Александр Христолюбов: Дизайн-мышление – методология поиска новых решений

17 июня 2017 года в Новосибирске состоялся митап Теплицы социальных технологий на тему «Дизайн-мышление: методология поиска новых решений». Участники митапа узнали о том, что такое дизайн-мышление, изучили процесс поиска новых решений в проектах. В Новосибирске состоялся митап Теплицы социальных технологий на тему «Дизайн-мышление: методология…

17 июня 2017 года в Новосибирске состоялся митап Теплицы социальных технологий на тему «Дизайн-мышление: методология поиска новых решений». Участники митапа узнали о том, что такое дизайн-мышление, изучили процесс поиска новых решений в проектах.

На встрече выступил Александр Христолюбов, ведущий UX/UI дизайнер в технической дирекции Центра финансовых технологий.

Дизайн-мышление – это методология создания продуктов ориентированных на человека. Дизайн мышление ставит в центр конечного пользователя сервиса, продукта или услуги.

«Часто мы воспринимаем слово дизайн как создание чего-то красивого, на самом же деле, в переводе с английского дизайн — это проектирование». Александр Христолюбов.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.

Данная методология опирается на командную работу. В команде люди делятся по типу мышления на дивергентов и конвергентов. Дивергенты — те, кто генерируют идеи в режиме хаоса и полной творческой волны, а конвергенты — те люди, которые могут упорядочить этот хаос и воплотить идеи в реальность. И те, и другие нужны в работе над поиском решения.
process-dt

Этапы методологии

В методологии дизайн-мышления есть определенные этапы: эмпатия, фокусировка, генерация идей, фильтрация идеи, прототипирование, тестирование.

Эмпатия (дивергенция)

Для того чтобы создать полезный и нужный продукт, в первую очередь, надо понять какую «боль» пользователя вы хотите устранить. Для этого дизайн-мыслителям необходимо выйти за рамки своей жизни и проникнуться сочувствием и переживанием к своим пользователям. Эмпатия — иначе говоря, это сопереживание.

«Необходимо разрабатывать продукт или сервис не для себя, а для конечного пользователя или клиента. И чтобы этот продукт удался, мы должны в полной мере ощущать боли пользователей». Александр Христолюбов.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.

Во время интервью чаще используйте вопрос «Почему?», так вы сможете дойти до основных мотивов. Есть техника «5 Почему», в которой на пятой итерации пользователь даст вам ответ, содержащий истинный мотив его действий. При наблюдении за пользователем, попросите показать, как обычно он работает, и лучше будет, чтобы он озвучивал мысли, пока выполняет работу.

Фокусировка (конвергенция).

На этом этапе из наблюдений и информации необходимо создать значимую и реализуемую концепцию проблемы. Это называют точкой зрения, или POV (от англ. «point of view»). Чтобы составить POV, подумайте, на что вы обращали внимание во время исследования пользовательских историй.

На этапе фокусировки ключевой вопрос, который стоит задавать себе «Как мы можем помочь?». В ходе этой работы команда должна создать образ пользователя и его проблемы, чтобы понимать, какая у него основная цель. Цель не должна содержать намек на решение, скорее, это общее направление для дальнейшей работы.

Далее составьте портрет персоны, опишите контекст и выпишите все мелочи, которые могут быть полезными. Образ персоны составляется из характеристик разных пользователей. При этом персона не должна быть очень сильным и способным человеком, которому все дается легко. Необходимо сосредоточится на людях с низким порогом входа. Так вы будете понижать порог входа и делать ваш продукт более доступным для максимального количества вашей аудитории.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
  • Генерация идей — это этап проектного процесса, в котором необходимо сконцентрироваться на разработке различных идей и решений. На этом этапе помогает техника мозгового штурма, когда собираются все идеи, которые могут гипотетически решить задачу и боль персоны. Другими методами генерации идей могут быть бодисторминг, майндмэппинг и скетчи. Главное во время процесса – не оценивать идеи, а генерировать как можно больше вариантов, даже если они кажутся абсурдными.
  • Фильтрация идей. После генерации идей нужно переходить к оценке идей. Критическое мышление поможет объединить похожие идеи, выделить абсолютно нереальные или придумать их реализацию. Выбрать лучшие идеи можно методом голосования. Для этого дайте участникам процесса право одного голоса, и та идея, за которую будет больше всего голосов, становиться лучшей.
  • Прототипирование — это процесс создания макетов, которые помогут найти верное решение. Прототипирование нужно, чтобы протестировать идею на людях. Прототип может быть сделан из подручных материалов, например, бумаги и клея, пластилина или LEGO. Когда есть прототип, легче понять, насколько он рабочий, оценить его достоинства и недостатки на начальном этапе.
  • Тестирование. Прототипы должны быть протестированны на реальных пользователях. Возможно, что после тестирования весь процесс проектировки нужно будет начинать с начала. Зато это будет стоить гораздо меньше усилий, а итоговый результат окажется тем решением, который вы искали.