«Дататанцы»: 10 проектов о цифровом балансе и будущем технологий

Игра в альтернативной реальности, AR-приложение и другие проекты

Команды Гёте-Института в Москве и Теплицы социальных технологий 4-6 ноября 2021 года провели хакатон Datatanz, посвященный цифровому балансу, созданию своего цифрового «я» и бережному отношению к нему. С развитием технологий мы как будто стали приобретать все больше личной свободы. Но так ли это на самом деле? Об этом решили порассуждать победители хакатона, команда арт-проекта No place to hide. Это игра в альтернативной реальности, во время которой из данных участников создаются арт-объекты.

Всего в хакатоне приняли участие 10 команд. В течение двух с половиной дней они работали над проектами по двум трекам: цифровой баланс и будущее технологий. По итогу было выбрано три победителя. О том, над какими еще идеями работали команды на хакатоне, читайте в материале Теплицы.

Посмотрите запись защиты проектов.

Победитель хакатона: Арт-проект No place to hide

Команда работала над арт-проектом No Place тo Hide. Это игра в альтернативной реальности. Участники в форме квеста решают различные шифры и загадки, чтобы продвинуться дальше. Попасть в квест могут те, кто нашел одну из множества «кроличьих дыр», которые ведут к начальному игровому сайту.

Слайд из презентации на защите проекта.
Слайд из презентации на защите проекта.

После игрового процесса, сами участники и их следы данных становятся арт-объектами: музыкой, коллажами, визуализациями. Реакция пользователей на результат своих действий, а также полученный опыт являются неотъемлемой частью проекта. После завершения выставки участники могут присоединиться к сообществу, чтобы дальше обсуждать и анализировать свой игровой опыт.

Над проектом работали: Екатерина Уфимцева, Инас Имхасина, Яна Иванникова, Джордж Эндо.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

Победитель первого трека: Kvirin Personal Data Analise

Участники постарались найти решение проблемы постоянных утечек и других форм незаконного доступа к персональным данных. И как следствие, снизить вред, который наносится пользователям в случае утечки их персональных данных из информационных систем.

Слайд из презентации на защите проекта.
Слайд из презентации на защите проекта.

Участники команды создали автоматизированный алгоритм обезличивания данных — сервис, позволяющий обезличивать персональные данные согласно требованиям и методам, установленным уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных. Команда заняла первое место среди проектов первого трека «Цифровой баланс».

Над проектом работали: Илья Сафин, Даниль Сафин, Александр Миленькин, Полина Беляева, Павел Годовалов.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

Победитель второго трека: DATA MOVES

Команда работала над проектом DATA MOVES — это спекулятивный проект об анализе пользовательских данных в медиа. Участники представили, что будет, если предложить пользователям поделиться данными самостоятельно.

Изображение прототипа проекта.
Изображение прототипа проекта.

Команда под руководством медиа «Сверхновая» создала сайт, на котором предлагает пользователям поделиться информацией о себе. Это поможет сотрудникам медиа узнать своих читателей, об их опыте, мечтах и надеждах. Проект — воображение о журналистике, медиа, аналитике и социологии. У проекта нет «серых» мотиваций: с помощью сайта не будут собирать пользовательские данные для продажи рекламы, для продажи аудитории и даже для спонсорской поддержки. «Сверхновой» просто важно и интересно знать, с кем они взаимодействуют, когда публикуют свои статьи.

Над проектом работали: Анна Игнатенко, Эльдар Гараев, Баларам Усов, Маргарита Хусиянова.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

Ссылка на прототип (прототип на стадии доработки).

SecurityBand

Участники постарались решить проблему кражи цифровых отпечатков, персональных и конфиденциальных данных. На основе таких данных формируются цифровые портреты пользователей и компаний, что дает больше возможностей для кражи данных и взлома корпоративных сетей.

Слайд из презентации на защите проекта.
Слайд из презентации на защите проекта.

Команда создала плагин для защиты от сбора информации о пользователе и устройстве, выполняющий функции проверки сайтов на наличие вредоносного кода. 

Над проектом работали: Дмитрий Беляев, Ярослав Меньшиков, Семен Салычев, Евгений Новиков, Анастасия Работько.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

ZETA VIZION

Команда работала над AR-приложением для компенсации нарушений цветовосприятия. Сервис поможет людям с проблемами восприятия обнаружить контраст цветов там, где они его не видят.

