«Как учить детей и подростков программированию?»: советы, рекомендации, ресурсы

Learning / CC BY 2.0 / pixabay.com

10 сен­тяб­ря состо­ял­ся митап «Как учить детей и под­рост­ков про­грам­ми­ро­ва­нию?» при уча­стии трех про­ек­тов: Шко­лы циф­ро­во­го твор­че­ства «Кодаб­ры»IT шко­лы SAMSUNG и Moscow Coding School. Пред­ста­ви­те­ли каж­дой из школ рас­ска­за­ли о том, как про­хо­дит у них обу­че­ние и как мож­но попасть к ним на заня­тия.

Поделитесь этим списком инструментов с друзьями

 

Школа цифрового творчества “Кодабра”

В 2013 году Дарья Абра­мо­ва и Дмит­рий Лохан­ский запу­сти­ли волон­тер­ский про­ект по дет­ско­му про­грам­ми­ро­ва­нию на язы­ке Scratch. За два года про­ект нашел устой­чи­вую финан­со­вую модель и обу­чил кодин­гу более 1000 детей от 7 до 12 лет. Цель про­ек­та – пока­зать ребен­ку, что про­грам­ми­ро­ва­ние может быть инте­рес­ным, и вовлечь детей в мир тех­но­ло­гий.

«Кодаб­ра» орга­ни­зу­ет уро­ки в шко­лах, тема­ти­че­ские кве­сты выход­но­го дня, а так­же мастер-клас­сы с роди­те­ля­ми.

Мы спра­ши­ва­ем детей, хотят ли они создать свою игру? И дети, конеч­но, хотят. Пусть это будет неболь­шая игра, но очень важ­но, что­бы ребе­нок видел резуль­тат за урок.

Дарья Абра­мо­ва, со-осно­ва­тель про­ек­та «Кодаб­ра»

Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский, проект «Кодабра». Фото: Мария Борисёнок.
Дарья Абра­мо­ва и Дмит­рий Лохан­ский, про­ект «Кодаб­ра». Фото: Мария Бори­сё­нок.

О языке Scratch

Язык Scratch был создан для обу­че­ния про­грам­ми­ро­ва­нию школь­ни­ков млад­ших и сред­них клас­сов. Автор язы­ка Митч Рез­ник рас­ска­зы­ва­ет на пло­щад­ке TED о том, как при­шел к идее дет­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния и какие воз­мож­но­сти это откры­ва­ет перед детьми.

Ска­чать учеб­ник по Scratch вы може­те через блог Дени­са Голи­ко­ва «Про­грам­ми­ро­ва­ние на Scratch 2». С помо­щью Scratch дети могут созда­вать даже муль­ти­ме­дий­ные игры, кото­рые управ­ля­ют­ся голо­сом.

О меро­при­я­ти­ях «Кодаб­ры» читай­те на сай­те про­ек­та или на стра­ни­це в Facebook.

IT ШКОЛА SAMSUNG

Анна Гре­бен­ки­на, стар­ший спе­ци­а­лист депар­та­мен­та кор­по­ра­тив­ных отно­ше­ний штаб-квар­ти­ры Samsung Electronics, рас­ска­за­ла о про­грам­ме допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния IT шко­ла SAMSUNG.

Анна Гребенкина. Фото: Мария Борисёнок.
Анна Гре­бен­ки­на. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Про­ект создан ком­па­ни­ей Samsung и реа­ли­зу­ет­ся при под­держ­ке Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ с целью обу­чить 5 000 школь­ни­ков более чем в 20 горо­дах Рос­сии в тече­ние 5 лет. В шко­ле обу­ча­ют­ся стар­ше­класс­ни­ки (9–11-й клас­сы). Заня­тия про­хо­дят два раза в неде­лю по два ака­де­ми­че­ских часа в тече­ние года.

В раз­ра­бот­ке кур­са при­ни­ма­ли уча­стие спе­ци­а­ли­сты иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра SAMSUNG и спе­ци­а­ли­сты МФТИ.

Каж­дый участ­ник полу­ча­ет зна­ния по осно­вам IT и навы­ки само­сто­я­тель­ной раз­ра­бот­ки мобиль­ных при­ло­же­ний на плат­фор­ме Android. Про­ект под­дер­жи­ва­ет­ся тех­ни­че­ски­ми вуза­ми: выпуск­ни­ки шко­лы SAMSUNG полу­ча­ют допол­ни­тель­ные бал­лы при поступ­ле­нии.

Moscow Coding School

Алек­сандр Смир­нов и Татья­на Тищен­ко, стар­ше­класс­ни­ки-выпуск­ни­ки Moscow Coding School, пред­ста­ви­ли шко­лу и поде­ли­лись сво­им опы­том обу­че­ния.

Александр Смирнов и Татьяна Тищенко, проект Moscow Coding School
Алек­сандр Смир­нов и Татья­на Тищен­ко, про­ект Moscow Coding School

В 9-м клас­се мы реши­ли, что нуж­но изу­чать что-то новое. Тогда еще не было дет­ских кур­сов, и мы про­хо­ди­ли взрос­лые. Нам нра­ви­лось, что к нам не отно­си­лись, как к школь­ни­кам, кото­рым нуж­но мно­го раз­же­вы­вать.

Нам гово­ри­ли, что вы може­те создать то, что вам инте­рес­но. Пусть это будет как Minecaft или Angry Birds, но это будет имен­но ваша идея.

Алек­сандр Смир­нов, выпуск­ник и коор­ди­на­тор Moscow Coding School

В Moscow Coding School кур­сы по дет­ско­му про­грам­ми­ро­ва­нию ведет Сер­гей Нуга­ев. Все кур­сы сфо­ку­си­ро­ва­ны на прак­ти­ку, и в тече­ние 6 выход­ных школь­ни­ки полу­ча­ют базо­вые зна­ния HTML, CSS и Java Script.

Денис Голиков, автор учебника по Scratch, и Евгений Усвицкий, участник сообщества Open Street Map. Фото: Мария Борисёнок.
Денис Голи­ков, автор учеб­ни­ка по Scratch, и Евге­ний Усвиц­кий, участ­ник сооб­ще­ства Open Street Map. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Каж­дая из школ рабо­та­ет со сво­ей ауди­то­ри­ей и ста­вит перед собой раз­ные зада­чи: созда­ние игр, мобиль­ных при­ло­же­ний и веб-сай­тов. Опыт «Кодаб­ры» и Moscow Coding School пока­зы­ва­ет, что началь­ный воз­раст зна­ком­ства с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем – 6 лет. При этом дети, кото­рые изна­чаль­но не заду­мы­ва­лись о кодин­ге, боль­ше все­го хоте­ли про­дол­жать ходить на кур­сы и даль­ше общать­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми.

Презентация проекта «Кодабра»

 

Презентация IT ШКОЛЫ SAMSUNG

 

Презентация Moscow Coding School