«Образование@Онлайн» – материалы конференции

Конференция Образование@Онлайн. Автор: Екатерина Изместьева
Конференция Образование@Онлайн. Автор: Екатерина Изместьева
В нача­ле декаб­ря Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­ве­ла двух­днев­ную кон­фе­рен­цию «Образование@Онлайн», став­шую пло­щад­кой для диа­ло­га меж­ду авто­ра­ми онлайн-кур­сов и созда­те­ля­ми веби­на­ров, уни­вер­си­те­та­ми, кото­рые уже внед­ри­ли онлайн-обра­зо­ва­ние и теми, кто толь­ко начи­на­ет обду­мы­вать, как новые тех­но­ло­гии могут изме­нить под­ход к обу­че­нию.

Кон­фе­рен­ция была раз­де­ле­на на четы­ре моду­ля.

Технологии учебных процессов в онлайн-образовании

Пер­вым высту­пал гене­раль­ный дирек­тор ком­па­нии Uniweb Алек­сандр Ога­нов, рас­ска­зав­ший о том, как запу­стить онлайн-обу­че­ние в рам­ках клас­си­че­ских обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.

Суще­ству­ет чет­кая раз­гра­ни­чи­тель­ная линия меж­ду онлайн-обра­зо­ва­ни­ем по моде­ли MOOC – откры­тых кур­сов и моде­лью пол­но­цен­ных обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы. MOOC – это не обра­зо­ва­ние, это само­об­ра­зо­ва­ние. Про­хож­де­ние MOOC-кур­са не озна­ча­ет, что ты можешь полу­чить MBA и маги­стра­ту­ру.

Алек­сандр Ога­нов, CEO
UNIWEB

Пути реализации программы онлайн-образования в университетах

  • Выра­щи­ва­ние in-house (внут­рен­них) ком­пе­тен­ций. Это сопря­же­но с огром­ны­ми чело­ве­че­ски­ми, финан­со­вы­ми и вре­мен­ны­ми ресур­са­ми и боль­ши­ми рыноч­ны­ми рис­ка­ми: ты не зна­ешь, пре­вра­тит­ся ли это в дота­ци­он­ный про­ект или ста­нет при­быль­но с точ­ки зре­ния уни­вер­си­те­та.
  • Плат­ный аут­сор­синг – раз­лич­ные ком­па­нии выпол­ня­ют раз­лич­ные типы услуг (напри­мер, видео­съем­ку). Рис­ки те же, что и в пер­вом слу­чае.
  • Аут­сор­синг с раз­де­ле­ни­ем выруч­ки – схе­ма, по кото­рой рабо­та­ет UNIWEB со сво­и­ми кли­ен­та­ми – учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми.

Моти­ва­ци­ей, рабо­та­ю­щих по тре­тьей моде­ли, может стать:

  • Отсут­ствие финан­со­вых рис­ков и вло­же­ний в раз­ра­бот­ку и про­дви­же­ние;
  • Отсут­ствие опе­ра­ци­он­ных затрат по содер­жа­тель­ной и тех­ни­че­ской под­держ­ке про­цес­са обу­че­ния;
  • Отсут­ствие необ­хо­ди­мо­сти фор­ми­ро­ва­ния слож­ной архи­тек­ту­ры;
  • Воз­мож­ность быст­ро­го мас­шта­би­ро­ва­ния на рын­ке обра­зо­ва­тель­ных услуг;
  • Эффек­тив­ный спо­соб при­вле­че­ния новых зару­беж­ных сту­ден­тов.

Про­смот­реть видео­за­пись докла­да Алек­сандра Ога­но­ва, Uniweb.

Опыт онлайн-образования в МФТИ

Тарас Пусто­вой рас­ска­зал о пути, кото­рый про­де­лал МФТИ на пути от сту­ден­че­ской ини­ци­а­ти­вы до пер­вых кур­сов на меж­ду­на­род­ной плат­фор­ме Coursera.

Всё нача­лось в 2006 году, когда груп­па сту­ден­тов реши­ла реа­ли­зо­вать идею онлайн-обра­зо­ва­ния на физ­те­хе. Сту­ден­ты стал­ки­ва­лись с типич­ны­ми про­бле­ма­ми 80-часо­вой рабо­чей неде­ли, когда лек­ций слиш­ком мно­го, неко­то­рые хоро­шие пре­по­да­ва­те­ли пере­ста­ют читать лек­ции и выхо­дят на пен­сии – и всё это нуж­но охва­тить. Руко­вод­ство уни­вер­си­те­та запу­сти­ло спец­курс по осно­вам видео­мон­та­жа, выду­ман­ный с нуля. Через несколь­ко меся­цев мы полу­чи­ли про­дукт, кото­рый нам очень понра­вил­ся. Понра­ви­лось не толь­ко нам, но никто не готов был за это запла­тить…

Тарас Пусто­вой, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей инно­ва­ци­он­ных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий
МФТИ

1460006_546414072106633_669197727_n

Куда даль­ше:

  • Боль­ше кур­сов;
  • Боль­ше «кур­сва­ри»;
  • Мобиль­ное при­ло­же­ние;
  • Стан­дар­ти­за­ция откры­то­го кон­тен­та и уче­тов резуль­та­тов обу­че­ния.

