В Великом Новгороде прошел митап Теплицы «Создание социальной рекламы»

Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Что такое социальная реклама? Для кого и для чего она создана? В каких формах и образах должна быть представлена социальная реклама? Какие смыслы должны быть заложены в ролик, постер, видео, чтобы реклама сработала и имела наибольший социальный эффект для молодых семей? На эти и другие вопросы искали ответы  НКО, гражданские активисты, волонтеры, дизайнеры — участники митапа «Создание социальной рекламы. От поиска смыслов к результату».

Данная встреча — заключительное занятие трехэтапного митапа  по созданию социальной рекламы по теме: «Молодая семья — это уникальный мир, способный творить чудеса». Встреча организована Новгородским региональным общественным фондом содействия некоммерческим проектам и кафедрой дизайна Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

«Опыт работы с молодежью показывает, что в попытке создать семью молодые люди сразу сталкиваются с целым рядом проблем, начиная с решения где, с кем и как познакомиться. Если решили жить вместе – зарегистрировать брак или жить без регистрации? А после решения о совместном проживании – где жить? где работать? как организовать домашнее хозяйство и питание? как решить коммунальные проблемы? и др. Остро встают повседневные проблемы, особенно после рождения ребенка.  К сожалению, в настоящее время молодая семья как часть современного общества мало информирована о своих правах, возможностях, работающих службах и не умеет самостоятельно и грамотно принимать решения по преодолению возникающих трудностей в различных жизненных ситуациях», — отметила руководитель проекта «Центр поддержки молодой семьи», директор программ Фонда содействия некоммерческим проектам Нина Костенко.

По данным исследования «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи», проведенного в Новгородской области в марте-апреле 2014 г. большая часть новгородской молодежи не готова проявлять социальную активность, молодежь, имеющая свои семьи «выпадает» из социальной жизни города, большинство из них «погружаются» в семейный быт и остаются один на один со своими проблемами.

Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина

Однако молодежной аудитории в силу возрастных особенностей свойственна высокая степень социального оптимизма, что подтверждают результаты количественного опроса. В группе состоящих в зарегистрированном браке отмечена максимальная степень удовлетворенности жизнью; минимальная степень оптимизма — у холостяков.

Наиболее ярко социальный оптимизм молодых людей выражает их уверенность в способности  добиться успеха в жизни. В представлениях молодежи о жизненных ценностях, по данным опроса, явно преобладают четыре составляющие: семейное счастье и любовь; материальный достаток; достижения в профессиональной деятельности, а также успешная карьера.

Муж и отец в семье. Автор: Денисова Е. В.
Муж и отец в семье. Автор: Денисова Е. В.

Семейные ценности молодежи обсуждались на фокус-группах через объяснение термина «счастливая семья». Так, в группе молодежи, имеющей опыт семейной жизни, чаще называли нематериальные ценности: счастье, любовь, взаимопонимание, уважение супруга, здоровье детей. В то же время молодежь, не имеющая опыта собственной семейной жизни, более прагматична.

Они не отрицают важность нематериальных ценностей, но такие ценности обязательно присутствуют у них в комплексе с материальными. Рассуждая о семейных ценностях, молодежь ориентируется на пример своих родителей, в то же время довольно критично относятся к отношениям в родительских семьях.

Слайд9
Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи».
Слайд17
Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи».
Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи»,
Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи».

Рейтинг проблем молодых семей: в группе молодежи, проживающей в браке, были выделены три проблемы по степени важности: финансовая, жилищная, трудоустройство; в группе без опыта совместного проживания на первое место вышла проблема взаимоотношений, на втором месте — финансовая, страхи и стереотипы – третья проблема в этой группе.

«В ходе анализа проблемного поля молодых семей, полученного в результате встреч и  обсуждений с молодыми семьями, НКО, работающими с молодежью, студентами, было выявлено два основных кода — «уважение» и «сотрудничество».   При разработке социальной рекламы мы опирались на данные коды и при создании образов и смыслов постарались уйти от частицы «не», ведь все мы знаем, что если кто-то говорит нам «этого не стоит делать», «не ходи», «не кури» и т.д., нам становится интересно, мы хотим попробовать, решаем пойти и посмотреть», — рассказывает  Дарья Валерьевна Соколова —  старший преподаватель кафедры дизайна Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, руководитель творческой лаборатории по созданию социальной рекламы.

Студентами  кафедры дизайна Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого было подготовлено 50 постеров. Материалы и информация об участниках будут использованы при создании выставки и каталога, в сборниках материалов, буклетах, а также в кампании по повышению информированности общества. С работами и результатами социологического исследования можно познакомиться на сайте fanp53.ru.

Справка:

18 апреля 2014 года состоялась первая  встреча в рамках трехэтапного митапа по созданию социальной рекламы по теме: «Молодая семья — это уникальный мир, способный творить чудеса».

В ходе встречи «искали смыслы». Социальная реклама — мощный «визуальный» инструмент, позволяющий привлечь внимание к проблеме и получить отклик «здесь и сейчас». Как живут молодые семьи? Какие у них проблемы? Чего им не хватает? Насколько они образованы и подкованы в сфере законодательства? Насколько экономически устойчивы? Данные вопросы обсуждались экспертным сообществом, представителями некоммерческих организаций, работающих с молодежью и молодыми семьями, представителями клубов молодой семьи, специалистами в области социальной рекламы.

В результате были определены «болевые точки» молодых семей, составлены портреты мужчины, женщины, ребенка в современной молодой семье.

В теоретической части встречи тренер Дарья Валерьевна Соколова — рассказала участникам  об основных особенностях социальной рекламы в современной России, а также познакомила с российскими и мировыми аналогами креативной социальной рекламы на темы: за безопасное движение на дорогах, борьба с курением, борьба с абортами, борьба с алкоголизмом, за здоровую семью.

21 мая 2014 года состоялась вторая встреча «митаповцев» — тренеров, студентов-дизайнеров и НКО. Студенты поделились результатами исследования аналогов социальной рекламы в фольклоре нашей страны: сбор пословиц и поговорок по теме. Были определены направления создания социальной рекламы и возможные сценарии воздействия на потребителя. Для участников проведен мастер-класс и начата работа по созданию постеров.

Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи» проведено коллективом Новгородской социологической группы, руководитель группы   Татьяна Владимировна Наумова.