Emergency Camp: роль информационных технологий в чрезвычайных ситуациях. Видеозапись и результаты мероприятия

Emergency Camp
Emergency Camp
Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­ве­ла одно­днев­ный Emergency Camp по вопро­сам повы­ше­ния эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и уча­стия волон­те­ров в реа­ги­ро­ва­нии на чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции в Рос­сии. Гри­го­рий Асмо­лов пред­ста­вил доклад об иссле­до­ва­нии «Роль циф­ро­вых плат­форм в реа­ги­ро­ва­нии на ЧС в Австра­лии». Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию мате­ри­а­лы и резуль­та­ты рабо­ты участ­ни­ков.

Цель Emergency Camp

Целью меро­при­я­тия было про­ве­де­ние моз­го­во­го штур­ма экс­пер­тов, поиск кон­крет­ных путей раз­ви­тия и созда­ние новых парт­нерств меж­ду про­грам­ми­ста­ми, волон­те­ра­ми и экс­пер­та­ми в обла­сти ЧС.

Формат

Меро­при­я­тие про­хо­ди­ло в виде твор­че­ско­го обсуж­де­ния в фор­ма­те 2+2+1. Обсуж­де­ние состо­я­ло из трех частей: 1) моз­го­вой штурм; 2) рабо­та в груп­пах по выбран­ным вопро­сам; 3) пред­став­ле­ние резуль­та­тов рабо­ты в груп­пах.

Ключевые темы

Для моз­го­во­го штур­ма было зада­но направ­ле­ние, кото­рое опре­де­ля­лось сле­ду­ю­щи­ми вопро­са­ми.

  • Могут ли инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии играть более эффек­тив­ную роль в реа­ги­ро­ва­нии на ЧС в Рос­сии?
  • Какие зада­чи инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии (ИКТ) могут выпол­нять?
  • Что мож­но сде­лать для того, что­бы под­дер­жать повы­ше­ние эффек­тив­но­сти ИКТ в реа­ги­ро­ва­нии на ЧС?

Роль цифровых платформ в реагировании на ЧС в Австралии

Гри­го­рий Асмо­лов пред­ста­вил доклад об иссле­до­ва­нии «Роль циф­ро­вых плат­форм в реа­ги­ро­ва­нии на ЧС в Австра­лии». Пред­ла­га­ем вам видео­за­пись выступ­ле­ния спи­ке­ра:

Общий мозговой штурм

Неко­то­рые мыс­ли, озву­чен­ные в рам­ках обще­го моз­го­во­го штур­ма в виде нашей twitter-транс­ля­ции:

Результаты работы в группах

После обще­го моз­го­во­го штур­ма участ­ни­ки Emergency Camp раз­де­ли­лись на две коман­ды, каж­дая из кото­рых рабо­та­ла над сво­им направ­ле­ни­ем.

Коман­да № 1 пред­ла­га­ла тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в реа­ги­ро­ва­нии на ЧС. Коман­да № 2 рабо­та­ла в соци­аль­ном направ­ле­нии созда­ния устой­чи­вых сооб­ществ волон­те­ров.

Команда № 1. Какие технологии необходимо применять и как это делать эффективно

В рам­ках рабо­ты груп­пы были пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие аспек­ты.

