Александр Христолюбов: Дизайн-мышление – методология поиска новых решений

Александр Христолюбов рассказывает о методологии поиска новых решений. Фото: Эккард Екатерина.
Александр Христолюбов рассказывает о методологии поиска новых решений. Фото: Эккард Екатерина.

17 июня 2017 года в Ново­си­бир­ске состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Дизайн-мыш­ле­ние: мето­до­ло­гия поис­ка новых реше­ний». Участ­ни­ки мита­па узна­ли о том, что такое дизайн-мыш­ле­ние, изу­чи­ли про­цесс поис­ка новых реше­ний в про­ек­тах.

На встре­че высту­пил Алек­сандр Хри­сто­лю­бов, веду­щий UX/UI дизай­нер в тех­ни­че­ской дирек­ции Цен­тра финан­со­вых тех­но­ло­гий.

Дизайн-мыш­ле­ние – это мето­до­ло­гия созда­ния про­дук­тов ори­ен­ти­ро­ван­ных на чело­ве­ка. Дизайн мыш­ле­ние ста­вит в центр конеч­но­го поль­зо­ва­те­ля сер­ви­са, про­дук­та или услу­ги.

«Часто мы вос­при­ни­ма­ем сло­во дизайн как созда­ние чего-то кра­си­во­го, на самом же деле, в пере­во­де с англий­ско­го дизайн — это про­ек­ти­ро­ва­ние». Алек­сандр Хри­сто­лю­бов.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Эккард Ека­те­ри­на.

Дан­ная мето­до­ло­гия опи­ра­ет­ся на команд­ную рабо­ту. В коман­де люди делят­ся по типу мыш­ле­ния на дивер­ген­тов и кон­вер­ген­тов. Дивер­ген­ты — те, кто гене­ри­ру­ют идеи в режи­ме хао­са и пол­ной твор­че­ской вол­ны, а кон­вер­ген­ты — те люди, кото­рые могут упо­ря­до­чить этот хаос и вопло­тить идеи в реаль­ность. И те, и дру­гие нуж­ны в рабо­те над поис­ком реше­ния.
process-dt

Этапы методологии

В мето­до­ло­гии дизайн-мыш­ле­ния есть опре­де­лен­ные эта­пы: эмпа­тия, фоку­си­ров­ка, гене­ра­ция идей, филь­тра­ция идеи, про­то­ти­пи­ро­ва­ние, тести­ро­ва­ние.

Эмпатия (дивергенция)

Для того что­бы создать полез­ный и нуж­ный про­дукт, в первую оче­редь, надо понять какую «боль» поль­зо­ва­те­ля вы хоти­те устра­нить. Для это­го дизайн-мыс­ли­те­лям необ­хо­ди­мо вый­ти за рам­ки сво­ей жиз­ни и про­ник­нуть­ся сочув­стви­ем и пере­жи­ва­ни­ем к сво­им поль­зо­ва­те­лям. Эмпа­тия — ина­че гово­ря, это сопе­ре­жи­ва­ние.

«Необ­хо­ди­мо раз­ра­ба­ты­вать про­дукт или сер­вис не для себя, а для конеч­но­го поль­зо­ва­те­ля или кли­ен­та. И что­бы этот про­дукт удал­ся, мы долж­ны в пол­ной мере ощу­щать боли поль­зо­ва­те­лей». Алек­сандр Хри­сто­лю­бов.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Эккард Ека­те­ри­на.

Во вре­мя интер­вью чаще исполь­зуй­те вопрос «Поче­му?», так вы смо­же­те дой­ти до основ­ных моти­вов. Есть тех­ни­ка «5 Поче­му», в кото­рой на пятой ите­ра­ции поль­зо­ва­тель даст вам ответ, содер­жа­щий истин­ный мотив его дей­ствий. При наблю­де­нии за поль­зо­ва­те­лем, попро­си­те пока­зать, как обыч­но он рабо­та­ет, и луч­ше будет, что­бы он озву­чи­вал мыс­ли, пока выпол­ня­ет рабо­ту.

Фокусировка (конвергенция).

