Почему важен свободный доступ к информации

Дмитрий Гусев, преподаватель кафедры этики СПбГУ. Фото: Александр Назаров.
Дмитрий Гусев, преподаватель кафедры этики СПбГУ. Фото: Александр Назаров.

30 июня 2016 года в Петер­бур­ге про­шел митап «Сво­бод­ный доступ к науч­ным зна­ни­ям». Пред­ста­ви­те­ли клу­ба «Откры­тая нау­ка» поде­ли­лись лич­ным опы­том рабо­ты с откры­ты­ми дан­ны­ми и обсу­ди­ли вопро­сы, свя­зан­ные с этой обла­стью.

Об идее открытого доступа к знаниям

Воз­ник­но­ве­ние в 90-е годы идеи сво­бод­но­го рас­про­стра­не­ния зна­ний свя­за­но с появ­ле­ни­ем Интер­не­та и рез­ким повы­ше­ни­ем цен на ста­тьи уче­ных, пуб­ли­ку­е­мые в печат­ных и элек­трон­ных жур­на­лах. Если у широ­кой ауди­то­рии не будет досту­па к науч­ным тек­стам, то это может стать сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром для рас­про­стра­не­ния науч­но­го зна­ния и при­ве­сти к умень­ше­нию коли­че­ства новых идей, а зна­чит, тор­мо­же­нию всех обла­стей нау­ки.

Об основ­ных прин­ци­пах сво­бод­но­го досту­па к науч­ной инфор­ма­ции смот­ри­те в видео­ро­ли­ке (на англий­ском язы­ке).

О проекте Sci-Hub

Интер­нет-про­ект Sci-Hub – пер­вый в мире ресурс, открыв­ший пуб­лич­ный мас­со­вый доступ к науч­ным пер­во­ис­точ­ни­кам. Sci-Hub был осно­ван в 2011 году Алек­сан­дрой Элба­кян, про­грам­ми­стом из Казах­ста­на. В насто­я­щее вре­мя в циф­ро­вой биб­лио­те­ке про­ек­та нахо­дит­ся более 47 мил­ли­о­нов науч­ных пер­во­ис­точ­ни­ков. По сло­вам Элба­кян, эта циф­ра рас­тет еже­днев­но на 60–70 тысяч науч­ных ста­тей из базы более чем 200 круп­ней­ших уни­вер­си­те­тов мира.

«Сто­и­мость науч­ной ста­тьи может сто­ить огром­ных денег, порой она дохо­дит до 30–40 дол­ла­ров за пол­ный текст. Под­черк­ну, что это за одну-един­ствен­ную ста­тью. Когда вы рабо­та­е­те над иссле­до­ва­ни­ем, таких ста­тей вам надо начи­ты­вать и ана­ли­зи­ро­вать десят­ки и сот­ни. Понят­но, что такая сум­ма для огром­но­го коли­че­ства людей явля­ет­ся цен­зом, огра­ни­чи­ва­ю­щим, если не пол­но­стью пре­пят­ству­ю­щим досту­пу к тек­сту». Алек­сандра Элба­кян, созда­тель Sci-Hub

Про­ек­том Sci-Hub еже­днев­но поль­зу­ют­ся сот­ни тысяч людей по все­му миру. Осо­бой попу­ляр­но­стью ресурс поль­зу­ет­ся у моло­дых уче­ных из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран: Рос­сии, Индии, Бра­зи­лии.

Александра Элбакян, создательница Sci-Hub. Фото: Настя Дмитриева.
Алек­сандра Элба­кян, созда­тель­ни­ца Sci-Hub. Фото: Настя Дмит­ри­е­ва.

В 2015 году в Нью-Йор­ке одно из 4 веду­щих миро­вых изда­тельств Elsevier пода­ло юри­ди­че­скую жало­бу на про­ект. Изда­тель­ство, выпус­ка­ю­щее чет­верть всех ста­тей, изда­ва­е­мых в науч­ных жур­на­лах, обви­ни­ло Sci-Hub в нару­ше­нии автор­ских прав и копи­рай­та. Судеб­ное раз­би­ра­тель­ство вызва­ло не толь­ко повы­шен­ное вни­ма­ние к интер­нет-ресур­су, но и под­ня­ло вол­ну новой кри­ти­ки в адрес само­го изда­тель­ства, часто обви­ня­е­мо­го в сверх­вы­со­ких при­бы­лях и оли­га­по­лии.

Дмит­рий Гусев, пре­по­да­ва­тель кафед­ры эти­ки Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, под­нял вопрос о мораль­но-эти­че­ской сто­роне сво­бод­но­го рас­про­стра­не­ния науч­ных дан­ных. Он под­черк­нул, что важ­но не сво­дить авто­ров про­цес­са рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции к «злым капи­та­ли­стам» и «доб­рым, но бед­ным сту­ден­там и уче­ным».

«Надо акку­рат­но гово­рить об участ­ни­ках это­го про­цес­са. Люди часто дума­ют, что здесь упро­щен­ная систе­ма вза­и­мо­дей­ствия: рас­чет­ли­вые капи­та­ли­сты и уре­зан­ные в сво­их пра­вах и огра­ни­чен­ные в досту­пе уче­ные. На самом деле, стейк­хол­де­ров здесь боль­ше, чем два. Надо ухо­дить от бук­валь­ной бинар­но­сти систе­мы и ста­рать­ся диф­фе­рен­ци­ро­вать участ­ни­ков». Дмит­рий Гусев, пре­по­да­ва­тель кафед­ры эти­ки СПб­ГУ

Дмитрий Гусев, преподаватель кафедры этики СПбГУ. Фото: Александр Назаров.
Дмит­рий Гусев, пре­по­да­ва­тель кафед­ры эти­ки СПб­ГУ. Фото: Алек­сандр Наза­ров.

Дмит­рий назвал 4 участ­ни­ков, кото­рых затра­ги­ва­ет область сво­бод­но­го (или огра­ни­чен­но­го) досту­па к науч­ным пер­во­ис­точ­ни­кам:

  • пред­ста­ви­те­ли круп­но­го изда­тель­ско­го биз­не­са и кор­по­ра­ций, высту­па­ю­щие за сохра­не­ние ста­ту­са-кво;
  • уче­ные (зача­стую зани­ма­ют ней­траль­ную пози­цию);
  • адми­ни­стра­ции уни­вер­си­те­тов, науч­но-иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тов;
  • тех­но­кра­ти­че­ское сооб­ще­ство, ответ­ствен­ное за тех­ни­че­скую часть про­цес­са.

Полезные ресурсы

  • «Ген­де­лей» – бес­плат­ная про­грам­ма для управ­ле­ния биб­лио­гра­фи­че­ской инфор­ма­ци­ей, под­клю­чен­ная к меж­ду­на­род­ной соци­аль­ной сети уче­ных.
  • Google Scholar – бес­плат­ная поис­ко­вая систе­ма по пол­ным тек­стам науч­ных пуб­ли­ка­ций всех фор­ма­тов и дис­ци­плин.
  • BibTeX – про­грамм­ное обес­пе­че­ние для созда­ния фор­ма­ти­ро­ван­ных спис­ков биб­лио­гра­фии.