Особенности организации онлайн-образования для людей с инвалидностью

Фото: Thomas Leuthard/ CC BY 2.0/http://www.flickr.com/photos/thomasleuthard/
Фото: Thomas Leuthard/ CC BY 2.0/http://www.flickr.com/photos/thomasleuthard/
В Москве прошла конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий». Конференцию проводил Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), где с 2006 года применяются дистанционные технологии для обучения студентов с ограничениями здоровья.

Более 10 лет в МГППУ внедряются дистанционные образовательные технологии. За это время удалось разработать и внедрить модель программы по направлению «Психология» с получением диплома бакалавра. 20 бюджетных мест предоставляется людям с ограниченными возможностями здоровья, для которых затруднительно приезжать на занятия каждый день.

Подготовка к онлайн-обучению

Как известно, одной из самых важных проблем дистанционного образования является сложность фокусирования студентов на учебном материале, сохранение их мотивации продолжать обучение. В связи с этим подготовка абитуриентов к дистанционному формату начинается еще на дополнительных онлайн-курсах перед поступлением в университет.

Открыты дистанционные подготовительные курсы по основным школьным предметам: 20 бюджетных мест «заканчиваются» быстро, и нам очень важно, чтобы молодые люди действительно были готовы учиться в дистанционном формате. Даже если ребята не будут морально готовы поступать в следующем году, они все равно попадут в орбиту университета и начнут общаться с преподавателями и студентами. Хуже от этого не будет.

Бронюс Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения
МГППУ

При поступлении в университет первые дисциплины, с которыми знакомятся студенты, – это «Введение в дистанционное обучение», «Технологии самоорганизации и самостоятельной работы с информацией». Учебный процесс контролируется электронным деканатом, и все онлайн-формы взаимодействия максимально приближены к традиционным (есть форматы семинаров, индивидуальных консультаций, видеолекций и тренажеров). Студенты при желании могут приезжать на вечерние занятия.

Работа с сообществом

Работа с людьми с ограниченными возможностями привела к пониманию того, что необходима работа не только со студентами, но и с их родителями и сообществом.

Университет не должен замыкаться на студентах и сотрудниках – он должен быть открыт для всех, кто нуждается в образовательном контенте, который он предоставляет. МГППУ стал проводить интернет-конференции и открылся для школьников, дошкольников.

Бронюс Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения
МГППУ

На факультете работает родительский комитет, так как именно родители могут быть и стимуляторами, и демотиваторами обучения своих детей. В начале работы факультет столкнулся с тем, что после первого выпуска половина студентов с ограниченными возможностями здоровья не хотели работать – в первую очередь, их родители не видели в этом смысла. Родителям оказывается психологическая помощь, с ними работает семейный психотерапевт, а также проводятся просветительские мероприятия – тоже в формате он-лайн.

Поддержка в самостоятельной жизни

Перед выпуском из университета студентов знакомят с потенциальными работодателями, которые ответственно подходят к вопросу трудоустройства людей с инвалидностью. Работа предоставляется в колл-центрах психологических служб.

Также возможности дистанционного обучения позволяют реализовывать факультативные проекты: студенты смежных специализаций проводят онлайн-курсы по развитию навыков речи, есть бесплатные занятия английским языком.

Узнать больше об организации дистанционного образования на факультете можно на официальном сайте.