Особенности организации онлайн-образования для людей с инвалидностью

Фото: Thomas Leuthard/ CC BY 2.0/http://www.flickr.com/photos/thomasleuthard/
Фото: Thomas Leuthard/ CC BY 2.0/http://www.flickr.com/photos/thomasleuthard/
В Москве про­шла кон­фе­рен­ция «Пси­хо­ло­ги­че­ская помощь соци­аль­но неза­щи­щен­ным лицам с исполь­зо­ва­ни­ем дистан­ци­он­ных тех­но­ло­гий». Кон­фе­рен­цию про­во­дил Мос­ков­ский город­ской пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (МГППУ), где с 2006 года при­ме­ня­ют­ся дистан­ци­он­ные тех­но­ло­гии для обу­че­ния сту­ден­тов с огра­ни­че­ни­я­ми здо­ро­вья.

Более 10 лет в МГППУ внед­ря­ют­ся дистан­ци­он­ные обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии. За это вре­мя уда­лось раз­ра­бо­тать и внед­рить модель про­грам­мы по направ­ле­нию «Пси­хо­ло­гия» с полу­че­ни­ем дипло­ма бака­лав­ра. 20 бюд­жет­ных мест предо­став­ля­ет­ся людям с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья, для кото­рых затруд­ни­тель­но при­ез­жать на заня­тия каж­дый день.

Подготовка к онлайн-обучению

Как извест­но, одной из самых важ­ных про­блем дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния явля­ет­ся слож­ность фоку­си­ро­ва­ния сту­ден­тов на учеб­ном мате­ри­а­ле, сохра­не­ние их моти­ва­ции про­дол­жать обу­че­ние. В свя­зи с этим под­го­тов­ка аби­ту­ри­ен­тов к дистан­ци­он­но­му фор­ма­ту начи­на­ет­ся еще на допол­ни­тель­ных онлайн-кур­сах перед поступ­ле­ни­ем в уни­вер­си­тет.

Откры­ты дистан­ци­он­ные под­го­то­ви­тель­ные кур­сы по основ­ным школь­ным пред­ме­там: 20 бюд­жет­ных мест «закан­чи­ва­ют­ся» быст­ро, и нам очень важ­но, что­бы моло­дые люди дей­стви­тель­но были гото­вы учить­ся в дистан­ци­он­ном фор­ма­те. Даже если ребя­та не будут мораль­но гото­вы посту­пать в сле­ду­ю­щем году, они все рав­но попа­дут в орби­ту уни­вер­си­те­та и нач­нут общать­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми и сту­ден­та­ми. Хуже от это­го не будет.

Бро­нюс Айсмон­тас, декан факуль­те­та дистан­ци­он­но­го обу­че­ния
МГППУ

При поступ­ле­нии в уни­вер­си­тет пер­вые дис­ци­пли­ны, с кото­ры­ми зна­ко­мят­ся сту­ден­ты, – это «Вве­де­ние в дистан­ци­он­ное обу­че­ние», «Тех­но­ло­гии само­ор­га­ни­за­ции и само­сто­я­тель­ной рабо­ты с инфор­ма­ци­ей». Учеб­ный про­цесс кон­тро­ли­ру­ет­ся элек­трон­ным дека­на­том, и все онлайн-фор­мы вза­и­мо­дей­ствия мак­си­маль­но при­бли­же­ны к тра­ди­ци­он­ным (есть фор­ма­ты семи­на­ров, инди­ви­ду­аль­ных кон­суль­та­ций, видео­лек­ций и тре­на­же­ров). Сту­ден­ты при жела­нии могут при­ез­жать на вечер­ние заня­тия.

Работа с сообществом

Рабо­та с людь­ми с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми при­ве­ла к пони­ма­нию того, что необ­хо­ди­ма рабо­та не толь­ко со сту­ден­та­ми, но и с их роди­те­ля­ми и сооб­ще­ством.

Уни­вер­си­тет не дол­жен замы­кать­ся на сту­ден­тах и сотруд­ни­ках – он дол­жен быть открыт для всех, кто нуж­да­ет­ся в обра­зо­ва­тель­ном кон­тен­те, кото­рый он предо­став­ля­ет. МГППУ стал про­во­дить интер­нет-кон­фе­рен­ции и открыл­ся для школь­ни­ков, дошколь­ни­ков.

Бро­нюс Айсмон­тас, декан факуль­те­та дистан­ци­он­но­го обу­че­ния
МГППУ

На факуль­те­те рабо­та­ет роди­тель­ский коми­тет, так как имен­но роди­те­ли могут быть и сти­му­ля­то­ра­ми, и демо­ти­ва­то­ра­ми обу­че­ния сво­их детей. В нача­ле рабо­ты факуль­тет столк­нул­ся с тем, что после пер­во­го выпус­ка поло­ви­на сту­ден­тов с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья не хоте­ли рабо­тать – в первую оче­редь, их роди­те­ли не виде­ли в этом смыс­ла. Роди­те­лям ока­зы­ва­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская помощь, с ними рабо­та­ет семей­ный пси­хо­те­ра­певт, а так­же про­во­дят­ся про­све­ти­тель­ские меро­при­я­тия – тоже в фор­ма­те он-лайн.

Поддержка в самостоятельной жизни

Перед выпус­ком из уни­вер­си­те­та сту­ден­тов зна­ко­мят с потен­ци­аль­ны­ми рабо­то­да­те­ля­ми, кото­рые ответ­ствен­но под­хо­дят к вопро­су тру­до­устрой­ства людей с инва­лид­но­стью. Рабо­та предо­став­ля­ет­ся в колл-цен­трах пси­хо­ло­ги­че­ских служб.

Так­же воз­мож­но­сти дистан­ци­он­но­го обу­че­ния поз­во­ля­ют реа­ли­зо­вы­вать факуль­та­тив­ные про­ек­ты: сту­ден­ты смеж­ных спе­ци­а­ли­за­ций про­во­дят онлайн-кур­сы по раз­ви­тию навы­ков речи, есть бес­плат­ные заня­тия англий­ским язы­ком.

Узнать боль­ше об орга­ни­за­ции дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния на факуль­те­те мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те.