На этом эта­пе из наблю­де­ний и инфор­ма­ции необ­хо­ди­мо создать зна­чи­мую и реа­ли­зу­е­мую кон­цеп­цию про­бле­мы. Это назы­ва­ют точ­кой зре­ния, или POV (от англ. «point of view»). Что­бы соста­вить POV, поду­май­те, на что вы обра­ща­ли вни­ма­ние во вре­мя иссле­до­ва­ния поль­зо­ва­тель­ских исто­рий.

На эта­пе фоку­си­ров­ки клю­че­вой вопрос, кото­рый сто­ит зада­вать себе «Как мы можем помочь?». В ходе этой рабо­ты коман­да долж­на создать образ поль­зо­ва­те­ля и его про­бле­мы, что­бы пони­мать, какая у него основ­ная цель. Цель не долж­на содер­жать намек на реше­ние, ско­рее, это общее направ­ле­ние для даль­ней­шей рабо­ты.

Далее составь­те порт­рет пер­со­ны, опи­ши­те кон­текст и выпи­ши­те все мело­чи, кото­рые могут быть полез­ны­ми. Образ пер­со­ны состав­ля­ет­ся из харак­те­ри­стик раз­ных поль­зо­ва­те­лей. При этом пер­со­на не долж­на быть очень силь­ным и спо­соб­ным чело­ве­ком, кото­ро­му все дает­ся лег­ко. Необ­хо­ди­мо сосре­до­то­чит­ся на людях с низ­ким поро­гом вхо­да. Так вы буде­те пони­жать порог вхо­да и делать ваш про­дукт более доступ­ным для мак­си­маль­но­го коли­че­ства вашей ауди­то­рии.

Участники митапа. Фото: Эккард Екатерина.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Эккард Ека­те­ри­на.
  • Гене­ра­ция идей — это этап про­ект­но­го про­цес­са, в кото­ром необ­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на раз­ра­бот­ке раз­лич­ных идей и реше­ний. На этом эта­пе помо­га­ет тех­ни­ка моз­го­во­го штур­ма, когда соби­ра­ют­ся все идеи, кото­рые могут гипо­те­ти­че­ски решить зада­чу и боль пер­со­ны. Дру­ги­ми мето­да­ми гене­ра­ции идей могут быть боди­стор­минг, майнд­мэп­пинг и скет­чи. Глав­ное во вре­мя про­цес­са – не оце­ни­вать идеи, а гене­ри­ро­вать как мож­но боль­ше вари­ан­тов, даже если они кажут­ся абсурд­ны­ми.
  • Филь­тра­ция идей. После гене­ра­ции идей нуж­но пере­хо­дить к оцен­ке идей. Кри­ти­че­ское мыш­ле­ние помо­жет объ­еди­нить похо­жие идеи, выде­лить абсо­лют­но нере­аль­ные или при­ду­мать их реа­ли­за­цию. Выбрать луч­шие идеи мож­но мето­дом голо­со­ва­ния. Для это­го дай­те участ­ни­кам про­цес­са пра­во одно­го голо­са, и та идея, за кото­рую будет боль­ше все­го голо­сов, ста­но­вить­ся луч­шей.
  • Про­то­ти­пи­ро­ва­ние — это про­цесс созда­ния маке­тов, кото­рые помо­гут най­ти вер­ное реше­ние. Про­то­ти­пи­ро­ва­ние нуж­но, что­бы про­те­сти­ро­вать идею на людях. Про­то­тип может быть сде­лан из под­руч­ных мате­ри­а­лов, напри­мер, бума­ги и клея, пла­сти­ли­на или LEGO. Когда есть про­то­тип, лег­че понять, насколь­ко он рабо­чий, оце­нить его досто­ин­ства и недо­стат­ки на началь­ном эта­пе.
  • Тести­ро­ва­ние. Про­то­ти­пы долж­ны быть про­те­сти­ро­ван­ны на реаль­ных поль­зо­ва­те­лях. Воз­мож­но, что после тести­ро­ва­ния весь про­цесс про­ек­ти­ров­ки нуж­но будет начи­нать с нача­ла. Зато это будет сто­ить гораз­до мень­ше уси­лий, а ито­го­вый резуль­тат ока­жет­ся тем реше­ни­ем, кото­рый вы иска­ли.