Материалы курса «Коллаб-журналистика. Как организовать и выпустить межредакционный проект»

Четыре вебинара о том, как организовать совместную работу редакций Иллюстрация: Наталья Ямщикова
Иллюстрация: Наталья Ямщикова

Команда Теплицы публикует конспект live-курса о том, как правильно выстроить межредакционные связи и организовать совместную работу с учетом различных политик редакций, опыта и распределения рисков.

Ведущий курса: Серафим Романов, шеф-редактор «Новой газеты» в Санкт-Петербурге.

Вебинары курса будут полезны издателям СМИ, журналистам и редакторам, а также сотрудникам некоммерческих организаций, заинтересованных в сотрудничестве с медиа.

Вебинар № 1: Виды коллабораций в журналистике

На первом вебинаре Маргарита Логинова, журналист издания «Такие дела», автор подкаста о людях с ВИЧ «Одни плюсы», рассказала о трех типах collaborative journalism:

  1. сотрудничество в целях распространения контента;
  2. совместная работа над материалом;
  3. коллаборации на уровне распределения организационных и прочих ресурсов. 
Запись первого вебинара.

По словам Маргариты, для того чтобы произошел обмен контентом, нет необходимости ждать определенного повода. Можно связаться и познакомиться с изданиями, с которыми есть общие темы и нечего делить. Спикер уверена, что успешное сотрудничество может быть даже между маленькой редакцией и крупным изданием. Например, совместная работа журналистского проекта «Гласная» (его Маргарита определяет как small media) и «Новой газеты».

Иногда достаточно один раз списаться, попробовать, как пойдет, и быть преданными этому партнерству. Новые читатели, новая аудитория — все это появится у вас без особых затрат.

Маргарита Логинова,

журналист издания «Такие дела»

Маргарита приводит пример того, как группа журналистов из разных СМИ на время стала отдельной редакцией и работала над темой, которую не потянет один журналист или редакция. Так было с межрегиональным проектом «Неочевидные жертвы коронавируса в России». Редакторская команда каждый день отслеживала в локальной прессе публикации, связанные с коронавирусом. По словам Маргариты, всероссийский охват, а не только информация об отдельных регионах, был возможен только благодаря сотрудничеству нескольких СМИ. 

Преимущество такого сотрудничества Маргарита видит в том, что работа с новыми людьми — это и стресс, и вызов. И именно благодаря этому мы выходим за границы привычных шаблонов собственной работы и становимся выше над собой в ментальном и креативном плане.

К другим плюсам журналистских коллабораций Маргарита относит:

  • масштаб;
  • опыт работы с другими журналистами и редакторами;
  • выход за рамки рутины;
  • ускорение процессов обработки информации;
  • появление новых экспертов и спикер;
  • снижение риска выгорания за счет большой команды;
  • объединение компетенций.

А к минусам:

  • сложность коммуникации в команде (работать одному проще);
  • логистические трудности (работа в разных местах и часовых поясах);
  • большой массив информации; 
  • неоперативность (кооперацию может также замедлить выход материала).

Вебинар № 2: Менеджмент межредакционных проектов

Ведущая второго вебинара — Анастасия Сечина, независимый журналист и редактор, основатель проекта «Четвертый сектор». С 2004 по 2008 год — главный редактор радиостанции «Эхо Перми», затем газеты «Пермские новости». Анастасия поделилась опытом управления проектами в журналистике, а также ролью редактора в коллаб-историях. 

Запись второго вебинара.

Анастасия выделяет шесть этапов работы над совместным проектом.

  1. Поиск и выбор держателя и хранителя темы — человека/группы, который следит за процессом и у кого в голове есть целостная картина того, что должно получиться.
  2. Создание питча (питчинг) — кристаллизация того, что вы хотите получить с описанием шагов.
  3. Распределение задач по сферам работы, темам, локациям, компетенциям.
  4. Постановка дедлайнов и этапов работы.
  5. Работа по плану.
  6. Сборка проекта (интервью, иллюстрации, расследования).

По словам Анастасии, хранитель темы — это чаще всего тот самый человек, который собирает воедино все наработки.

