Как собрать деньги на свой проект с помощью краудфандинга

Лидия Кравченко и Анна Лазарева, кураторы проекта «42». Фото: Татьяна Паутова
В Нижнем Новгороде Лидия Кравченко и Анна Лазарева, кураторы проекта «42», рассказали о своем опыте сбора средств на краудфандинговой платформе. Фото: Татьяна Паутова.

30 июня 2016 года в Ниж­нем Нов­го­ро­де про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Как собрать день­ги на свой про­ект». Участ­ни­ки узна­ли, как про­во­дить кра­уд­фандин­го­вую кам­па­нию и где искать финан­со­вую под­держ­ку.

Лидия Кра­вчен­ко и Анна Лаза­ре­ва, кура­то­ры про­ек­та Парк нау­ки ННГУ «Лоба­чев­ский Lab», рас­ска­за­ли о сво­ем опы­те сбо­ра средств на про­ве­де­ние науч­но­го фести­ва­ля «42».

О фестивале «42»

Два года коман­да про­ек­та Парк нау­ки ННГУ «Лоба­чев­ский Lab» зани­ма­ет­ся попу­ля­ри­за­ци­ей науч­ных зна­ний: про­во­дит науч­ный кино­лек­то­рий, раз в пол­го­да дела­ет науч­ный слэм (сорев­но­ва­ние моло­дых уче­ных), а так­же про­во­дит науч­ный фести­валь «42».

Вес­ной 2016 года про­ект «42: фести­валь о нау­ке, жиз­ни, Все­лен­ной и вооб­ще» за 45 дней собрал на плат­фор­ме Planeta.ru 135 тысяч 333 руб­ля. В ито­ге 18 июня 2016 года фести­валь успеш­но про­шел.

Цен­траль­ны­ми пло­щад­ка­ми фести­ва­ля ста­ли лек­то­рии: дет­ский, есте­ствен­но­на­уч­ный и гума­ни­тар­ный. На фести­ва­ле рабо­та­ло более 25 науч­ных тема­ти­че­ских пло­ща­док: по физи­ке, химии, аст­ро­но­мии, робо­то­тех­ни­ке, меди­цине, био­ло­гии и эко­ло­гии и мно­гие дру­гие.

Гости фести­ва­ля мог­ли уви­деть гон­ки дро­нов, при­ме­рить очки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти.

Слайд из презентации Лидии Кравченко и Анны Лазаревой
Слайд из пре­зен­та­ции Лидии Кра­вчен­ко и Анны Лаза­ре­вой.

В пере­во­де с англий­ско­го кра­уд­фандинг – это народ­ное финан­си­ро­ва­ние. Люди пла­тят день­ги за то, что они полу­чат в буду­щем, и это может быть что угод­но: музы­каль­ный аль­бом, изоб­ре­те­ние или фести­валь. Так­же за свои пожерт­во­ва­ния люди полу­ча­ют неболь­шие воз­на­граж­де­ния.

Зачем запускать краудфандинговую кампанию?

Лидия Кра­вчен­ко рас­ска­за­ла о трех при­чи­нах для запус­ка кам­па­нии.

  1. Поиск допол­ни­тель­но­го финан­си­ро­ва­ния. Уни­вер­си­тет финан­си­ро­вал фести­валь, но были и такие тра­ты, кото­рые невоз­мож­но было сде­лать на день­ги уни­вер­си­те­та: напри­мер, при­вез­ти на фести­валь 13 мос­ков­ских лек­то­ров или купить 300 кило­грам­мов крах­ма­ла для изго­тов­ле­ния нью­то­нов­ской жид­ко­сти.
  2. Кра­уд­фандинг как сред­ство при­вле­че­ния вни­ма­ния. Если вы хоти­те соби­рать сред­ства на свой про­ект, вы долж­ны задей­ство­вать все соци­аль­ные свя­зи, кото­рые у вас есть. Созда­вай­те допол­ни­тель­ную рекла­му для про­ек­та.
  3. Про­вер­ка идеи. Начав сбор средств, вы смо­же­те понять, нуж­но ли это людям, актуа­лен ли ваш про­ект. Если не полу­ча­е­те откли­ка, воз­мож­но, вы что-то дела­е­те не так.

Лидия Кравченко и Анна Лазарева ведут митап «Как собрать деньги на свой проект». Фото: Татьяна Паутова
Лидия Кра­вчен­ко и Анна Лаза­ре­ва ведут митап «Как собрать день­ги на свой про­ект». Фото: Татья­на Пау­то­ва.

7 правил успешного краудпроекта

Орга­ни­за­то­ры фести­ва­ля рас­ска­за­ли о несколь­ких важ­ных пра­ви­лах, кото­рые сле­ду­ет соблю­дать, если вы зате­я­ли кра­уд­фандин­го­вую кам­па­нию.

1. Понятный проект с понятными целями.

Важ­но уметь лако­нич­но подать инфор­ма­цию о вашем про­ек­те, чет­ко сфор­му­ли­ро­вать цель. Если у вас боль­шой про­ект, воз­мож­но, име­ет смысл соби­рать день­ги не на весь про­ект цели­ком, а на какое-то одно направ­ле­ние. Глав­ное, что­бы был поня­тен ито­го­вый резуль­тат.

2. Важно иметь свою аудиторию.

80% успе­ха кра­уд­фандин­го­вой ком­па­нии фести­ва­ля были в том, что у про­ек­та была своя ауди­то­рия. Уже два года коман­да «Лоба­чев­ский Lab» дела­ет науч­но-попу­ляр­ные меро­при­я­тия, у кото­рых появи­лись посто­ян­ные участ­ни­ки, и когда эти люди уви­де­ли прось­бу о помо­щи, они отклик­ну­лись. Если у вас нет сво­ей ауди­то­рии, но при этом есть воз­мож­ность заявить о себе зара­нее, сде­лать пре­зен­та­цию про­ек­та или меро­при­я­тия, луч­ше это сде­лать.

