В Великом Новгороде прошел митап Теплицы «Создание социальной рекламы»

Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Что такое соци­аль­ная рекла­ма? Для кого и для чего она созда­на? В каких фор­мах и обра­зах долж­на быть пред­став­ле­на соци­аль­ная рекла­ма? Какие смыс­лы долж­ны быть зало­же­ны в ролик, постер, видео, что­бы рекла­ма сра­бо­та­ла и име­ла наи­боль­ший соци­аль­ный эффект для моло­дых семей? На эти и дру­гие вопро­сы иска­ли отве­ты НКО, граж­дан­ские акти­ви­сты, волон­те­ры, дизай­не­ры — участ­ни­ки мита­па «Созда­ние соци­аль­ной рекла­мы. От поис­ка смыс­лов к резуль­та­ту».

Дан­ная встре­ча – заклю­чи­тель­ное заня­тие трех­этап­но­го мита­па по созда­нию соци­аль­ной рекла­мы по теме: «Моло­дая семья – это уни­каль­ный мир, спо­соб­ный тво­рить чуде­са». Встре­ча орга­ни­зо­ва­на Нов­го­род­ским реги­о­наль­ным обще­ствен­ным фон­дом содей­ствия неком­мер­че­ским про­ек­там и кафед­рой дизай­на Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Яро­сла­ва Муд­ро­го.

«Опыт рабо­ты с моло­де­жью пока­зы­ва­ет, что в попыт­ке создать семью моло­дые люди сра­зу стал­ки­ва­ют­ся с целым рядом про­блем, начи­ная с реше­ния где, с кем и как позна­ко­мить­ся. Если реши­ли жить вме­сте – заре­ги­стри­ро­вать брак или жить без реги­стра­ции? А после реше­ния о сов­мест­ном про­жи­ва­нии – где жить? где рабо­тать? как орга­ни­зо­вать домаш­нее хозяй­ство и пита­ние? как решить ком­му­наль­ные про­бле­мы? и др. Ост­ро вста­ют повсе­днев­ные про­бле­мы, осо­бен­но после рож­де­ния ребен­ка. К сожа­ле­нию, в насто­я­щее вре­мя моло­дая семья как часть совре­мен­но­го обще­ства мало инфор­ми­ро­ва­на о сво­их пра­вах, воз­мож­но­стях, рабо­та­ю­щих служ­бах и не уме­ет само­сто­я­тель­но и гра­мот­но при­ни­мать реше­ния по пре­одо­ле­нию воз­ни­ка­ю­щих труд­но­стей в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях», – отме­ти­ла руко­во­ди­тель про­ек­та «Центр под­держ­ки моло­дой семьи», дирек­тор про­грамм Фон­да содей­ствия неком­мер­че­ским про­ек­там Нина Костен­ко.

По дан­ным иссле­до­ва­ния «Соци­аль­ный порт­рет моло­дой семьи гла­за­ми нов­го­род­ской моло­де­жи», про­ве­ден­но­го в Нов­го­род­ской обла­сти в мар­те-апре­ле 2014 г. боль­шая часть нов­го­род­ской моло­де­жи не гото­ва про­яв­лять соци­аль­ную актив­ность, моло­дежь, име­ю­щая свои семьи «выпа­да­ет» из соци­аль­ной жиз­ни горо­да, боль­шин­ство из них «погру­жа­ют­ся» в семей­ный быт и оста­ют­ся один на один со сво­и­ми про­бле­ма­ми.

Волшебный клубочек. Автор: Белоусова Марина
Вол­шеб­ный клу­бо­чек. Автор: Бело­усо­ва Мари­на

Одна­ко моло­деж­ной ауди­то­рии в силу воз­раст­ных осо­бен­но­стей свой­ствен­на высо­кая сте­пень соци­аль­но­го опти­миз­ма, что под­твер­жда­ют резуль­та­ты коли­че­ствен­но­го опро­са. В груп­пе состо­я­щих в заре­ги­стри­ро­ван­ном бра­ке отме­че­на мак­си­маль­ная сте­пень удо­вле­тво­рен­но­сти жиз­нью; мини­маль­ная сте­пень опти­миз­ма – у холо­стя­ков.