  • Не хва­та­ет ГИС с извест­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, где регу­ляр­но повто­ря­ют­ся ЧС.
  • Дан­ные – в них основ­ная про­бле­ма:
    • пожа­ры – это целая цепоч­ка обра­бот­ки дан­ных (напри­мер, Government Shutdown).
    • дан­ные полу­ча­ем со спут­ни­ков – это высо­кий уро­вень;
    • инте­гри­ро­вать сооб­ще­ния;
    • нет инфор­ма­ци­он­но­го источ­ни­ка;
    • для ЧС нуж­ны дру­гие источ­ни­ки.
  • Поль­зо­ва­те­ли могут постав­лять часть инфор­ма­ции.
  • Кана­лы авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных систем:
    • откры­тие госу­дар­ствен­ных мони­то­рин­го­вых служб;
    • cеть гид­ро­по­стов – сде­лать в виде API – созда­ет сре­ду для раз­ра­бот­чи­ков при­ло­же­ний.
  • Гео­мик­сер – хостинг для дан­ных, агре­га­тор инфор­ма­ции.
  • При­мер бес­плат­ной инфор­ма­ции по все­му миру – дан­ные США по все­му миру.
  • Дан­ные от поль­зо­ва­те­лей – мог­ло бы помочь сооб­ще­ство.
  • Тор­фя­ни­ки – слой мож­но ска­чать.
  • Слой пожа­ров – мож­но обра­щать­ся через API.
  • МЧС не ведет отчет­но­сти о сво­ей рабо­те – по пово­ду пожа­ров.
  • МЧС пуб­ли­ко­ва­ло отче­ты о рабо­те с пожа­ра­ми.
  • Инфор­ма­ци­он­ная вой­на меж­ду МЧС.
  • Рос­сий­ский регистр гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний.
  • Идея: Мобиль­ное при­ло­же­ние как поле­вой агре­га­тор дан­ных. Может быть созда­но ком­мер­че­ской ком­па­ни­ей.
  • Кос­мо­сним­ки: инфра­струк­ту­ра для сер­ви­са опо­ве­ще­ний, кото­рую надо дора­ба­ты­вать. Есть плат­фор­ма ГИС.
  • У Грин­пи­са есть про­фес­си­о­наль­ные тур. нави­га­то­ры, отдель­но выез­жа­ет про­фес­си­о­наль­ный фото­граф. Грин­пис – не предо­ста­ви­ли к ней доступ. Сно­ва выхо­дим на про­бле­му вза­и­мо­дей­ствия за пре­де­ла­ми.
  • Идея: Собрать спи­сок горо­дов, кото­рые рас­по­ло­же­ны неда­ле­ко от тор­фя­ни­ков, и собрать адре­са мест­ных МЧС, кото­рые полу­ча­ли бы уве­дом­ле­ния от систе­мы Кос­мо­сним­ки.
  • Памят­ка дей­ствий во вре­мя ЧС
  • Целе­вая ауди­то­рия – как пра­ви­ло, менее тех­но­ло­ги­че­ская ауди­то­рия, кото­рую точ­но мы не зна­ем.
  • По край­ней мере, одна шко­ла под­клю­че­на к широ­ко­по­лос­но­му Интер­не­ту.
  • Все муни­ци­па­ли­те­ты долж­ны быть под­пи­са­ны на хоро­шую систе­му опо­ве­ще­ния.
  • Систе­ма опо­ве­ще­ния там, где нуж­но мини­мум тра­фи­ка.
  • E-mail фор­мат – мини­ми­за­ция.
  • Спе­ци­аль­ный API для emergency alert;
  • Скрей­пин­го­вое при­ло­же­ние – ВКон­так­те, Одно­класс­ни­ки, Лес­ной форум – «Пожар» – линг­ви­сти­че­ский ана­лиз сооб­ще­ний о пожа­рах или ЧС. Сло­варь соче­та­ния со сло­вом навод­не­ния или пожа­ры + машин­ное обу­че­ние (без клас­си­фи­ка­ции по типу ново­стей).
  • Кон­текст­ная рекла­ма – для волон­те­ров из более круп­ных горо­дов.

Команда № 2. Как создать устойчивые сообщества волонтеров

В рам­ках рабо­ты груп­пы были пред­ло­же­ны сле­ду­ю­щие аспек­ты, кото­рые смо­гут уве­ли­чить устой­чи­вость сооб­ществ и повли­ять на вовле­че­ние волон­те­ров:

  • созда­ние обра­зо­ва­тель­ных про­грамм;
  • фор­ми­ро­ва­ние ядра актив­ных участ­ни­ков сооб­ще­ства;
  • упро­ще­ние задач и раз­би­е­ние на более мел­кие зада­чи для волон­те­ров;
  • созда­ние поша­го­вой инструк­ции с инфор­ма­ци­ей о том, что дол­жен знать волон­тер, исполь­зуя инфо­гра­фи­ку и про­сто­ту пода­чи инфор­ма­ции;
  • созда­ние общей базы раз­ра­бо­тан­ных и суще­ству­ю­щих инстру­мен­тов на сего­дняш­ний день с целью воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния их в сво­их про­ек­тах;
  • посто­ян­ная рабо­та с сооб­ще­ством и полу­че­ние обрат­ной свя­зи;
  • про­ве­де­ние меро­при­я­тий;
  • чет­кое пони­ма­ние ниши, на кото­рую направ­ле­на рабо­та сооб­ще­ства;
  • про­зрач­ность при­ня­тия реше­ний.

В резуль­та­те были сфор­му­ли­ро­ва­ны реко­мен­да­ции, кото­рые помо­гут уве­ли­чить устой­чи­вость сооб­ществ волон­те­ров.

  1. Про­ве­де­ние меро­при­я­тий как часть под­дер­жа­ния сооб­ще­ства. Фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­но­го капи­та­ла вокруг тема­ти­ки.
  2. Созда­ние обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов для волон­те­ров.
  3. Созда­ние плат­фор­мы для поис­ка и ком­му­ни­ка­ции волон­те­ров.
  4. Созда­ние базы зна­ний людей и фор­ми­ро­ва­ние экс­перт­но­го сооб­ще­ства.
  5. Созда­ние базы плат­форм и инстру­мен­тов для того, что­бы они не исче­за­ли бес­след­но и с целью даль­ней­ше­го исполь­зо­ва­ния.
  6. Созда­ние шаб­ло­на инфра­струк­ту­ры сооб­ще­ства и инстру­мен­тов для того, что­бы иметь воз­мож­ность раз­вер­нуть сооб­ще­ство и инстру­мен­ты для реше­ния про­блем с ЧС в любой точ­ке мира и в любое вре­мя, исполь­зуя преды­ду­щий опыт рабо­ты в подоб­ной ситу­а­ции.

Перей­ти к про­смот­ру фото­гра­фий меро­при­я­тия в vk и в facebook. Запи­си twitter-транс­ля­ции доступ­ны по #ecamp2014.

Спасибо всем участникам мероприятия!