Материалы курса «Думать как НКО: как понять, что стоит за задачей, и как ее решить»

4 вебинара об особенностях работы и коммуникации с некоммерческими организациями

Команда Теплицы публикует конспект с онлайн-курса «Думать как НКО: как понять, что стоит за задачей, и как ее решить». Сотрудники дизайн-бюро «Верстак» и участники курса поделились тем, как дизайнерам, разработчикам и другим специалистам слушать и слышать НКО, как понять их задачи и чем вообще работа с некоммерческими организациями отличается от обычной студийной рутины. 

Вебинар № 1: Как и зачем работать с третьим сектором?

Запись первого вебинара.

На первом вебинаре Денис Пономарев, сооснователь дизайн-бюро «Верстак», рассказал об особенностях работы и коммуникации с некоммерческими организациями, о том, можно ли совмещать спасение мира с заработком, о дружеской цене и pro bono, специализации на «социалке» и волонтерстве.

Зачем работать с социальными проектами? Мы видим сейчас в мире большой запрос на экологичность, проактивность и позитивизм. Люди разворачиваются в сторону общества. И работа с социалкой хорошо вписывается в этот тренд. А также работа с социальными проектами — это вполне себе рыночная ниша.

Денис Пономарев,

сооснователь дизайн-бюро «Верстак»

Что точно не нужно делать при сотрудничестве с социальными проектами:

  • быть супергероями и «умирать» за все хорошее;
  • несерьезно относиться к работе;
  • воспринимать такое сотрудничество как удобное поле битвы за награду. 

Вот как лучше действовать:

  • быть профессионалами в своей области и героями малых дел;
  • создавать имиджевые проекты, а не просто фестивальные кейсы;
  • помогать НКО создавать коммуникацию с обществом и благополучателями проекта.

Презентация вебинара.

Вебинар № 2: Типичные задачи НКО по дизайну и разработке

Запись второго вебинара.

На втором вебинаре Денис Пономарев чуть больше рассказал о том, чего сотрудники НКО хотят от дизайнеров, а дизайнеры — от НКО. Разобрал типичные и нетипичные задачи в работе с некоммерческими организациями. 

Команды НКО принимают решения так же, как и команды коммерческих проектов. Но только при условии, что у организации есть SMM- и PR-специалисты, продюсеры, хорошие бюджеты, понимание своей миссии, фирменный стиль. Часто у некоммерческих проектов этого нет, поэтому сторонний специалист становится не только подрядчиком по дизайну или разработке, но и берет на себя функции недостающих специалистов. 

Чтобы избежать негативного опыта, надо пойти навстречу друг другу.

  • Разобраться с целеполаганием и аудиторией, так как надо будет разрабатывать инструменты коммуникации.
  • Не использовать «птичий язык» и договориться о терминах. «Лэндос», «препресс», «редимаг» и «битрикс» — это пугающие слова, точное значение которых многим сотрудникам НКО не известно.
  • С самого начала обсудить размер проекта и понять, где он может разрастись, а чем можно пожертвовать. Если денег не хватает, то предложить команде НКО разделить проект на части, перенести что-то на следующий год или найти под это грант. 
  • Организовать pro bono сотрудничество с другими разработчиками или дизайнерами.
  • Понять, что можно самостоятельно оказать в качестве pro bono услуги.
  • Предлагать более дорогое альтернативное решение, если оно действительно сделает проект лучше. 

Работайте за комфортные для вас деньги, не разбрасывайтесь большими скидками, но не забывайте делать что-то бесплатно. Тогда у вас будут прозрачные и лояльные заказчики среди НКО. Научитесь отказывать, даже если это очень хорошие люди, но у вас нет на этот проект ресурсов.

Денис Пономарев,

сооснователь дизайн-бюро «Верстак»

Презентация вебинара.

Вебинар № 3: Работа с НКО глазами проектного менеджера

Запись третьего вебинара.

На третьем вебинаре Даша Котенко, проектный менеджер дизайн-бюро «Верстак», рассказала о том, как коммуникация влияет на результат и как предусмотреть все заранее. Она также объяснила, зачем нужен проектный менеджер в работе с НКО. На вебинаре участники обсудили глупые вопросы и поиск сиюминутных решений в задачах с некоммерческими организациями.

Даша Котенко посоветовала использовать бриф и техническое задание и поделилась шаблоном брифа для НКО.

Не забывайте все фиксировать: договорные обязательства, сроки и промежуточные этапы. Будьте транслятором процесса и тем, кто создает общую атмосферу. 

Даша Котенко,

проектный менеджер дизайн-бюро «Верстак»

Презентация вебинара.

Вебинар № 4: Как помочь НКО собрать деньги?

Запись четвертого вебинара.

На четвертом вебинаре Маша Черных, соосновательница дизайн-бюро «Верстак» и Merchism, рассказала, почему НКО нужно себя продавать и как этому научить сотрудников организаций. Она также объяснила, какие вопросы нужно задать при подготовке к запуску краудфандинговой кампании или страницы со сбором средств, и напомнила о сценарии краудфандинга, о котором иногда забывают.

В первую очередь, следует обсудить с заказчиком, зачем мы разрабатываем этот продукт. У каждого продукта должна быть цель! Цели продукта нужно обсудить до согласования технического задания. Ведь мы как исполнители меняем отношение к проблеме и должны дать возможность действия пользователям. 

Маша Черных,

соосновательница дизайн-бюро «Верстак» и Merchism

Презентация вебинара.