­ли с услу­ги бро­ни­ро­ва­ния авто­мой­ки, а сей­час пла­ни­ру­ют доба­вить в при­ло­же­ние допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти: заказ цве­тов, биле­тов. Чат-бот Wendy пла­ни­ру­ет­ся раз­ви­вать, как пол­но­цен­но­го циф­ро­во­го помощ­ни­ка.

Еще по теме: 10 при­чин, по кото­рым чат-боты – это буду­щее мобиль­ных при­ло­же­ний

Wendy — персональный автомобильный помощник. Фото: фрагмент сервиса Wendy.
Wendy — пер­со­наль­ный авто­мо­биль­ный помощ­ник. Фото: фраг­мент сер­ви­са Wendy.

Из выступления Антона Губина

  • Telegram име­ет огра­ни­че­ния. Мы не можем в нем под­клю­чить неко­то­рые сер­ви­сы, поэто­му реши­ли делать отдель­ное при­ло­же­ние.
  • Наши поль­зо­ва­те­ли – гики и циф­ро­вые акти­ви­сты. Это неболь­шая про­слой­ка поль­зо­ва­те­лей, но я уве­рен, что ско­ро в мес­сен­дже­ры при­дет боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та.
  • Люди сего­дня мало зво­нят и пред­по­чи­та­ют писать, в том чис­ле и в мес­сен­дже­рах. Поэто­му мы пред­ла­га­ем удоб­ный для них фор­мат обще­ния: умный чат-бот.
  • Наша цель – создать удоб­ный сер­вис, что­бы поль­зо­ва­тель обра­щал­ся к нему несколь­ко раз в день. Понят­но, что это слож­но, но оно сто­ит того.
  • Из выда­ю­щих­ся сер­ви­сов чат-ботов я бы выде­лил сер­вис Luka, где уже рабо­та­ют мно­же­ство ботов.

Еще по теме: Чат-боты во ВКон­так­те: зво­нок от пре­зи­ден­та, ново­сти, олим­пи­а­да

Участники митапа о создании чат-ботов. Фото Ивана Печищева
Участ­ни­ки мита­па о созда­нии чат-ботов. Фото Ива­на Печи­ще­ва

Во вто­рой части мита­па Тимо­фей Дуб­ров­ских рас­ска­зал о прак­ти­ке созда­ния чат-бота «Веган-хел­пер» @VeganHelperBot. Бот отве­ча­ет на вопро­сы о Е-ком­по­нен­тах в про­дук­тах.

Что нам понравилось в инструментах разработки «Веган-хелпер»

  • Удоб­но, когда мно­же­ство при­ло­же­ний заме­ня­ет один Telegram. Я не бес­по­ко­юсь о сво­бод­ном про­стран­стве в теле­фоне, мне не нуж­но обнов­лять при­ло­же­ния. Все под рукой – в фор­ма­те чат-ботов в мес­сен­дже­ре.
  • Каж­дый может создать свой чат-бот в Telegram. Есть несколь­ко при­ло­же­ний для этих целей. Я исполь­зо­вал Chatfuel.

Недостатки бесплатных сервисов:

  • все вопро­сы и отве­ты нуж­но вво­дить вруч­ную и по одно­му. Напри­мер, мы с волон­те­ра­ми вве­ли око­ло 300 наиме­но­ва­ний Е-ком­по­нен­тов в сер­вис;
  • без при­ме­не­ния API нет воз­мож­но­сти исполь­зо­вать дан­ные в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни для отве­тов;
  • сер­вис не пони­ма­ет «живую речь», все вари­ан­ты сло­во­упо­треб­ле­ния нуж­но вво­дить вруч­ную.

НКО и соци­аль­ным про­ек­там, кото­рые хотят боль­ше­го, сто­ит исполь­зо­вать TeploBot от Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий. Он гиб­ко настра­и­ва­ет­ся и име­ет боль­ше воз­мож­но­стей.

Иван Печи­щев, коор­ди­на­тор Теп­ли­цы в Пер­ми, вме­сте с участ­ни­ка­ми мита­па создал чат-бот «Теп­ли­ца в Пер­ми» @teplitsa_prm_bot с нуля.

Еще по теме: Видео­урок: как создать чат-бот без про­грам­ми­ро­ва­ния

Он полу­чил уни­каль­ное имя и был досту­пен в Telegram через 3 мину­ты. Для нача­ла бот полу­чил имя и ава­тар, научил­ся сооб­щать кон­такт­ную инфор­ма­цию о Теп­ли­це в Пер­ми. Потом чат-бот запро­грам­ми­ро­ва­ли при­ни­мать инфор­ма­цию от поль­зо­ва­те­лей. Напри­мер, об эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах, вклю­чая текст, фото­гра­фию и гео­по­зи­цию.

  • Отправ­ка гео­по­зи­ции – отлич­ная воз­мож­ность при сбо­ре инфор­ма­ции с помо­щью чат-бота в Telegram. При этом поль­зо­ва­те­лю может отпра­вить не теку­щую гео­по­зи­цию, а ука­зать точ­ку на кар­те.
  • Про­бле­ма сбо­ра инфор­ма­ции с помо­щью чат-бота заклю­ча­ет­ся в том, что при­слан­ную инфор­ма­цию нуж­но обра­ба­ты­вать вруч­ную по одно­му отве­ту. Неболь­шой плюс в том, что Telegram при­сы­ла­ет уве­дом­ле­ния о каж­дом полу­чен­ном отве­те.

Полезные ссылки:

Все пуб­ли­ка­ции о чат-ботах на сай­те Теп­ли­цы
Раз­би­ра­ем­ся вме­сте: что нуж­но знать о чат-ботах (запись веби­на­ра Теп­ли­цы и пре­зен­та­ция)
Видео­урок: как создать чат-бот без про­грам­ми­ро­ва­ния (запись веби­на­ра Теп­ли­цы и пре­зен­та­ция)

Сервисы для создания ботов: