В Москве рассказали, почему стоит создавать чат-боты для сообществ

В Москве рассказали про чат-ботов в Telegram и возможности групповых ботов. Фото: Федор Скуратов. Автор: Мария Борисёнок.
В Москве рассказали про чат-ботов в Telegram и возможности групповых ботов. Фото: Федор Скуратов. Автор: Мария Борисёнок.

23 июня 2016 года при под­держ­ке Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап «Чат-боты и мес­сен­дже­ры: «горя­чая тема» или полез­ный инстру­мент?». Федор Ску­ра­тов, осно­ва­тель про­ек­та Combot.org, Ассо­ци­а­ции комью­ни­ти-менедж­мен­та и еван­ге­лист плат­фор­мы Мой­О­фис, рас­ска­зал о воз­мож­но­стях и пер­спек­ти­вах чат-ботов и мес­сен­дже­ров.

Чат-бот – это «искус­ствен­ный собе­сед­ник», про­грам­ма для обще­ния с чело­ве­ком через смарт­фон или ком­пью­тер с помо­щью тек­ста или голо­са. Пер­вый чат-бот был создан Май­к­лом Мол­дин­гом в 1994 году, кото­рый затем сме­нил­ся на попу­ляр­ный сре­ди про­грам­ми­стов чат IRC (от англ. Internet Relay Chat), про­то­кол при­клад­но­го уров­ня для обме­на сооб­ще­ни­я­ми в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни.

Почему чат-боты вышли на новую волну популярности

 Федор Скуратов и участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Федор Ску­ра­тов и участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

«Чат-боты – это исто­рия раз­ви­ва­ю­щих­ся стран. В Китае и Азии чат-боты выпол­ня­ют функ­ции соци­аль­ных сетей, игро­вых плат­форм, интер­нет-мага­зи­нов. Там есть все, что мы при­вык­ли видеть в рам­ках обыч­но­го Интер­не­та. Вез­де, где есть про­бле­мы с Интер­не­том и тра­фи­ком, мес­сен­дже­ры ста­но­вят­ся попу­ляр­ны­ми. Ана­ло­гич­ная исто­рия про­ис­хо­дит в Рос­сии на Даль­нем Восто­ке». Федор Ску­ра­тов, осно­ва­тель про­ек­та Combot.org

О чат-ботах сегодня

Chatfuel – самая попу­ляр­ная плат­фор­ма для созда­ния ботов, на кото­рой собра­но 120 тысяч ботов и более 5 мил­ли­о­нов поль­зо­ва­те­лей. В Рос­сии коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Telegram насчи­ты­ва­ет 4,5 мил­ли­о­на поль­зо­ва­те­лей.

Китай­ский мес­сен­джер WeChat/Weixin име­ет ауди­то­рию свы­ше 650 млн актив­ных поль­зо­ва­те­лей в месяц. Одна­ко, несмот­ря на раз­ме­ры ауди­то­рии в мес­сен­дже­рах, чат-боты вызы­ва­ют боль­ший инте­рес у гиков, чем у рядо­вых поль­зо­ва­те­лей.

Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что при уста­нов­ке мес­сен­дже­ра в него попа­да­ют толь­ко кон­так­ты из адрес­ной кни­ги поль­зо­ва­те­ля. Под­ска­зок о том, что есть груп­по­вые чаты, чат-боты и дру­гие воз­мож­но­сти обще­ния, поль­зо­ва­тель не полу­ча­ет. Поэто­му вопро­сы про­дви­же­ния, выхо­да на новую ауди­то­рию и спо­со­бы поис­ка суще­ству­ю­щих ботов сей­час самые обсуж­да­е­мые.

