Вся жизнь игра: Мирослава Бронникова и Иван Нефедьев о том, как удержать аудиторию

Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова рассказали, как можно применить игрофикацию в социальных проектах. На фото: участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова рассказали, как можно применить игрофикацию в социальных проектах. На фото: участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.

Как превратить скучный, рутинный процесс в увлекательную игру? Какие типы игроков бывают, и почему внутренняя мотивация важнее внешней? На эти и другие вопросы ответили Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова, основатели клуба игрофикаторов why42, создатели и ведущие обучающего онлайн-курса на митапе Теплицы 6 февраля 2019 года.

Что такое игрофикация?

Игрофикация – это введение дополнительных игровых правил в любую деятельность. А также использование наработок игровой индустрии для вовлечения, удержания, обучения пользователей в «серьезных» не игровых проектах.

«Игра превращает скучную дорогу из пункта А в пункт Б в увлекательнейшее приключение. Здесь добавляется некий фан, который очень сложно перевести на русский язык. Это то, что добавляет увлекательности, интереса в любое действие». Иван Нефедьев

Мирослава Бронникова и Иван Нефедьев. Фото: Мария Борисёнок.
Мирослава Бронникова и Иван Нефедьев. Фото: Мария Борисёнок.

Примеры проектов с игрофикацией

Игрофикатор – это тот, кто превращает скучные, рутинные, неприятные, длинные процессы в увлекательную игру. Любую игру можно улучшить: из бега сделать соревнования, потом усложнить правила и провести эстафету. Подобное усложнение происходит и с онлайн-проектами, где игра от развлечения переходит к решению сложных задач.

  • Проект Foldit – сайт, на котором ученые задают людям задачу по сворачиванию белка. Например, задачу о сворачивании белка ядра вируса СПИД ученые решали 15 лет, а с помощью сайта пользователи справились с задачей за 10 дней.

  • Приложение Pain Squad помогает бороться с болью. Игра состоит в том, что с определенной периодичностью пользователя просят показать, какая часть тела у него болит, а потом показать интенсивность, с которой он ощущает боль сегодня. Все это происходит в формате миссий, благодаря которым пользователи начинают справляться с болью.

  • Российский проект «Чистые Игры» – игра, где мусор становится ресурсом, с помощью которого можно зарабатывать баллы и соревноваться командами.
  • Sesame Credit– китайская социальная кредитная система. Это приложение, которое оценивает финансовые действия человека: какие суммы человек платит в магазинах, как часто он оплачивает налоги и другие счета. Все это учитывается в рейтинге, который отвечает за выдачу кредита.
  • Проект «Близко» предлагает пройти игру, где нужно выбирать реплики для диалога с подростком. Так, на примере игры можно увидеть, какие фразы вызывают отдаление ребенка, а какие усиливают взаимопонимание с ним. 

«Когда вы смотрите на какую-то игрофицированную систему, вы видите некую поверхность. Мы сравниваем эту поверхность с циферблатом часов. Очень часто вы видите PBL (Points, Badges, Leaderboards), то есть очки, бейджики, рейтинги, какие-то механики. И мы с вами все прекрасно знаем, что под циферблатом часов скрывается сложный механизм. Чтобы все это действовало, чтобы вам не приходилось подкручивать стрелочки вручную, нужно этот механизм разрабатывать и понимать, почему он работает». Мирослава Бронникова

Хочу игру: 9 шагов

Чтобы применить игрофикацию в социальном или коммерческом проекте, можете двигаться по предложенному специалистами алгоритму «9-О».

1. Определите цели заказчика. Зачем вы хотите игрофицировать проект? Что это изменит в вашем проекте, в поведении участников?

2. Опишите ваших игроков. Что получат игроки от участия в вашей игре?

3. Объедините цели игроков и заказчика.

«Учитывайте не только свои цели, но и цели ваших игроков. Иначе система будет эффективна какой-то маленький срок, а потом необратимо произойдут некие процессы, которые это все обратят вспять». Мирослава Бронникова

4. Обозначьте путь игрока: к чему он идет, как долго длится его игра?

5. Ой, а где же фан (fun)? Подумайте о мотивации и вовлеченности игроков в процесс.

6. Определитесь с инструментами. Только на шестом шаге нужно выбирать, какие механики подойдут для вашего проекта. Подробнее о вариантах механик смотрите в презентации спикеров.

7. Опробуйте на прототипе.

8. Ответьте на проверочные вопросы и найдите оптимальные решения, если что-то пошло не так.

9. Запускайте и поддерживайте проект.

Во время митапа участники могли придумать игровые механики для своих проектов. На фото: Мирослава Бронникова, Влад Лавриченко, Елена Никитина. Фото: Мария Борисёнок.
Во время митапа участники могли придумать игровые механики для своих проектов. На фото: Мирослава Бронникова, Влад Лавриченко, Елена Никитина. Фото: Мария Борисёнок.

О мотивации

У игроков во время игры могут быть задействованы разные типы мотивации. Внешняя мотивация – это награды, которые игроки получают за действие. Внутренняя мотивация возникает под влиянием собственных стремлений и желаний. Эксперт в игрофикации Анджей Маржевский выделяет 4 типа внутренней мотивации: единение, автономия, мастерство, высший смысл.

«Следите за тем, чтобы не произошло замещения внутренней мотивации на внешнюю. Если человек мысленно перестроится с большой миссии на получение приза, то как только он получит приз либо поймет, что он его не получит, то он перестанет играть в вашу игру». Мирослава Бронникова

Типы игроков

Учитывайте стремления разных игроков: кто-то больше любит общаться, кто-то – соревноваться, а кто-то приходит в игру за исследованием нового игрового мира и автономией.

Исследователь Ричард Бартл предложил классифицировать игроков по степени их взаимодействия с игровым миром и другими игроками.

  • «Карьерист» – это тип игрока, который хочет победить мир и всего достичь.
  • «Киллер» – тип игрока, который хочет победить других игроков. Для него важна рейтинговая система.
  • «Исследователь» – тип игрока, которому интересно изучить мир и найти то, что не найдут другие. Для него другие игроки словно неодушевленная часть мира.
  • «Социализатор» – тип игрока, который воспринимает мир как повод, чтобы пообщаться с другими игроками.

«По статистике, больше всего игроков-карьеристов, около 40%. В России обнаружили, что больше игроков-киллеров, то есть тех, кто любит воздействовать на других игроков», – говорит Мирослава Бронникова.

Чтобы больше узнать про игрофикацию, следите за новостями онлайн-курса на платформе Stepik и на сайте Клуба игрофикаторов why42.

Скачать презентацию Ивана Нефедьева и Мирославы Бронниковой

Митап прошел при поддержке Impact Hub Moscow.