Слайд из презентации Лидии Кравченко и Анны Лазаревой
Слайд из пре­зен­та­ции Лидии Кра­вчен­ко и Анны Лаза­ре­вой.

3. Интересные вознаграждения.

Воз­на­граж­де­ния долж­ны быть раз­ных мас­шта­бов, начи­ная от суве­ни­ров и закан­чи­вая чем-то круп­ным.

Напри­мер, коман­да фести­ва­ля пред­ла­га­ла неболь­шие воз­на­граж­де­ния за 300 и 500 руб­лей: открыт­ки, кото­рые при­дут в поч­то­вый ящик, дере­вян­ные знач­ки. А так­же доро­гие воз­на­граж­де­ния: экс­кур­сии в пар­ки, музей экс­пе­ри­мен­тов, кни­ги. Одним из самых доро­гих воз­на­граж­де­ний был пик­ник с хими­ка­ми, кото­рые при­ве­дут вас на полян­ку, нама­жут бутер­брод и одно­вре­мен­но пока­жут хими­че­ские экс­пе­ри­мен­ты.

80% воз­на­граж­де­ний – это то, что коман­де предо­ста­ви­ли их дру­зья и парт­не­ры, лек­то­ры. Напри­мер, Сер­гей Парин, физио­лог, про­во­дил экс­кур­сии в свою лабо­ра­то­рию, орни­то­лог Алек­сей Леваш­кин согла­сил­ся отве­сти три груп­пы погу­лять в Бота­ни­че­ский сад, пока­зать им пти­чек, почи­ри­кать с сова­ми.

4. Сумма, которую вы указываете, должна быть адекватной.

Если вы заяви­те слиш­ком мно­го, вы рис­ку­е­те не собрать заяв­лен­ную сум­му. В соби­ра­е­мую сум­му надо закла­ды­вать рас­хо­ды на воз­на­граж­де­ние и про­цент, кото­рый возь­мет кра­уд­фандин­го­вая плат­фор­ма.

Напри­мер, Планета.ру берет 10%, если вы собра­ли всю сум­му, и 15%, если собра­ли толь­ко поло­ви­ну. Если вы соби­ра­е­те мень­ше поло­ви­ны, то все день­ги воз­вра­ща­ют­ся обрат­но жерт­во­ва­те­лям. Одна­ко на Boomstarter нель­зя забрать поло­ви­ну, нуж­но собрать все день­ги.

5. Просите о помощи.

Най­ди­те лиде­ров мне­ний и попро­си­те их пуб­лич­но заявить о под­держ­ке ваше­го про­ек­та. Видео­об­ра­ще­ние все­гда дает боль­шой отклик.

Для фести­ва­ля запи­сал видео­об­ра­ще­ние Гри­го­рий Тара­се­вич, глав­ный редак­тор науч­но-попу­ляр­но­го жур­на­ла «Кот Шре­дин­ге­ра», Мари­на Гон­ча­ро­ва, глав­ный редак­тор газе­ты «Селед­ка», коман­да Цифер­бла­та и мно­гие дру­гие. Делай­те е-mail рас­сыл­ку, обзво­ны и не забы­вай­те про сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции.

Участники митапа «Как собрать деньги на свой проект». Фото: Татьяна Паутова
Участ­ни­ки мита­па «Как собрать день­ги на свой про­ект». Фото: Татья­на Пау­то­ва.

Совет Анны Лаза­ре­вой: Если у вас есть зна­ко­мые и дру­зья в СМИ, про­си­те их, пото­му что в нашем слу­чае про­сто пресс-релиз не сра­бо­тал, сра­бо­та­ло то, что мы обзва­ни­ва­ли зна­ко­мых жур­на­ли­стов, про­си­лись на радио, про­си­лись на теле­ви­де­ние, и это дало свои пло­ды.

6. Простое правило.

Если нет актив­ной ссыл­ки в том месте, где вы анон­си­ру­е­те свою кра­уд­фандин­го­вую кам­па­нию, то вам отту­да не при­дут день­ги.

Любой интер­нет-ресурс, где есть ссыл­ка, рабо­та­ет. Печат­ные СМИ, бук­ле­ты, листов­ки не при­не­сут ниче­го. По опы­ту дру­гих кам­па­ний плат­ная рекла­ма на теле­ви­де­нии тоже не при­но­сит поль­зы. Одна­ко так мож­но най­ти парт­не­ров для про­ек­та.

7. Планирование.

Кра­уд­фандинг нуж­но гото­вить по пла­ну: у вас зара­нее дол­жен быть спи­сок воз­на­граж­де­ний, спи­сок тех, кто вам помо­жет, спи­сок лиде­ров мне­ний, кото­рых вы буде­те про­сить о под­держ­ке. Очень важ­но соста­вить при­мер­ный план постов в соци­аль­ных сетях.

Обыч­но зна­чи­тель­ную часть денег соби­ра­ют сра­зу в пер­вые одну-две неде­ли, а потом тиши­на. Нель­зя оста­нав­ли­вать­ся. Чем боль­ше постов, чем боль­ше вы упо­ми­на­е­те о себе и сво­ем про­ек­те, тем луч­ше.

Митап про­ве­ден при под­держ­ке про­стран­ства обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Я ЗНАЮ»

Ска­чай­те пре­зен­та­цию коман­ды фести­ва­ля «42» в фор­ма­те PDF