Глобальные тенденции онлайн-образования

Заме­сти­тель началь­ни­ка управ­ле­ния орга­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са НИУ ВШЭ Евге­ния Кулик

Мы наблю­да­ем изме­не­ние эко­но­ми­ки, а эко­но­ми­ка осно­ва­на на зна­ни­ях. Это вызов для уни­вер­си­те­тов. А еще уни­вер­си­те­ты поте­ря­ли моно­по­лию на обра­зо­ва­ние.

Еще к онлайн-обра­зо­ва­нию уни­вер­си­те­ты тол­ка­ет то, что он обя­зан быть транс­на­ци­о­наль­ной иссле­до­ва­тель­ской кор­по­ра­ци­ей: если уни­вер­си­тет успе­шен, он не может игно­ри­ро­вать иссле­до­ва­ния, кото­рые про­во­дят кол­ле­ги за рубе­жом и не может не пред­став­лять свои иссле­до­ва­ния миро­вой обще­ствен­но­сти. Гло­ба­ли­за­ция про­яв­ля­ет­ся абсо­лют­но во всем.

Тре­тья тен­ден­ция – изме­ня­ю­щий­ся харак­тер рабо­ты. Струк­ту­ра эко­но­ми­ки меня­ет­ся так быст­ро, что боль­шин­ство из нас не раз сме­нят спе­ци­а­ли­за­цию или даже про­фес­сию. Мы долж­ны обу­чать сво­их сту­ден­там навы­кам обу­че­ния в тече­ние всей жиз­ни.

Евге­ния Кулик
ВШЭ

Воз­мож­но­сти, кото­рые появи­лись у рос­сий­ских ВУЗов за послед­ние годы:

  • Лега­ли­за­ция это­го вида обра­зо­ва­ния (изме­не­ние в ФЗ «Об обра­зо­ва­нии»);
  • Воз­мож­ность раз­го­ва­ри­вать «на одном язы­ке» с дру­ги­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми систе­ма­ми (изме­не­ния в рам­ках Болон­ско­го про­цес­са;
  • Зна­чи­тель­ное раз­ви­тие тех­ни­че­ской базы и ком­пе­тен­ций пре­по­да­ва­те­лей в сфе­ре IT.

Послу­шать выступ­ле­ние Евге­нии Кулик о дру­гих тен­ден­ци­ях в обра­зо­ва­нии, кото­рые при­ве­ли Выс­шую шко­лу эко­но­ми­ки к раз­ви­тию систе­мы онлайн-обра­зо­ва­ния.

Каким должно быть современное обучение

Гене­раль­ный дирек­тор ком­па­нии «Центр eLearning» Еле­на Тихо­ми­ро­ва рас­ска­за­ла о том, как обу­чать чело­ве­ка в совре­мен­ной циф­ро­вой сре­де: нуж­но выда­вать инфор­ма­цию кас­кад­но, малы­ми пор­ци­я­ми, учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные потреб­но­сти каж­до­го поль­зо­ва­те­ля. Совре­мен­ное обу­че­ние может быть толь­ко соци­аль­ным – это про сов­мест­ное твор­че­ство и поиск реше­ний. Изме­ни­лась и роль пре­по­да­ва­те­ля: он боль­ше не един­ствен­ный носи­тель зна­ний в ауди­то­рии, а тре­нер, обу­ча­ю­щий отде­лять акту­аль­ное от бес­по­лез­но­го.

Про­слу­шать выступ­ле­ние Еле­ны Тихо­ми­ро­вой.

Конференция Онлайн@Образование. Фото: Екатерина Изместьева
Кон­фе­рен­ция Онлайн@Образование. Фото: Ека­те­ри­на Изме­стье­ва

Продолжение конференции

В сле­ду­ю­щих моду­лях участ­ни­ки кон­фе­рен­ции обсу­ди­ли:

  • Фор­ма­ты учеб­ных кур­сов;
  • Моне­ти­за­цию, вовле­че­ние и рабо­ту с поль­зо­ва­те­ля­ми;
  • Обще­ствен­ные орга­ни­за­ции и онлайн-обу­че­ние.

Мате­ри­а­лы будут опуб­ли­ко­ва­ны в бли­жай­шее вре­мя.