«Фандрайзинг в провинциальной России»: материалы конференции

http://sozvezdieserdec.ru/
В Ново­си­бир­ске 27–28 фев­ра­ля 2015 про­шла пер­вая за Ура­лом кон­фе­рен­ция по тех­но­ло­ги­ям при­вле­че­ния средств на соци­аль­ные и бла­го­тво­ри­тель­ные про­ек­ты. Пред­ла­га­ем вам мате­ри­а­лы кон­фе­рен­ции, кото­рые мож­но ска­чать.

Фанд­рай­зинг сего­дня явля­ет­ся одним из глав­ных инстру­мен­тов в эффек­тив­ной рабо­те обще­ствен­но­го сек­то­ра – без денеж­ной под­держ­ки доно­ров (как ком­па­ний, так и част­ных лиц) вся рабо­та по реа­ли­за­ции важ­ных соци­аль­ных про­ек­тов оста­нав­ли­ва­ет­ся.

В рос­сий­ских реа­ли­ях фанд­рай­зинг еще и борет­ся со сте­рео­ти­пом, что помо­гать могут толь­ко бога­тые и зна­ме­ни­тые. Чем боль­ше пожерт­во­ва­ний част­ных лиц, тем устой­чи­вее орга­ни­за­ция.

По сло­вам Мар­га­ри­ты Семи­ко­вой, испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра БФ «Созвез­дие Сер­дец», у подав­ля­ю­ще­го чис­ла фон­дов основ­ным источ­ни­ком средств явля­ют­ся пожерт­во­ва­ния от юри­ди­че­ских лиц, тогда как за рубе­жом — это част­ные пожерт­во­ва­ния. Имен­но в этом направ­ле­нии будет раз­ви­вать­ся фанд­рай­зинг в Рос­сии, и все уси­лия фанд­рай­зе­ров будут направ­ле­ны на раз­ви­тие част­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Если рань­ше меро­при­я­тия, при­но­ся­щие день­ги, были свя­за­ны в первую оче­редь с ком­па­ни­я­ми (кор­по­ра­тив­ный бла­го­тво­ри­тель­ный хок­кей, фут­бол и т.п.), то теперь на пер­вое место выхо­дят мас­со­вые меро­при­я­тия, где уча­стие может при­нять любой чело­век (бла­го­тво­ри­тель­ные забе­ги, заплы­вы, кве­сты и т.п.).

В реги­о­нах зача­стую нет отдель­но­го фанд­рай­зе­ра в шта­те: акти­ви­сты и/или руко­во­ди­те­ли орга­ни­за­ций как при­вле­ка­ют ресур­сы на про­грам­мы и про­ек­ты, так и выпол­ня­ют все осталь­ные зада­чи (орга­ни­зу­ют и про­во­дят меро­при­я­тия, рабо­та­ют с волон­те­ра­ми, ведут бух­гал­тер­ские и юри­ди­че­ские вопро­сы орга­ни­за­ции).

Про­фес­си­о­нал «фанд­рай­зер» — это штуч­ный спе­ци­а­лист, кото­ро­го слож­но при­гла­сить на рабо­ту в орга­ни­за­цию, его мож­но толь­ко «вырас­тить» из тол­ко­во­го сотруд­ни­ка.

Фанд­рай­зе­ры все­гда нахо­дят­ся под при­це­лом жур­на­ли­стов: вопро­сы про­зрач­но­сти, отчет­но­сти и самой схе­мы «донор-фанд­рай­зер» инте­ре­су­ют обще­ствен­ность. На кон­фе­рен­ции эти ост­рые и зло­бо­днев­ные темы обсу­ди­ли в отдель­ном бло­ке «Эти­ка фанд­рай­зин­га» с уча­сти­ем Ассо­ци­а­ции фанд­рай­зе­ров.

На кон­фе­рен­ции были затро­ну­ты темы вза­и­мо­дей­ствия как с част­ны­ми доно­ра­ми, так и рабо­та с ком­па­ни­я­ми, участ­ни­ки обсу­ди­ли, как рабо­тать с раз­ны­ми типа­ми доно­ров и какие инстру­мен­ты фанд­рай­зе­ра дают мак­си­маль­ный эффект, как постро­ить фанд­рай­зин­го­вую стра­те­гию орга­ни­за­ции, как про­дви­гать неком­мер­че­ский про­ект в соци­аль­ных сетях и мно­гое дру­гое.

О нега­тив­ных тен­ден­ци­ях, с кото­ры­ми при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся фанд­рай­зе­ру, рас­ска­зал спи­кер кон­фе­рен­ции, тре­нер и орга­ни­за­тор бла­го­тво­ри­тель­ный фести­ва­лей Мак­сим Орлов:

«В совре­мен­ных реа­ли­ях нуж­но не толь­ко обос­но­вать соци­аль­ную эффек­тив­ность про­ек­та, но и про­явить мак­си­мум кре­а­ти­ва, что­бы заин­те­ре­со­вать парт­не­ров, СМИ, жите­лей горо­да и при­влечь вни­ма­ние обще­ствен­но­сти. Что­бы в неста­биль­ной эко­но­ми­ке люди дума­ли о бла­го­тво­ри­тель­но­сти, нуж­но делать дей­стви­тель­но инте­рес­ные акции и яркие меро­при­я­тия».

«Темы для обсуж­де­ний и выступ­ле­ния спи­ке­ров были не толь­ко полез­ны­ми, но и вдох­нов­ля­ю­щи­ми, с боль­шим коли­че­ством прак­ти­че­ских при­ме­ров как для опыт­ных фанд­рай­зе­ров, так и для начи­на­ю­щих, – рас­ска­за­ла Ири­на Юхим­чук, участ­ник кон­фе­рен­ции, дирек­тор по раз­ви­тию БФ «Сибир­ское серд­це». – В обще­ствен­ном сек­то­ре чув­ству­ет­ся дефи­цит зна­ний об эффек­тив­ном при­вле­че­нии средств, и полу­чить такую цен­ную инфор­ма­цию, не выез­жая из Ново­си­бир­ска – боль­шая уда­ча».

Орга­ни­за­то­ром кон­фе­рен­ции высту­пил БФ «Созвез­дие сер­дец». Парт­не­ры меро­при­я­тия: Сибир­ский центр под­держ­ки обще­ствен­ных ини­ци­а­тив, Ассо­ци­а­ция фанд­рай­зе­ров и Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий.

Фото­гра­фии