Команда Exchang.es рассказала как перестать волноваться, сделать отличную презентацию и полюбить выступать

IMG_6656
Коман­да про­ек­та Exchang.es про­ве­ла откры­тую мастер­скую «Как научить и научить­ся» для всех, кому инте­рес­ны темы новых обра­зо­ва­тель­ных фор­ма­тов, обу­че­ния и само­раз­ви­тия. Лек­то­ры Иван Соро­кин (м.н.с. хими­че­ско­го факуль­те­та МГУ, пре­по­да­ва­тель, жур­на­лист) и Вита­лий Пань­ков (Соор­га­ни­за­тор Pecha Kucha Night Moscow) рас­ска­за­ли о сек­ре­тах успеш­ных пуб­лич­ных выступ­ле­ний и тща­тель­ной под­го­тов­ке к ним.

«Как я перестал бояться»

Иван Соро­кин – уче­ный-химик и пре­по­да­ва­тель МГУ, кото­рый оди­на­ко­во увле­ка­тель­но может рас­ска­зать мате­ри­ал вто­ро­курс­ни­кам, девя­ти­класс­ни­кам и твор­че­ской интел­ли­ген­ции, при­шед­шей послу­шать о новых тен­ден­ци­ях в обра­зо­ва­нии. Уме­ние дер­жать ауди­то­рию, нахо­дить пра­виль­ные сло­ва и сохра­нять чув­ство спо­кой­ствия не при­хо­дят из ниот­ку­да – в сво­ем выступ­ле­нии Иван дал сове­ты о том, как под­го­то­вить­ся к выступ­ле­нию.

  • Не бой­тесь пре­уве­ли­чи­вать: вы долж­ны сде­лать вид (или искренне верить), что то, чем вы зани­ма­е­тесь, самое важ­ное, что есть на све­те. Ино­гда спи­ке­ры рас­ска­зы­ва­ют потря­са­ю­ще инте­рес­ные вещи таким тоном, как буд­то объ­яс­ня­ют, как прой­ти к оста­нов­ке. Ино­гда это про­ис­хо­дит из лиш­ней скром­но­сти, но на поль­зу попу­ляр­но­сти ора­то­ра не идет.

  • Не бой­тесь пре­умень­шать и недо­го­ва­ри­вать: если вы буде­те про­го­ва­ри­вать все, что зна­е­те, полу­чит­ся полу­ча­со­вая лек­ция, из кото­рой никто ниче­го не пой­мет.
  • Адап­ти­руй­те мате­ри­ал под любую новую ауди­то­рию: ино­гда мы боим­ся, что если нач­нем гово­рить с ауди­то­ри­ей на «обы­ва­тель­ском» язы­ке, ауди­то­рия пере­ста­нет вос­при­ни­мать нас серьез­но. Люди любят, когда мы «спус­ка­ем­ся» на их уро­вень, глав­ное, не начать раз­го­ва­ри­вать с пер­во­курс­ни­ком на язы­ке семи­класс­ни­ка – полу­чит­ся глу­по.
  • Отвле­кать­ся от темы – пре­крас­ная идея: есть страх, свя­зан­ный с тем, что, если вы не буде­те посто­ян­но при­дер­жи­вать­ся заяв­лен­ной темы, люди нач­нут отвле­кать­ся, но вся прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что исто­рии и анек­до­ты помо­га­ют кон­цен­три­ро­вать даль­ней­шее вни­ма­ние.

