GameOver Hate – конференция о ненависити в онлайн-видеоиграх

План конференции. Фото: Алексей Ница
План конференции. Фото: Алексей Ница
22–28 сен­тяб­ря в Буда­пеш­те про­шла кон­фе­рен­ция GameOver Hate, посвя­щен­ная вопро­сам враж­ды и нена­ви­сти в онлайн-видео­иг­рах. Теп­ли­цу соци­аль­ных тех­но­ло­гий на кон­фе­рен­ции пред­став­лял Алек­сей Ница – в насто­я­щий момент сотруд­ник про­ек­та Knowledge Stream, наблю­де­ния кото­ро­го мы пуб­ли­ку­ем.

С 22 по 28 сен­тяб­ря про­хо­ди­ла необыч­ная кон­фе­рен­ция в фор­ма­те обу­ча­ю­щих сес­сий, в кото­рой я имел воз­мож­ность поучаст­во­вать – GameOver Hate. Сна­ча­ла я хочу рас­ска­зать о месте про­ве­де­ния: неде­ля тес­но­го обу­че­ния и вза­и­мо­дей­ствия про­шла в Евро­пей­ском Моло­деж­ном Цен­тре в Буда­пеш­те, Вен­грия (сокра­щен­но EYCB).

Этот центр – прак­ти­че­ски авто­ном­ное зда­ние, где есть всё, что необ­хо­ди­мо для сов­мест­ной рабо­ты и про­жи­ва­ния. Поэто­му, вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков было очень ком­форт­ным и нефор­маль­ным.

EYCB явля­ет­ся обра­зо­ва­тель­ной пло­щад­кой Сове­та Евро­пы – орга­ни­за­ции, создан­ной в 1949 году, в кото­рую в дан­ный момент вхо­дит 47 стран, вклю­чая Рос­сию. Основ­ны­ми целя­ми Сове­та Евро­пы явля­ют­ся содей­ствие един­ству стран-участ­ни­ков и обес­пе­че­ние соблю­де­ния фун­да­мен­таль­ных цен­но­стей граж­дан: прав чело­ве­ка, демо­кра­тии и вер­хо­вен­ства зако­на.

Сей­час Совет Евро­пы про­во­дит меж­ду­на­род­ную кам­па­нию No Hate Speech Movement, в рам­ках кото­рой и про­хо­ди­ла кон­фе­рен­ция GameOver Hate. Что­бы не запу­тать­ся – рас­ска­жу более подроб­но.

Итак, No Hate Speech Movement – это меж­ду­на­род­ное дви­же­ние моло­де­жи за пра­ва чело­ве­ка в онлайн-про­стран­стве. Эта кам­па­ния про­хо­дит в рам­ках еще более круп­но­го дви­же­ния и име­ет вре­мен­ные рам­ки: с 2012 по 2014 год. No Hate Speech Movement про­во­дит­ся сила­ми наци­о­наль­ных дви­же­ний, то есть запус­ка­ет­ся отдель­но в раз­ных стра­нах с помо­щью людей, кото­рые хотят про­дви­гать идеи и цели дви­же­ния в сво­их стра­нах.

Основные цели кампании:

  • Повы­ше­ние осве­дом­лен­но­сти о нена­ви­сти в онлайн-про­стран­стве и ее рис­ке для демо­кра­тии и отдель­ных людей;
  • Под­держ­ка моло­де­жи в пра­вах чело­ве­ка как онлайн, так и оффлайн;
  • Сни­же­ние уров­ня допу­сти­мо­сти нена­ви­сти в онлайн;
  • Моби­ли­за­ция и созда­ние онлайн-сооб­ществ моло­деж­ных акти­ви­стов по пра­вам чело­ве­ка в онлайн;
  • Под­держ­ка людей, в чью сто­ро­ну обра­ще­на нена­висть в онлайн;
  • Созда­ние поли­чи­тес­ких инстру­мен­тов для борь­бы с нена­ви­стью в онлайн;
  • Раз­ви­тие моло­деж­но­го уча­стия и граж­дан­ства в онлайн-про­стран­стве.

Кон­фе­рен­ции GameOver Hate, в кото­рой я участ­во­вал, была посвя­ще­на вопро­сам враж­ды и нена­ви­сти в онлайн-видео­иг­рах. Целью было най­ти отве­ты на сле­ду­ю­щие вопро­сы:

  • Како­во теку­щее состо­я­ние онлайн-сооб­ществ?
  • Что дви­жет людь­ми, несу­щи­ми нена­висть в онлайн-играх и кто явля­ет­ся целя­ми-жерт­ва­ми?
  • Како­ва роль инду­стрии видео игр и игро­во­го сооб­ще­ства в борь­бе с нена­ви­стью в онлайн?
  • Что фор­ми­ру­ет игро­вое сооб­ще­ство?
  • Как мы можем созда­вать и раз­ви­вать более откры­тые, раз­но­об­раз­ные и здо­ро­вые сооб­ще­ства в онлайн-игро­вых (ком­пью­тер­ных клу­бах ит.д.)?