Преимущества ботов

  • Это самый деше­вый и быст­рый спо­соб про­ве­рить гипо­те­зу. Вам не нуж­но обсуж­дать макет сай­та и созда­вать его в тече­ние несколь­ких недель. Про­стой бот мож­но создать за 4 часа или за день.
  • Чат-боты актив­но исполь­зу­ют­ся в груп­по­вых чатах, где они могут выпол­нять все рутин­ные зада­чи по коор­ди­на­ции сооб­ще­ства. Напри­мер, бот для сер­ви­са Slack рас­по­зна­ет упо­ми­на­ния в диа­ло­ге пла­ни­ру­е­мых встреч и пред­ла­га­ет опти­маль­ное вре­мя и место. Так­же боты могут под­би­рать нуж­ные авиа­би­ле­ты для коман­ди­ро­вок, бро­ни­ро­вать гости­ни­цы или зака­зы­вать нуж­ные това­ры через интер­нет-мага­зин.

«Сай­ты и мобиль­ные при­ло­же­ния пред­по­ла­га­ют обще­ние один на один. В них не зало­же­на архи­тек­ту­ра мгно­вен­ных сооб­ще­ний и гиб­кой настрой­ки под потреб­но­сти каж­дой груп­пы. Поэто­му чат-боты для групп – это то, что нуж­но раз­ви­вать сей­час». Федор Ску­ра­тов, осно­ва­тель про­ек­та Combot.org

Недостатки ботов

  • Бот не может напи­сать пер­вым, то есть в нем не зало­же­на меха­ни­ка при­вле­че­ния новой ауди­то­рии. У самых попу­ляр­ных ботов днев­ная ауди­то­рия не пре­вы­ша­ет 1500–2000 чело­век.
  • Боты и мес­сен­дже­ры не под­хо­дят для задач, где пред­по­ла­га­ет­ся выда­ча боль­шо­го коли­че­ства кон­тен­та. Напри­мер, при поис­ке кар­тин­ки Google пред­ла­га­ет вам 10 000 вари­ан­тов. Поль­зо­ва­тель бота ожи­да­ет уви­деть один вари­ант отве­та, но самый луч­ший. Имен­но так рабо­та­ет чат-бот Яндек­са ImageSearch @imagesearchbot.
  • Сей­час есть один успеш­ный кейс моне­ти­за­ции ботов: покуп­ка иран­ско­го чат-бота Tina c ауди­то­ри­ей в 2,6 мил­ли­о­на поль­зо­ва­те­лей в год. Это ско­рее исклю­че­ние, чем пра­ви­ло, вви­ду закры­той эко­но­ми­ки Ира­на. Рынок чат-ботов и пред­ло­же­ние толь­ко фор­ми­ру­ют­ся. Пер­вый мага­зин ботов (ана­лог Google Play или AppStore) появил­ся в июне 2016 года.

Пример бота: проект «Бот в помощь»

Коман­да сту­ден­тов НИУ ВШЭ раз­ра­ба­ты­ва­ют чат-бот по выход­ным, участ­вуя и побеж­дая в мос­ков­ских хака­то­нах. Создан­ный чат-бот соби­ра­ет инфор­ма­цию о ресурс­ных цен­трах, НКО и дает поль­зо­ва­те­лю инфор­ма­цию о том, как и где он может помочь.

Скриншот интерфейса бота-волонтера.
Скрин­шот интер­фей­са бота-волон­те­ра.

«Сей­час важен не столь­ко поиск инфор­ма­ции, сколь­ко ее сбор. Людям ста­но­вит­ся лень даже искать через Google, но если будет «узел», где они смо­гут полу­чить отве­ты на все вопро­сы, то они с удо­воль­стви­ем к это­му обра­тят­ся». Андрей Галят­кин, один из созда­те­лей чат-бота «Бот в помощь»

 Андрей Галяткин, один из авторов чат-бота «Бот в помощь». Фото: Мария Борисёнок.
Андрей Галят­кин, один из авто­ров чат-бота «Бот в помощь». Фото: Мария Бори­сё­нок.

Полез­ные чат-боты и ресур­сы