IMG_6656

  • Забы­вать что-то не стыд­но – про­дол­жай­те гово­рить даль­ше.
  • Ани­ма­ция и видео – не заме­на хоро­ше­му рас­ска­зу. Неко­то­рые пре­зен­та­ции бле­стя­ще про­хо­дят с мар­ке­ром в руке и нисколь­ко не про­иг­ры­ва­ют от недо­стат­ка тех­ни­че­ских средств.
  • Раз­го­ва­ри­вай­те со слу­ша­те­ля­ми – этот страх свя­зан с «чет­вер­той сте­ной». Пред­ставь­те себе теат­раль­ную сце­ну и чет­вер­тую, про­зрач­ную сте­ну, кото­рая отде­ля­ет зри­те­лей от акте­ров. Как толь­ко актер начи­на­ет гово­рить со зри­те­ля­ми, он «про­би­ва­ет» эту сте­ну. Поче­му-то неко­то­рые спи­ке­ры до сих пор счи­та­ют, что эта сте­на незыб­ле­ма. На самом деле, когда вы начи­на­е­те гово­рить, вы повы­ша­е­те само­оцен­ку ауди­то­рии и кон­цен­три­ру­е­те ее вни­ма­ние.
  • Тре­ни­руй­тесь на дру­зьях – вы може­те про­чи­тать или про­го­во­рить ваш доклад перед зеркалом/ родственником/ дру­гом, кото­ро­го не очень жал­ко.
  • Цити­руй­те источ­ни­ки, назы­вая их, поче­му-то счи­та­ет­ся, что ссы­лать­ся на людей, кото­рых вы цити­ру­е­те, «не кру­то». Но, поверь­те, если люди, гля­дя на ваши мате­ри­а­лы, пони­ма­ют, где они могут най­ти допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию, они начи­на­ют отно­сить­ся к вашей пре­зен­та­ции более серьез­но.
  • Помни­те, что совсем не боять­ся невоз­мож­но.
  • Пана­цей не быва­ет – бери­те сло­во в любой под­хо­дя­щей ситу­а­ции.

Как сделать эффективную презентацию

О том, как пра­виль­но подой­ти к созда­нию пре­зен­та­ции, рас­ска­зал Вита­лий Пань­ков, соор­га­ни­за­тор PechaKucha Moscow, про­смот­рев­ший не один деся­ток пре­зен­та­ций спи­ке­ров за пуль­том опе­ра­то­ра.

Определитесь с темой

  • О чем речь?
  • Об одном про­ек­те или о пяти?
  • В чем новиз­на? (Сфор­му­ли­руй­те для себя и пред­ставь­те, как тема зву­чит для слу­ша­те­ля, кото­рый ниче­го об этом не знает/ зна­ет мень­ше вас.)

Пред­ставь­те себе свою пре­зен­та­цию в фор­ма­те «elevator speech (с англ. «речь в лиф­те»). Пред­ставь­те себе, что вы ока­за­лись в одном лиф­те с очень важ­ным для вас чело­ве­ком и у вас есть ров­но трид­цать секунд, пока дви­жет­ся лифт, что­бы доне­сти свою идею. Смо­же­те ли вы это сде­лать в рам­ках заяв­лен­ной темы? Или нуж­но упро­стить тему, сузив ее до кон­крет­но­го проекта/ мысли/ идеи.

  • Фор­му­ли­ров­ка темы – это не то, в чем суть вашей пре­зен­та­ции, а завле­ка­тель­ное назва­ние. Напри­мер, на одной из PechaKucha Moscow Дмит­рий Сал­ли­ван рас­ска­зы­вал о сво­ей сту­дии дизай­на, но заяв­лен­ная тема зву­ча­ла: «Лень и мело­чи жиз­ни».
  • Под­ход к изло­же­нию

Важ­но пока­зать, что вы не про­сто услы­ша­ли или про­чи­та­ли о про­ек­те, но сами его про­жи­ли, с вами про­изо­шло мно­го при­клю­че­ний. Неваж­но, о чем вы гово­ри­те, важ­на та жизнь, с кото­рой вы стал­ки­ва­е­тесь в про­цес­се это­го заня­тия.

Вы и проблема: раскрыть главную мысль через личный опыт.

