«Образование@Онлайн» – материалы конференции

Конференция была разделена на четыре модуля. Технологии учебных процессов в онлайн-образовании Первым выступал генеральный директор компании Uniweb Александр Оганов, рассказавший о том, как запустить онлайн-обучение в рамках классических образовательных учреждений. Пути реализации программы онлайн-образования в университетах Выращивание in-house (внутренних) компетенций. Это сопряжено с огромными…

В начале декабря Теплица социальных технологий провела двухдневную конференцию «Образование@Онлайн», ставшую площадкой для диалога между авторами онлайн-курсов и создателями вебинаров, университетами, которые уже внедрили онлайн-образование и теми, кто только начинает обдумывать, как новые технологии могут изменить подход к обучению.

Конференция была разделена на четыре модуля.

Технологии учебных процессов в онлайн-образовании

Первым выступал генеральный директор компании Uniweb Александр Оганов, рассказавший о том, как запустить онлайн-обучение в рамках классических образовательных учреждений.

Существует четкая разграничительная линия между онлайн-образованием по модели MOOC – открытых курсов и моделью полноценных образовательной программы. MOOC – это не образование, это самообразование. Прохождение MOOC-курса не означает, что ты можешь получить MBA и магистратуру.

Александр Оганов, CEO
UNIWEB

Пути реализации программы онлайн-образования в университетах

  • Выращивание in-house (внутренних) компетенций. Это сопряжено с огромными человеческими, финансовыми и временными ресурсами и большими рыночными рисками: ты не знаешь, превратится ли это в дотационный проект или станет прибыльно с точки зрения университета.
  •  Платный аутсорсинг – различные компании выполняют различные типы услуг (например, видеосъемку). Риски те же, что и в первом случае.
  • Аутсорсинг с разделением выручки – схема, по которой работает UNIWEB со своими клиентами – учебными заведениями.

Мотивацией, работающих по третьей модели, может стать:

  • Отсутствие финансовых рисков и вложений в разработку и продвижение;
  • Отсутствие операционных затрат по содержательной и технической поддержке процесса обучения;
  • Отсутствие необходимости формирования сложной архитектуры;
  • Возможность быстрого масштабирования на рынке образовательных услуг;
  • Эффективный способ привлечения новых зарубежных студентов.

Просмотреть видеозапись доклада Александра Оганова, Uniweb.

Опыт онлайн-образования в МФТИ

Тарас Пустовой рассказал о пути, который проделал МФТИ на пути от студенческой инициативы до первых курсов на международной платформе Coursera.

Всё началось в 2006 году, когда группа студентов решила реализовать идею онлайн-образования на физтехе. Студенты сталкивались с типичными проблемами 80-часовой рабочей недели, когда лекций слишком много, некоторые хорошие преподаватели перестают читать лекции и выходят на пенсии – и всё это нужно охватить. Руководство университета запустило спецкурс по основам видеомонтажа, выдуманный с нуля. Через несколько месяцев мы получили продукт, который нам очень понравился. Понравилось не только нам, но никто не готов был за это заплатить…

Тарас Пустовой, заведующий лабораторией инновационных образовательных технологий
МФТИ

1460006_546414072106633_669197727_n

Куда дальше:

  • Больше курсов;
  • Больше «курсвари»;
  • Мобильное приложение;
  • Стандартизация открытого контента и учетов результатов обучения.

Глобальные тенденции онлайн-образования

Заместитель начальника управления организации учебного процесса НИУ ВШЭ Евгения Кулик

Мы наблюдаем изменение экономики, а экономика основана на знаниях. Это вызов для университетов. А еще университеты потеряли монополию на образование.

Еще к онлайн-образованию университеты толкает то, что он обязан быть транснациональной исследовательской корпорацией: если университет успешен, он не может игнорировать исследования, которые проводят коллеги за рубежом и не может не представлять свои исследования мировой общественности. Глобализация проявляется абсолютно во всем.

Третья тенденция – изменяющийся характер работы. Структура экономики меняется так быстро, что большинство из нас не раз сменят специализацию или даже профессию. Мы должны обучать своих студентам навыкам обучения в течение всей жизни.

Евгения Кулик
ВШЭ

Возможности, которые появились у российских ВУЗов за последние годы:

  • Легализация этого вида образования (изменение в ФЗ «Об образовании»);
  • Возможность разговаривать «на одном языке» с другими образовательными системами (изменения в рамках Болонского процесса;
  • Значительное развитие технической базы и компетенций преподавателей в сфере IT.

Послушать выступление Евгении Кулик о других тенденциях в образовании, которые привели Высшую школу экономики к развитию системы онлайн-образования.

Каким должно быть современное обучение

Генеральный директор компании «Центр eLearning» Елена Тихомирова рассказала о том, как обучать человека в современной цифровой среде: нужно выдавать информацию каскадно, малыми порциями, учитывать индивидуальные потребности каждого пользователя. Современное обучение может быть только социальным – это про совместное творчество и поиск решений. Изменилась и роль преподавателя: он больше не единственный носитель знаний в аудитории, а тренер, обучающий отделять актуальное от бесполезного.

Прослушать выступление Елены Тихомировой.

Конференция Онлайн@Образование. Фото: Екатерина Изместьева
Конференция Онлайн@Образование. Фото: Екатерина Изместьева

Продолжение конференции

В следующих модулях участники конференции обсудили:

  • Форматы учебных курсов;
  • Монетизацию, вовлечение и работу с пользователями;
  • Общественные организации и онлайн-обучение.

Материалы будут опубликованы в ближайшее время.