Наи­бо­лее ярко соци­аль­ный опти­мизм моло­дых людей выра­жа­ет их уве­рен­ность в спо­соб­но­сти добить­ся успе­ха в жиз­ни. В пред­став­ле­ни­ях моло­де­жи о жиз­нен­ных цен­но­стях, по дан­ным опро­са, явно пре­об­ла­да­ют четы­ре состав­ля­ю­щие: семей­ное сча­стье и любовь; мате­ри­аль­ный доста­ток; дости­же­ния в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, а так­же успеш­ная карье­ра.

Муж и отец в семье. Автор: Денисова Е. В.
Муж и отец в семье. Автор: Дени­со­ва Е. В.

Семей­ные цен­но­сти моло­де­жи обсуж­да­лись на фокус-груп­пах через объ­яс­не­ние тер­ми­на «счаст­ли­вая семья». Так, в груп­пе моло­де­жи, име­ю­щей опыт семей­ной жиз­ни, чаще назы­ва­ли нема­те­ри­аль­ные цен­но­сти: сча­стье, любовь, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, ува­же­ние супру­га, здо­ро­вье детей. В то же вре­мя моло­дежь, не име­ю­щая опы­та соб­ствен­ной семей­ной жиз­ни, более праг­ма­тич­на.

Они не отри­ца­ют важ­ность нема­те­ри­аль­ных цен­но­стей, но такие цен­но­сти обя­за­тель­но при­сут­ству­ют у них в ком­плек­се с мате­ри­аль­ны­ми. Рас­суж­дая о семей­ных цен­но­стях, моло­дежь ори­ен­ти­ру­ет­ся на при­мер сво­их роди­те­лей, в то же вре­мя доволь­но кри­тич­но отно­сят­ся к отно­ше­ни­ям в роди­тель­ских семьях.

Слайд9
Иссле­до­ва­ние «Соци­аль­ный порт­рет моло­дой семьи гла­за­ми нов­го­род­ской моло­де­жи».
Слайд17
Иссле­до­ва­ние «Соци­аль­ный порт­рет моло­дой семьи гла­за­ми нов­го­род­ской моло­де­жи».
Исследование «Социальный портрет молодой семьи глазами новгородской молодежи»,
Иссле­до­ва­ние «Соци­аль­ный порт­рет моло­дой семьи гла­за­ми нов­го­род­ской моло­де­жи».

Рей­тинг про­блем моло­дых семей: в груп­пе моло­де­жи, про­жи­ва­ю­щей в бра­ке, были выде­ле­ны три про­бле­мы по сте­пе­ни важ­но­сти: финан­со­вая, жилищ­ная, тру­до­устрой­ство; в груп­пе без опы­та сов­мест­но­го про­жи­ва­ния на пер­вое место вышла про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний, на вто­ром месте – финан­со­вая, стра­хи и сте­рео­ти­пы – тре­тья про­бле­ма в этой груп­пе.

«В ходе ана­ли­за про­блем­но­го поля моло­дых семей, полу­чен­но­го в резуль­та­те встреч и обсуж­де­ний с моло­ды­ми семья­ми, НКО, рабо­та­ю­щи­ми с моло­де­жью, сту­ден­та­ми, было выяв­ле­но два основ­ных кода – «ува­же­ние» и «сотруд­ни­че­ство». При раз­ра­бот­ке соци­аль­ной рекла­мы мы опи­ра­лись на дан­ные коды и при созда­нии обра­зов и смыс­лов поста­ра­лись уйти от части­цы «не», ведь все мы зна­ем, что если кто-то гово­рит нам «это­го не сто­ит делать», «не ходи», «не кури» и т.д., нам ста­но­вит­ся инте­рес­но, мы хотим попро­бо­вать, реша­ем пой­ти и посмот­реть», – рас­ска­зы­ва­ет  Дарья Вале­рьев­на Соко­ло­ва – стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры дизай­на Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Яро­сла­ва Муд­ро­го, руко­во­ди­тель твор­че­ской лабо­ра­то­рии по созда­нию соци­аль­ной рекла­мы.