Слайд из презентации защиты проекта.
Слайд из презентации защиты проекта.

Участникам удалось создать прототип для смартфона, конвертирующий видеопоток с камеры в цветовую гамму, оптимизированную для пользователей с учетом индивидуальных нарушений цветовосприятия.

Над проектом работали: Андрей Шарапов, Алена Мартыненко, Александр Иванов, Екатерина Никифорова, Сергей Кудряшов.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

VR-приложение для отдыха

Команда работала над VR-приложением для смартфона, которое позволяет выбрать природную локацию и активировать голосовой чат-бот для общения​. Программа имитирует различные природные зоны и помогает сменить обстановку.

Фото из презентации на защите проекта.
Фото из презентации на защите проекта.

При создании портрета пользователя приложения команда выбрала участников полярных экспедиций. Полярники работают вахтовым методом вдали от близких и видят однообразную картинку вокруг себя: бесконечные снега и полярная ночь или день. Предполагается, что с помощью проекта пользователи смогут погрузиться в созданную командой виртуальную реальность, абстрагироваться от действующих проблем и достичь эмоциональной разгрузки.

Над проектом работали: Гавриил Братухин, Юлия Вепрева, Анастасия Змеева, Александр Самылов, Марина Хлыбова.

Презентация проекта.

«Лавровый венок»

Команда создала видеопрезентацию визуализированной модели устройства, которое служит заменой смартфона. Его главным плюсом является то, что человек может освободиться от экрана, при этом выполняя те же задачи, что и с помощью телефона.

Скриншот из видеопрезентации команды.
Скриншот из видеопрезентации команды.

Над проектом работали: Семен Сватковский, Наталья Нестерова.

«Цифровой разум»

Команда разработала прототип приложения с элементами геймификации на образовательную тематику, чтобы повысить интерес пользователей к некоторым предметам и областям науки, а также популяризировать их среди будущего поколения.

Слайд из презентации на защите.
Слайд из презентации на защите.

Приложение будет иметь наборы уровней на различную тематику (математика, физика, информатика, машинное обучение и прочее). Сначала будет доступно несколько квестов по отдельным темам. Постепенно объем и сложность контента будут увеличиваться.

Над проектом работали: Артур Новиков, Мария Хомутова, Анастасия Вишневецкая.

Презентация проекта.

Репозиторий на GitHub.

DATACITY

Команда работала над проектом с экологической направленностью. Участники придумали мобильное приложение с элементами геймификации для образования в сфере экологии и решения экономических проблем.

Слайд из презентации на защите.
Слайд из презентации на защите.

В итоге у команды получился кликабельный макет мобильного приложения, с помощью которого можно оценить перспективность монетизации ресурсов (вторсырья) для восстановления справедливости цифрового баланса и получить доступ к аналитике фискальных данных. По сути, это приложение-советчик по управлению вторсырьем.

Над проектом работали: Любовь Туинова, Елена Попова, Дмитрий Борисов, Юра Коноплев.

Whatsapp 50+ 

Команда разработала эксплейнер (сайт с объяснениями. — Прим. ред.) для старшего поколения о том, как работает система безопасности хранения и передачи данных мессенджера Whatsapp.

Изображение прототипа проекта.
Изображение прототипа проекта.

Команда постаралась донести информацию простым языком, открыто сказать о плюсах и минусах того, как WhatsApp заботится о безопасности данных. Сайт доступен для людей со слабым зрением.

Над проектом работали: Наталья Моторина, Александра Кокорина, Эллина Рахманова.

Репозиторий на GitHub.

Ссылка на прототип (прототип на стадии доработки).

Лучший проект хакатона Datatanz получил финансовую поддержку Гёте-Института в Москве суммой до 110 000 рублей и сопровождение менторов, а два лучших проекта каждого трека получили финансовую поддержку от Гёте-Института в Москве в размере 110 000 рублей для реализации своего проекта.

Понравился один из проектов и вы хотели бы помочь в его запуске? Напишите Алисе Цветковой, организатору хакатона, она свяжет вас с авторами [email protected].

Хотите быть в курсе наших событий? Подписывайтесь на нашу рассылку.