В Новосибирске прошла Первая Всероссийская «Школа краудфандинга»

В Новосибирске прошла первая офлайн Школа Краудфандинга. Фото Planeta.ru.
В Новосибирске прошла первая офлайн Школа Краудфандинга. Фото Planeta.ru.

14–15 апре­ля 2016 года в Ново­си­бир­ске про­шла «Шко­ла кра­уд­фандин­га», орга­ни­зо­ван­ная плат­фор­мой Planeta.ru. Все жела­ю­щие прой­ти обу­че­ние пода­ли заяв­ки с опи­са­ни­ем про­ек­тов и участ­во­ва­ли в экс­перт­ном отбо­ре. Из 60 про­ек­тов было ото­бра­но девять для даль­ней­ше­го обу­че­ния.

На плат­фор­ме Planeta.ru за три года было реа­ли­зо­ва­но 3500 про­ек­тов. Несмот­ря на попу­ляр­ность плат­фор­мы, потреб­ность в «Шко­ле кра­уд­фандин­га» есть во мно­гих горо­дах Рос­сии. Ека­те­рин­бург, Ново­си­бирск, Казань и Кали­нин­град попа­ли в первую чет­вер­ку горо­дов, где будет реа­ли­зо­ва­на про­грам­ма. Обу­че­ние в шко­ле бес­плат­ное.

О том, что такое школа, для чего она нужна и как проходят занятия, рассказала Василина Горовая, PR-директор платформы:

– Каж­дую встре­чу мы начи­на­ем с вопро­са ауди­то­рии «Кто зна­ет, что такое кра­уд­фандинг?». И когда год назад мы запу­сти­ли шко­лу, под­ня­тых рук было гораз­до мень­ше. Но мало знать, надо уметь. Мы даем плат­фор­му-инстру­мент, а как им поль­зо­вать­ся, нуж­но научить­ся. Инстру­мент ком­плекс­ный и не про­стой: нуж­но быть пред­при­ни­ма­те­лем, видео­опе­ра­то­ром, пиар­щи­ком, писа­те­лем, а на вре­мя про­ек­та стать и экс­тра­вер­том.

В резуль­та­те рабо­ты шко­лы появ­ля­ют­ся про­ек­ты, гото­вые к запус­ку на плат­фор­ме. В неко­то­ром роде они ста­но­вят­ся пер­вы­ми, а это очень слож­но – быть пер­во­про­ход­цем и при­ме­ром для дру­гих.

Мы неспро­ста выбра­ли для шко­лы Ека­те­рин­бург, Казань, Кали­нин­град и Ново­си­бирск. Почти вез­де это сто­ли­цы феде­раль­ных окру­гов, хотя дело не толь­ко в этом. Преж­де все­го, мы смот­рим на ста­ти­сти­ку, где есть инте­рес с точ­ки зре­ния запус­ка про­ек­тов и отку­да мно­го вклад­чи­ков.

А в Ново­си­бир­ске есть осо­бен­ность: мень­ше про­ек­тов по коли­че­ству, чем в Ека­те­рин­бур­ге или Москве, но они серьез­нее по про­ра­бот­ке, более целост­ные. Поэто­му счи­таю, что реги­о­наль­ные про­ек­ты могут быть успеш­ны­ми.

Василина Горовая, PR-директор платформы Planeta.ru Фото предосталено платформой.
Васи­ли­на Горо­вая, PR-дирек­тор плат­фор­мы Planeta.ru Фото предо­ста­ле­но плат­фор­мой.

Два дня шко­лы были очень насы­щен­ны­ми, осо­бен­но для про­ек­тов, кото­рые про­хо­ди­ли обу­че­ние. Впе­чат­ле­ни­я­ми от рабо­ты поде­лил­ся автор про­ек­та «Вело­точ­ка» Игорь Антро­пов:

– В пер­вый день, чест­но гово­ря, неко­то­рые из нас толь­ко зна­ко­ми­лись с поня­ти­ем кра­уд­фандинг, учи­лись пра­виль­но писать и про­из­но­сить это сло­во. Так­же узна­ли о том, как рабо­та­ет дан­ная плат­фор­ма. Какие про­ек­ты заяв­ля­ют­ся, какие ста­но­вят­ся успеш­ны­ми, бла­го­да­ря чему это про­ис­хо­дит, а какие, наобо­рот, не могут собрать даже 50% и поче­му. У нас необыч­ный про­ект. Он пред­по­ла­га­ет созда­ние трех пло­ща­док: про­фес­си­о­наль­но­го памп-тре­ка (pump track, от англ. pump – качать и англ. track – трас­са) для вело­си­пе­ди­стов, дет­ско­го вело­тре­ка, ком­плек­са трасс, дере­вян­ных тро­пи­нок, а так­же про­ка­та каче­ствен­ных гор­ных вело­си­пе­дов с защит­ным сна­ря­же­ни­ем.