Сту­ден­та­ми кафед­ры дизай­на Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Яро­сла­ва Муд­ро­го было под­го­тов­ле­но 50 посте­ров. Мате­ри­а­лы и инфор­ма­ция об участ­ни­ках будут исполь­зо­ва­ны при созда­нии выстав­ки и ката­ло­га, в сбор­ни­ках мате­ри­а­лов, бук­ле­тах, а так­же в кам­па­нии по повы­ше­нию инфор­ми­ро­ван­но­сти обще­ства. С рабо­та­ми и резуль­та­та­ми социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния мож­но позна­ко­мить­ся на сай­те fanp53.ru.

Справ­ка:

18 апре­ля 2014 года состо­я­лась пер­вая встре­ча в рам­ках трех­этап­но­го мита­па по созда­нию соци­аль­ной рекла­мы по теме: «Моло­дая семья – это уни­каль­ный мир, спо­соб­ный тво­рить чуде­са».

В ходе встре­чи «иска­ли смыс­лы». Соци­аль­ная рекла­ма — мощ­ный «визу­аль­ный» инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий при­влечь вни­ма­ние к про­бле­ме и полу­чить отклик «здесь и сей­час». Как живут моло­дые семьи? Какие у них про­бле­мы? Чего им не хва­та­ет? Насколь­ко они обра­зо­ва­ны и под­ко­ва­ны в сфе­ре зако­но­да­тель­ства? Насколь­ко эко­но­ми­че­ски устой­чи­вы? Дан­ные вопро­сы обсуж­да­лись экс­перт­ным сооб­ще­ством, пред­ста­ви­те­ля­ми неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих с моло­де­жью и моло­ды­ми семья­ми, пред­ста­ви­те­ля­ми клу­бов моло­дой семьи, спе­ци­а­ли­ста­ми в обла­сти соци­аль­ной рекла­мы.

В резуль­та­те были опре­де­ле­ны «боле­вые точ­ки» моло­дых семей, состав­ле­ны порт­ре­ты муж­чи­ны, жен­щи­ны, ребен­ка в совре­мен­ной моло­дой семье.

В тео­ре­ти­че­ской части встре­чи тре­нер Дарья Вале­рьев­на Соко­ло­ва – рас­ска­за­ла участ­ни­кам об основ­ных осо­бен­но­стях соци­аль­ной рекла­мы в совре­мен­ной Рос­сии, а так­же позна­ко­ми­ла с рос­сий­ски­ми и миро­вы­ми ана­ло­га­ми кре­а­тив­ной соци­аль­ной рекла­мы на темы: за без­опас­ное дви­же­ние на доро­гах, борь­ба с куре­ни­ем, борь­ба с абор­та­ми, борь­ба с алко­го­лиз­мом, за здо­ро­вую семью.

21 мая 2014 года состо­я­лась вто­рая встре­ча «мита­пов­цев» – тре­не­ров, сту­ден­тов-дизай­не­ров и НКО. Сту­ден­ты поде­ли­лись резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния ана­ло­гов соци­аль­ной рекла­мы в фольк­ло­ре нашей стра­ны: сбор посло­виц и пого­во­рок по теме. Были опре­де­ле­ны направ­ле­ния созда­ния соци­аль­ной рекла­мы и воз­мож­ные сце­на­рии воз­дей­ствия на потре­би­те­ля. Для участ­ни­ков про­ве­ден мастер-класс и нача­та рабо­та по созда­нию посте­ров.

Иссле­до­ва­ние «Соци­аль­ный порт­рет моло­дой семьи гла­за­ми нов­го­род­ской моло­де­жи» про­ве­де­но кол­лек­ти­вом Нов­го­род­ской социо­ло­ги­че­ской груп­пы, руко­во­ди­тель груп­пы  Татья­на Вла­ди­ми­ров­на Нау­мо­ва.