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции при­над­ле­жат к раз­ным сооб­ще­ствам, что явля­лось важ­ным фак­то­ром для обме­на опы­том и миро­воз­зре­ни­ем: блогге­ры, гей­ме­ры, дизай­не­ры игр и обще­ствен­ные акти­ви­сты. Сред­ний воз­раст участ­ни­ков – 20–30 лет. Был и 15-лет­ний участ­ник, и 41-лет­ний.

Ненависть в Интернете

У тех, кто дочи­тал до это­го места навер­ня­ка воз­ни­ка­ет вопрос, что же такое нена­висть в Интер­не­те. И в чем раз­ни­ца меж­ду нена­ви­стью и “про­стым без­обид­ным трол­лин­гом”?

Кому-то может пока­зать­ся, что здесь вооб­ще нет про­блем и что все это наду­ман­но. Я наде­юсь, что после про­чте­ния это­го отче­та ваше мне­ние изме­нит­ся – так же, как это про­изо­шло со мной: рань­ше я нико­гда не при­да­вал осо­бо­го зна­че­ния ситу­а­ци­ям, когда кого-то уни­жа­ли и выска­зы­ва­ли свою нена­висть к чело­ве­ку, исполь­зуя, в том чис­ле, и ненор­ма­тив­ную лек­си­ку. Мно­гие дума­ют, что есть про­стое реше­ние – про­сто не читать и игно­ри­ро­вать. Но это не реша­ет про­бле­мы и не дает ответ на вопрос: поче­му вооб­ще это про­ис­хо­дит?

Если отве­тить крат­ко: все люди раз­ные и сле­ду­ет ува­жать пра­ва кон­крет­но­го чело­ве­ка. Осо­бен­но, в отно­ше­нии таких вещей, кото­рые сам чело­век не в силах изме­нить: это воз­раст, цвет кожи, пол, сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция и веро­ис­по­ве­да­ние.

Конференция

Как же про­хо­ди­ла сама кон­фе­рен­ция? Одним сло­вом – весе­ло! Каж­дый день был насы­щен­ным как по содер­жа­тель­ной части, так и по вре­ме­ни: учеб­ные сес­сии начи­на­лись в 9:30 утра и закан­чи­ва­лись в 19:00.

День #1

Этот день мож­но назвать днем зна­комств. С само­го утра мы нача­ли зна­ком­ство друг с дру­гом, с нашей коман­дой фаси­ли­та­то­ров и пла­ном пред­сто­я­щих учеб­ных сес­сий.

План конференции. Фото: Алексей Ница
План кон­фе­рен­ции. Фото: Алек­сей Ница

Поми­мо жест­ко­го пла­на было преду­смот­ре­но вре­мя на допол­ни­тель­ные темы, поэто­му план сам по себе не являл­ся жест­ким – изме­не­ния были воз­мож­ны.

Off topic wall – темы, кото­рые хоте­лось обсу­дить участ­ни­ка­ми поми­мо тем кон­фе­рен­ции.

Off Topic Wall. Фото: Алексей Ница
Off Topic Wall. Фото: Алек­сей Ница

Нас раз­би­ли на несколь­ко групп, что­бы мы быст­рее позна­ко­ми­лись с основ­ны­ми тема­ми и наши­ми фаси­ли­та­то­ра­ми.

Основ­ной зада­чей пер­во­го дня было созда­ние кла­нов: все участ­ни­ки раз­би­лись на несколь­ко групп, при­ду­ма­ли себе назва­ние, лого и речев­ку. Хочу сра­зу ска­зать – это было очень весе­ло и эти про­стые зада­ния сбли­зи­ли людей и так мы быст­рее позна­ко­ми­лись друг с дру­гом.

Лого наше­го кла­на FFF (Fabulous Fearless Foxes).

Фото: Алексей Ница
Фото: Алек­сей Ница

Не пом­ню, кому точ­но при­шла идея сде­лать видео-пред­став­ле­ние наше­го кла­на, но это полу­чи­лось очень забав­ным: Fabulous Fearless Foxes (Ска­зоч­ные бес­страш­ные Лисы).