Важ­но, что про­шлись по всем пунк­там, из кото­рых состо­ит про­ект на Planeta.ru, про­слу­ша­ли лек­ции, выпол­ни­ли зада­ния, орга­ни­за­то­ры и участ­ни­ки про­ком­мен­ти­ро­ва­ли выступ­ле­ния друг дру­га, зада­ли вопро­сы. А домаш­ним зада­ни­ем было под­го­то­вить пре­зен­та­цию на осно­ве полу­чен­ной инфор­ма­ции, кото­рую я доде­лы­вал уже утром на сле­ду­ю­щий день. Орга­ни­за­то­ры, молод­цы, конеч­но, поста­ра­лись.

Игорь Антро­пов, автор про­ек­та «Вело­точ­ка»

Константин Воронин, Игорь Антропов - проект "Велоточка". Фото Алексей Куницин.
Кон­стан­тин Воро­нин, Игорь Антро­пов – про­ект «Вело­точ­ка». Фото Алек­сей Куни­цин.

Не все про­ек­ты будут запус­кать­ся сра­зу после шко­лы, у каж­до­го есть своя спе­ци­фи­ка. Напри­мер, Мари­на Еме­лья­но­ва, автор про­ек­та «Пер­вая орга­ни­че­ская фер­ма» будет запус­кать про­ект в 2017 году.

Я услы­ша­ла, что про­во­дит­ся шко­ла, и пошла, что­бы все услы­шать из пер­вых уст. У меня про­ект орга­ни­че­ской фер­мы, то есть про­из­вод­ство эко­ло­ги­че­ски чистых про­дук­тов. Сель­ское хозяй­ство – дело сезон­ное, и в этом году я не успе­ваю к посев­ной. В тече­ние года я буду оформ­лять доку­мен­ты, а в фев­ра­ле запус­каю кра­уд­фандин­го­вый про­ект, соот­вет­ствен­но с запус­ком посев­ной 2017 года.

Мари­на Еме­лья­но­ва, автор про­ек­та «Пер­вая орга­ни­че­ская фер­ма»

Марина Емельянова. Фото из личного архива.
Мари­на Еме­лья­но­ва. Фото из лич­но­го архи­ва.

Во вто­рой день Шко­лы про­во­ди­лись откры­тые меро­при­я­тия для всех жела­ю­щих. Напри­мер, состо­ял­ся мастер-класс «Как реа­ли­зо­вать про­ект с помо­щью кра­уд­фандин­га», кото­рый про­вел Евге­ний Дуб­ро­вин, руко­во­ди­тель шко­лы соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства «Ново­тер­ра», а так­же экс­перт кон­кур­са.

– Боль­шин­ство тех, кто под­дер­жи­ва­ет про­ек­ты, в евро­пей­ской части, и в этом смыс­ле про­ек­там из Сиби­ри чуть слож­нее кон­ку­ри­ро­вать за такой же объ­ем ресур­сов. В целом про­ек­ты чуть дешев­ле, ста­вят­ся менее амби­ци­оз­ные сум­мы. Про­ект будет иметь феде­раль­ный успех, если его тема гло­баль­ная, когда при­вя­зы­ва­ешь­ся како­му-то брен­ду, кото­рый силь­нее тер­ри­то­рии, напри­мер, Алтай, Бай­кал.

Но надо изна­чаль­но пони­мать, кто твоя ауди­то­рия, кото­рая тебя под­дер­жит на стар­те. Если про­ект локаль­ный – здесь и сей­час, то авто­ру надо объ­яс­нять ауди­то­рии уни­каль­ность. То, что кажет­ся выда­ю­щим­ся в неболь­шом горо­де, может в боль­шем горо­де быть обы­ден­ным и нико­го не уди­вить. Но при этом имен­но мест­ные про­ек­ты име­ют воз­мож­ность сыг­рать осо­бен­ную роль для сво­их реги­о­нов.

Евге­ний Дуб­ро­вин, экс­перт кон­кур­са

Евгений Дубровин. Фото из личного архива.
Евге­ний Дуб­ро­вин. Фото из лич­но­го архи­ва.

Сле­ду­ю­щая офлайн «Шко­ла кра­уд­фандин­га» прой­дет в Каза­ни 12–13 мая.

Подроб­но­сти на сай­те Шко­лы.