Хорошо, когда люди собираются вокруг конкретной темы, которой горят, а не просто вокруг желания сделать что-то вместе. Если тема не зажигает, то и работать над ней будет сложновато. И работа над ней будет происходить только из-за договоренностей.

Анастасия Сечина,

независимый журналист и редактор

Ведущая вебинара сравнила совместную работу над журналистским материалом с работой ИТ-проектов. Схожи организации работы спринтами — отрезками времени с конкретными задачами. При этом каждый коллаборационист процесса привносит свою специфику в общий продукт.

Вебинар № 3: Трансграничная журналистика

На третьем вебинаре Наталия Маршалкович, журналист, редактор, медиаменеджер с 20-летним опытом работы в международных СМИ, рассказала об особенностях трансграничного сотрудничества команды журналистов на примере работы проекта «Медиасеть».

«Медиасеть» — это партнерство независимых медиа стран Восточного партнерства и Центральной Азии, которое было основано в 2015 году. Главными задачами проекта являются поддержка независимой журналистики и расширение доступа аудитории из России к материалам независимых СМИ.

Запись третьего вебинара.

В чем особенность трансграничных историй:

  • обмен контентом, информацией, ресурсами и знаниями;
  • поддержка совместного трансграничного продакшена;
  • применение инноваций и совместное тестирование монетизации.

По словам Натальи, трансграничная коллаборативная журналистика важна при громком инфоповоде (к примеру, война) или событии, которое происходит в нескольких странах (пандемия). Например, во время военных действий в Нагорном Карабахе команда Медиасети координировала доступ к информации: партнеры из Армении и Азербайджана делились инсайтами с места событий с коллегами и друг с другом. Это позволяло освещать полную картину действий.

В трансграничной журналистике существуют понятия сквозной и универсальной историй. Сквозная история — это освещение общих проблем для нескольких стран. Например, проблемы экологии или расследование коррупционных схем. Универсальная — когда одна и та же проблема и аспекты воздействия освещены из разных стран. Журналистика решений также важна при трансграничной работе: аудитория узнает, какие решения одной проблемы применяются в других странах.

Четыре столпа трансграничной журналистики:

  1. общий интерес к теме;
  2. понятная ценность для всех участников;
  3. конвергенция по навыкам и возможность для равного обмена опытом и совместного продакшена;
  4. взаимное доверие, которое выстраивается в процессе работы.

При работе над трансграничным проектом Наталья советует обращать внимание на:

  • язык коммуникации;
  • чувствительные точки. Например, в проекте могут встретиться журналисты стран, которые в прошлом были вовлечены в военные конфликты, поэтому необходимо обсуждать разницу в терминологии (аннексия, оккупация и так далее);
  • план Б — найти координатора/систему для принятия решения в сложной ситуации;
  • простоту изложения и точность. Суть трансграничной истории должна быть понятна всем, поэтому необходимо разъяснить смысл терминов, контекст и попробовать посмотреть «внешним взглядом» на игру слов и детали и всегда проводить двойную проверку фактов;
  • организационные вопросы и безопасность участников проекта.

Наталья уверена, что у трансграничной журналистики есть уникальный двойной фокус. С одной стороны, каждый участник вносит в проект свою уникальную локальную экспертизу (ее сложно получить другим способом). С другой стороны, у вас есть возможность взглянуть на проблему со стороны и дать вашей аудитории более объемную картину событий.

Вебинар № 4. Международные расследования

Заключительный вебинар посвящен международным расследованиям. Его ведущий — Роман Шлейнов, журналист, редактор. С 1999 года работал корреспондентом «Новой газеты».

В формате интервью Роман рассказал о большом международном расследовании под названием Tobacco Undergorund о контрабандных поставках табака неизвестной марки на фабрики на территории Евросоюза. Роман также поделился спецификой обработки данных для проведения расследований на примере «Панамских файлов».

Запись четвертого вебинара.

По словам спикера, работа над международными расследованиями — это чаще всего большая работа с источниками. Массив данных добывается коллегами-журналистами. Часто в какой-то момент команда расследователей понимает, что для обработки архива необходимы сторонние ресурсы и работа отдельной организации. А при планировании сроков работы над расследованиями нужно учесть, что дедлайн может двигаться в зависимости от новых обнаруженных данных.