День #2

Отлич­ным реше­ни­ем была короб­ка слу­хов – Gossip Box – куда каж­дый жела­ю­щий мог опу­стить запис­ку со сво­и­ми мыс­ля­ми и поже­ла­ни­я­ми, кото­рые впо­след­ствии зачи­ты­ва­лись утром каж­до­го дня.

Пер­вая актив­ность это­го дня -упраж­не­ние с лей­б­ла­ми. Всем участ­ни­кам при­креп­ля­ли бумаж­ки с над­пи­ся­ми, харак­те­ри­зу­ю­щи­ми людей (одним сло­вом). Необ­хо­ди­мо было в тече­ние 5 минут общать­ся с дру­ги­ми людь­ми и вни­ма­тель­но сле­дить за тем, что они гово­ри­ли тебе и как себя вели, что­бы понять, что же напи­са­но на тво­ем лей­б­ле. Было очень весе­ло! Целью это­го упраж­не­ния было пока­зать, что мы часто веша­ем “ярлы­ки” и ведем себя шаб­лон­но в отно­ше­нии раз­ных групп людей, как это при­ня­то в нашем обще­стве.

Сле­ду­ю­щая актив­ность – упраж­не­ние на выбор сво­е­го отно­ше­ния к утвер­жде­нию, кото­рое гово­рит фаси­ли­та­тор: да, нет, не знаю. При этом, нуж­но было пере­ме­щать­ся к стой­кам с эти­ми вари­ан­та­ми: было инте­рес­но сле­дить, как люди при­ни­ма­ют реше­ния отно­си­тель­но утвер­жде­ния – смот­рят ли по сто­ро­нам на дру­гих людей и зави­сит ли их выбор от внеш­них фак­то­ров. Нуж­но заме­тить, что все это про­хо­ди­ло в пол­ной тишине – нам нель­зя было ком­мен­ти­ро­вать утвер­жде­ния и свои реше­ния.

Из лич­но­го опы­та: после это­го упраж­не­ния я понял, что зна­чит остать­ся в мень­шин­стве – когда боль­шин­ство людей выбра­ли дру­гое отно­ше­ние к утвер­жде­нию фаси­ли­та­то­ра. Оно было очень про­стым – “Я феми­нист”. И я пере­шел в зону “Нет”. В после­ду­ю­щей дис­кус­сии по это­му упраж­не­нию я понял, что с моей сто­ро­ны это было про­стое непо­ни­ма­ние тер­ми­на “феми­низм”. Все поня­ли зна­че­ние как равен­ство меж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми. Мое мне­ние, поче­му мне не при­шло в голо­ву это опре­де­ле­ние – насто­я­щее вре­мя в Рос­сии под “феми­низ­мом” под­ра­зу­ме­ва­ют более ради­каль­ные тече­ния и спо­со­бы борь­бы.

Во вто­рой поло­вине дня мы обсуж­да­ли кейс Ани­ты Сар­ки­зи­ан – медиа-кри­ти­ка и блогге­ра. В 2012 году­на нее были обру­ше­ны пре­сле­до­ва­ния и домо­га­тель­ства в Интер­не­те и СМИ поме­сти­ли ее в центр дис­кус­сии о жено­не­на­вист­ни­че­стве в видео-играх.


Та часть участ­ни­ков, кото­рые уже были зна­ко­мы с кей­сом Ани­ты Сар­ки­зи­ан, раз­би­ра­ли кейс Кэро­лин Петит, кото­рая напи­са­ла ревью по GTA5 и осме­ли­лась поста­вить “низ­шую” оцен­ку 9/10. После чего на Кэро­лин обру­ши­лось мно­же­ство нена­ви­сти в ком­мен­та­ри­ях. Неко­то­рые дру­гие рецен­зен­ты игр под­дер­жа­ли ее в сво­их видео-обра­ще­ни­ях, но нуж­но заме­тить, что не всем так везет.

Нуж­но заме­тить, что каж­дый день у нас был Game Hour – час игры. Но это не про­сто вре­мя для того, что­бы рас­сла­бить­ся после насы­щен­но­го дня, но и вре­мя для обще­ния гей­ме­ров со сво­и­ми сооб­ще­ства­ми. Напри­мер, один из участ­ни­ков нашел сайт, где автор с помо­щью выстав­ки в сту­ден­че­ской гале­рее пока­зал, с чем при­хо­дить­ся стал­ки­вать­ся игро­кам жен­ско­го пола, решив­шим поиг­рать в онлайн-игры.

Not in The Kitchen Anymore
Not in The Kitchen Anymore

О про­дол­же­нии кон­фе­рен­ции Game Over Hate читай­те в сле­ду­ю­щих пуб­ли­ка­ци­ях.