В Москве рассказали, почему стоит создавать чат-боты для сообществ

В Москве рассказали про чат-ботов в Telegram и возможности групповых ботов. Фото: Федор Скуратов. Автор: Мария Борисёнок.
В Москве рассказали про чат-ботов в Telegram и возможности групповых ботов. Фото: Федор Скуратов. Автор: Мария Борисёнок.

23 июня 2016 года при поддержке Impact Hub Moscow состоялся митап «Чат-боты и мессенджеры: «горячая тема» или полезный инструмент?». Федор Скуратов, основатель проекта Combot.org, Ассоциации комьюнити-менеджмента и евангелист платформы МойОфис, рассказал о возможностях и перспективах чат-ботов и мессенджеров.

Чат-бот – это «искусственный собеседник», программа для общения с человеком через смартфон или компьютер с помощью текста или голоса. Первый чат-бот был создан Майклом Молдингом в 1994 году, который затем сменился на популярный среди программистов чат IRC (от англ. Internet Relay Chat), протокол прикладного уровня для обмена сообщениями в режиме реального времени.

Почему чат-боты вышли на новую волну популярности

 Федор Скуратов и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Федор Скуратов и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

«Чат-боты – это история развивающихся стран. В Китае и Азии чат-боты выполняют функции социальных сетей, игровых платформ, интернет-магазинов. Там есть все, что мы привыкли видеть в рамках обычного Интернета. Везде, где есть проблемы с Интернетом и трафиком, мессенджеры становятся популярными. Аналогичная история происходит в России на Дальнем Востоке». Федор Скуратов, основатель проекта Combot.org

О чат-ботах сегодня

Chatfuel – самая популярная платформа для создания ботов, на которой собрано 120 тысяч ботов и более 5 миллионов пользователей. В России количество пользователей Telegram насчитывает 4,5 миллиона пользователей.

Китайский мессенджер WeChat/Weixin имеет аудиторию свыше 650 млн активных пользователей в месяц. Однако, несмотря на размеры аудитории в мессенджерах, чат-боты вызывают больший интерес у гиков, чем у рядовых пользователей.

Это объясняется тем, что при установке мессенджера в него попадают только контакты из адресной книги пользователя. Подсказок о том, что есть групповые чаты, чат-боты и другие возможности общения, пользователь не получает. Поэтому вопросы продвижения, выхода на новую аудиторию и способы поиска существующих ботов сейчас самые обсуждаемые.

Преимущества ботов

  •  Это самый дешевый и быстрый способ проверить гипотезу. Вам не нужно обсуждать макет сайта и создавать его в течение нескольких недель. Простой бот можно создать за 4 часа или за день.
  • Чат-боты активно используются в групповых чатах, где они могут выполнять все рутинные задачи по координации сообщества. Например, бот для сервиса Slack распознает упоминания в диалоге планируемых встреч и предлагает оптимальное время и место. Также боты могут подбирать нужные авиабилеты для командировок, бронировать гостиницы или заказывать нужные товары через интернет-магазин.

«Сайты и мобильные приложения предполагают общение один на один. В них не заложена архитектура мгновенных сообщений и гибкой настройки под потребности каждой группы. Поэтому чат-боты для групп – это то, что нужно развивать сейчас». Федор Скуратов, основатель проекта Combot.org

Недостатки ботов

  • Бот не может написать первым, то есть в нем не заложена механика привлечения новой аудитории. У самых популярных ботов дневная аудитория не превышает 1500-2000 человек.
  • Боты и мессенджеры не подходят для задач, где предполагается выдача большого количества контента. Например, при поиске картинки Google предлагает вам 10 000 вариантов. Пользователь бота ожидает увидеть один вариант ответа, но самый лучший. Именно так работает чат-бот Яндекса ImageSearch[email protected]
  • Сейчас есть один успешный кейс монетизации ботов: покупка иранского чат-бота Tina c аудиторией в 2,6 миллиона пользователей в год. Это скорее исключение, чем правило, ввиду закрытой экономики Ирана. Рынок чат-ботов и предложение только формируются. Первый магазин ботов (аналог Google Play или AppStore) появился в июне 2016 года.

Пример бота: проект «Бот в помощь»

Команда студентов НИУ ВШЭ разрабатывают чат-бот по выходным, участвуя и побеждая в московских хакатонах. Созданный чат-бот собирает информацию о ресурсных центрах, НКО и дает пользователю информацию о том, как и где он может помочь.

Скриншот интерфейса бота-волонтера.
Скриншот интерфейса бота-волонтера.

«Сейчас важен не столько поиск информации, сколько ее сбор. Людям становится лень даже искать через Google, но если будет «узел», где они смогут получить ответы на все вопросы, то они с удовольствием к этому обратятся». Андрей Галяткин, один из создателей чат-бота «Бот в помощь»

 Андрей Галяткин, один из авторов чат-бота «Бот в помощь». Фото: Мария Борисёнок.
Андрей Галяткин, один из авторов чат-бота «Бот в помощь». Фото: Мария Борисёнок.

Полезные чат-боты и ресурсы