Юлия Корчагина: краудфандинг – это как кино, где все переживают за главного героя

Юлия Корчагина рассказала про опыт ведения краудфандинговых кампаний. Фото: Мария Борисёнок.
Юлия Корчагина рассказала про опыт ведения краудфандинговых кампаний. Фото: Мария Борисёнок.

13 июня 2017 года при под­держ­ке Цен­тра Бла­го­сфе­ра состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Уда­чи и про­ва­лы кра­уд­фандин­га: от пер­во­го лица». Участ­ни­ки полу­чи­ли реко­мен­да­ции по веде­нию кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии, пра­ви­ла состав­ле­ния медиа­пла­на и обсу­ди­ли типич­ные ошиб­ки при запус­ке про­ек­та.

На встре­че высту­пи­ла Юлия Кор­ча­ги­на, жур­на­лист, меди­а­ме­не­джер, осно­ва­тель редак­тор­ско­го бюро «Soautor», PR-спе­ци­а­лист кра­уд­фандин­го­вых про­ек­тов на Planeta.Ru и Boomstarter. Юлия так­же сотруд­ни­ча­ет с Меж­ду­на­род­ным мемо­ри­а­лом, зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­я­ми совет­ско­го насле­дия, куль­тур­ной памя­ти и этни­че­ски­ми кон­флик­та­ми.

Юлия Корчагина. Фото: Мария Борисёнок.
Юлия Кор­ча­ги­на. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Кра­уд­фандинг (от англ. сrowd funding, сrowd – «тол­па», funding – «финан­си­ро­ва­ние») – кол­лек­тив­ное сотруд­ни­че­ство людей, кото­рые доб­ро­воль­но объ­еди­ня­ют свои день­ги или дру­гие ресур­сы через онлайн-плат­фор­му, что­бы под­дер­жать дру­гих людей или орга­ни­за­ции.

Еще по теме: Мате­ри­а­лы кон­фе­рен­ции «Кра­уд­фандинг для НКО»

Кра­уд­фандинг инстру­мент про­дви­же­ния про­ек­та и про­вер­ки идеи на проч­ность и реа­ли­зу­е­мость.

«Во вре­мя пер­вой кам­па­нии я не справ­ля­лась с тем­па­ми. Дума­ла, что глав­ное запу­стить, и как-то все само пой­дет. Я была про­ка­ча­на в плане тек­стов, зна­ко­мых и дру­зей в медиа. Но само­го пони­ма­ния того, что пред­сто­ит напи­сать и сде­лать, у меня не было. Через две неде­ли, осо­знав мас­штаб, я поня­ла, что кам­па­ния не полу­чит­ся». Юлия Кор­ча­ги­на

Что нужно сделать до запуска проекта

  • Про­ве­ди­те иссле­до­ва­ние: какие кам­па­нии запу­ще­ны, какие нет, в чем их плю­сы и мину­сы, что полу­чи­лось, а что нет. Смот­ри­те не толь­ко рос­сий­ские плат­фор­мы, но и зару­беж­ные (Indiegogo, Kickstarter).
  • Изу­чай­те СМИ: кто про что пишет по теме ваше­го про­ек­та. Дела­е­те таб­ли­цу с реги­о­наль­ны­ми и феде­раль­ны­ми медиа. Эта ана­ли­ти­ка вам при­го­дит­ся, и вы сра­зу пой­ме­те, где у вас сла­бые места и с кем еще пред­сто­ит дого­ва­ри­вать­ся.
  • Бери­те любой пла­ни­ров­щик и выпи­сы­ва­е­те сво­их дру­зей, дру­зей дру­зей в виде таб­ли­цы, что­бы уви­деть мак­си­маль­ный охват близ­кой к вам ауди­то­рии.
  • Важ­но иметь доступ ко всем доку­мен­там со смарт­фо­на, что­бы опе­ра­тив­но рабо­тать с инфор­ма­ци­ей в любое вре­мя дня и ночи.
  • В про­цес­се медиа­пла­ни­ро­ва­ния вам нуж­но напи­сать дру­зьям-пло­щад­кам и начать дого­ва­ри­вать­ся о сов­мест­ных про­ек­тах: чте­ние кур­са лек­ций, созда­ние сов­мест­но­го видео­ро­ли­ка, соци­аль­ной рекла­мы или про­ве­де­ние лет­не­го фести­ва­ля.

«Пред­ставь­те, что вы дела­е­те фильм. Есть филь­мы, кото­рые вы смот­ри­те, имен­но пото­му что в них все­гда есть кон­фликт и интри­га, что будет даль­ше с глав­ным геро­ем. Не надо гово­рить «спа­си­бо» при 50%. Вы не може­те все вре­мя гово­рить, что у вас все хоро­шо, пото­му что тогда исчез­нет дина­ми­ка про­ек­та». Юлия Кор­ча­ги­на

Работа с сообществом

  • Лето не самый луч­ший сезон для кра­уд­фандин­га. Одна­ко вы може­те выхо­дить на офлай­но­вые пло­щад­ки: фести­ва­ли, собы­тия в пар­ке.
  • Чело­век видит силы, кото­рые помо­га­ют про­ек­ту, и силы, кото­рые про­ти­во­по­став­ле­ны. Он начи­на­ет пере­жи­вать за вас и ассо­ци­и­ро­вать себя с вами.
  • Дер­жи­те связь со сво­им сооб­ще­ством: рас­ска­зы­ва­е­те о ваших встре­чах, веди­те «исто­рии» в Вкон­так­те и Facebook.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.
  • Когда у вас уже есть 70% от заяв­лен­ной сум­мы, вы може­те рабо­тать с круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми,
    кото­рые могут вас под­дер­жать день­га­ми, ресур­са­ми, инфор­ма­ци­он­ны­ми пло­щад­ка­ми.

«СМИ не при­не­сут день­ги. Они при­не­сут вам узна­ва­е­мость. Сооб­ще­ство при­не­сет вам день­ги, поэто­му важ­но идти на кон­такт и стро­ить свя­зи с людь­ми». Юлия Кор­ча­ги­на

Cоветы Юлии Корчагиной

  • Нач­ни­те пла­ни­ро­вать кам­па­нию с кон­ца. Если у вас дед­лайн в октяб­ре, то начи­най­те делать с этой даты. У вас будет совер­шен­но дру­гой резуль­тат, чем при пер­вич­ном пла­ни­ро­ва­нии.
    Пла­ни­ро­ва­ние долж­но начать­ся за 2–3 меся­ца до запус­ка.
  • Про­во­ка­ции ино­гда умест­ны, пото­му что вовле­ка­ют новую ауди­то­рию в ваш про­ект. Поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные исто­рии весят оди­на­ко­во. Людям инте­ре­сен кра­уд­фандинг, пото­му что в нем есть раз­вле­ка­тель­ный ком­по­нент.
  • Уде­ли­те вни­ма­ние каче­ству видео. Гово­ри­те мало. Попро­буй­те изло­жить содер­жа­ние вашей идеи за 1 мину­ту. Не исполь­зуй­те часто сло­ва «пожа­луй­ста», «спа­си­бо».
  • Люди идут не все­гда за идей про­ек­та, чаще все­го идут к чело­ве­ку, кото­рый горит иде­ей.

Ска­чать пре­зен­та­цию Юлии Кор­ча­ги­ной в фор­ма­те PDF.