Евгений Емельянов. Проблемы и перспективы Портала открытых данных Правительства Москвы

Фрагмент портала открытых данных правительства Москвы
Руко­во­ди­тель про­ек­тов Пор­та­ла откры­тых дан­ных Пра­ви­тель­ства Моск­вы Еме­лья­нов Евге­ний рас­ска­зал о том, как созда­вал­ся Пор­тал и пер­спек­ти­вах его раз­ви­тия на Open Data Hackathon в Санкт-Петер­бур­ге.

Откры­тые дан­ные – инстру­мент откры­то­го пра­ви­тель­ства; инфор­ма­ция, создан­ная испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми вла­сти и выло­жен­ная в Интер­нет в маши­но­чи­та­е­мом и чело­ве­ко­чи­та­е­мом виде. Пер­вый пор­тал откры­тых дан­ных появил­ся в США в 2009 году, Москва в в этом направ­ле­нии дале­ко не нова­тор.

Пра­ви­тель­ства стран и горо­дов повы­ша­ют свою откры­тость, пуб­ли­куя дан­ные на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных пор­та­лах.

  • 327 пор­та­лов с откры­ты­ми дан­ны­ми заре­ги­стри­ро­ва­но и доступ­но на datacatalogs.org;
  • Более чем в 30 стра­нах созда­ны пра­ви­тель­ствен­ные пор­та­лы откры­тых дан­ных;
  • Более 50% пор­та­лов — муни­ци­паль­ные.

На осно­ве этих дан­ных раз­ра­бот­чи­ки, пред­при­ни­ма­те­ли и уче­ные могут про­во­дить иссле­до­ва­ния, ана­лиз, созда­вать при­ло­же­ния.

Статистика Портала

Москва так­же пошла по пути откры­тия дан­ных, пор­тал стал общей плат­фор­мой, где люди долж­ны иметь воз­мож­ность най­ти инте­рес­ные (соци­аль­но вос­тре­бо­ван­ные) дан­ные. Cоот­вет­ствен­но, орга­ны испол­ни­тель­ной вла­сти, раз­ме­ща­ю­щие инфор­ма­цию на пор­та­ле, полу­ча­ют неко­то­рую под­держ­ку, посколь­ку име­ют воз­мож­ность собрать обрат­ную связь от поль­зо­ва­те­лей.

На сен­тябрь 2013 года инфор­ма­ция по 250 000 объ­ек­там была ска­ча­на 130 000 раз, было созда­но 14 мобиль­ных при­ло­же­ний.

Пока пор­тал пред­став­ля­ет собой три фор­ма­та: таб­лич­ный, кар­то­гра­фи­че­ский и маши­но­чи­та­е­мый (CSV фор­мат).

Более 50 набо­ров дан­ных было раз­ме­ще­но на осно­ва­нии пред­ло­же­ний поль­зо­ва­те­лей, напри­мер, ста­ти­сти­ка нару­ше­ний ПДД; Wi-Fi в пар­ках, гра­фик отклю­че­ния горя­чей воды. Так были выяв­ле­ны «сезон­ные» набо­ры дан­ных и «попу­ляр­ные», при­чем для раз­ра­бот­чи­ков инте­рес­ны одни набо­ры, а для обы­ва­те­лей – совсем дру­гие, кото­ры­ми они могут вос­поль­зо­вать­ся «здесь и сей­час».

Проблемы, возникшие при создании Портала

  • Отсут­ству­ет цен­тра­ли­зо­ван­ный меха­низм предо­став­ле­ния дан­ных;
  • Отсут­ствие регла­мен­ти­ро­ван­но­го фор­ма­та дан­ных;
  • Нефор­ма­ли­зо­ван­ное пред­став­ле­ние дан­ных (ул. и ули­ца; Севе­ро-Запад­ный округ и СЗАО и др.)

Была выра­бо­та­на струк­ту­ра пас­пор­та дан­ных: был мини­ми­зи­ро­ван руч­ной труд; вве­де­ны обя­за­тель­ные атри­бу­ты. Таким обра­зом, уда­лось сни­зить фак­тор чело­ве­че­ский оши­бок, было достиг­ну­то еди­но­об­ра­зие.

Перспективы

  • Если брать зару­беж­ный опыт, то это визу­а­ли­за­ция дан­ных – гра­фи­че­ский и инфо­гра­фи­че­ский вид, удоб­ный и понят­ный поль­зо­ва­те­лям;
  • Допол­ни­тель­ные све­де­ния к дан­ным: не толь­ко лока­ция и назва­ние места (напри­мер, кат­ка), но и инфор­ма­ция о льго­тах, часах рабо­ты;
  • Пере­вод пор­та­ла на англий­ский язык;
  • Мобиль­ная вер­сия Пор­та­ла;
  • Вер­сия для сла­бо­ви­дя­щих (уже суще­ству­ет);
  • Онлайн-обнов­ле­ние опуб­ли­ко­ван­ных набо­ров дан­ных (API);
  • Новые типы дан­ных для удоб­ства рабо­ты и рас­ши­ре­ния спек­тра их при­ме­ни­мо­сти (xml-API; xlsx).

Смот­реть про­дол­же­ние дис­кус­сии здесь.