  • «Как я столк­нул­ся с про­бле­мой» – экс­курс в вашу лич­ную исто­рию;
  • Как я смот­рю на про­бле­му теперь;
  • Как я пред­ла­гаю ее решить.
  • Струк­ту­ра: про­стой набор слай­дов пре­вра­ща­ет­ся в нечто направ­лен­ное, рабо­та­ю­щее на опре­де­лен­ную цель. Струк­ту­ра может быть хро­но­ло­ги­че­ская, иерар­хи­че­ская (от обще­го к част­но­му или наобо­рот), пере­чис­ле­ние одно­тип­но­го (10 спо­со­бов сде­лать что-то), клас­си­че­ская дра­ма­тур­гия (об этом в сле­ду­ю­щем пунк­те).

Классическая трехактная структура предполагает следующий ход презентации.

  • I акт: пер­вые 25 про­цен­тов, завяз­ка, вве­де­ние в про­бле­му;
  • II акт: раз­ви­тие, основ­ная часть = сере­ди­на: пере­лом, новые ввод­ные;
  • II акт: выво­ды (напри­мер, при­гла­ше­ние к сотруд­ни­че­ству).

Связь речи и слайдов

Самый важ­ный прин­цип – баланс вер­баль­но­го и визу­аль­но­го. Пре­зен­та­ция – это выступ­ле­ние голо­сом, но оно допол­ня­ет­ся слай­да­ми (а не заме­ня­ет­ся и заби­ва­ет­ся).

Визуализация: единство стиля

  • Оформ­ле­ние – ста­рай­тесь не пере­на­сы­щать слай­ды тек­стом и изоб­ра­же­ни­я­ми. Счи­та­ет­ся допу­сти­мым при­сут­ствие не более трех картинок/ трех буллитов/ трех бло­ков инфор­ма­ции на слай­де.
  • Поля и отсту­пы – вырав­ни­вай­те тек­сты и изоб­ра­же­ния, тогда пре­зен­та­ция будет выгля­деть акку­рат­нее и целост­нее.
  • Шриф­ты (ста­рай­тесь не исполь­зо­вать оди­оз­ные шриф­ты типа Comic Sans Ms или Lobster).
  • Цве­то­вая палит­ра – исполь­зуй­те цве­та, соче­та­ю­щи­е­ся меж­ду собой. Что­бы убе­дить­ся, что вы все дела­е­те пра­виль­но, мож­но вос­поль­зо­вать­ся веб-сер­ви­сом Color Trends.
  • Ста­рай­тесь не исполь­зо­вать попу­ляр­ные кар­тин­ки, кото­рые мил­ли­он раз виде­ли в дру­гих пре­зен­та­ци­ях, это быст­ро надо­еда­ет зри­те­лю. Ста­рай­тесь, что­бы изоб­ра­же­ния в пре­зен­та­ции были схо­жи­ми по сти­лю или най­ди­те гото­вую кол­лек­цию.

Для оформ­ле­ния и визу­а­ли­за­ции пре­зен­та­ций мож­но исполь­зо­вать сле­ду­ю­щие онлайн-инстру­мен­ты: Prezi, PiktoChart, Sliderocket, Slideshare.

Подача

  • Темп пода­чи инфор­ма­ции;
  • Голос;
  • Кон­такт с ауди­то­ри­ей (напри­мер, вы може­те зада­вать вопро­сы). Ино­гда попыт­ки общать­ся с залом закан­чи­ва­ют­ся про­ва­лом (напри­мер, когда ауди­то­рия вяло отве­ча­ет на вопро­сы или совсем игно­ри­ру­ет спи­ке­ра). Что­бы не попасть в нелов­кую ситу­а­цию, реко­мен­ду­ем про­чи­тать ста­тью Анны Двор­ни­ко­вой «3 типа вопро­сов, что­бы рас­ше­ве­лить ауди­то­рию» в бло­ге Uxevent;
  • Оста­вай­тесь страст­ны­ми и увле­чен­ны­ми, и ваш слу­ша­тель тоже про­ник­нет­ся.

Сайт exchang.es.