Материалы курса «Гипотезы для НКО: научиться задавать вопросы и находить ответы»

3 вебинара о том, как работать с гипотезами

Команда Теплицы публикует конспект с онлайн-курса о том, как находить сюжеты в данных, рассчитывать статистические показатели и делать то, без чего не может обойтись ни одно исследование. Участники курса вместе с преподавательницей курса «Визуализация данных» НИУ ВШЭ и автором Telegram-канала Call_me_data Любовью Поповец тренировали критическое мышление и научились «задавать вопросы» данным.

Вебинар № 1: Как написать гипотезу 

На первом вебинаре Любовь Поповец рассказала о том, как задавать данным вопросы, как находить неожиданные сюжетные повороты в датасете, как проводить первичный анализ данных, а также как выглядит алгоритм исследования.

Типы дата-историй:

  • новые знания;
  • сравнение;
  • произошедшее изменение;
  • личная история.

Медиаисследование, основанное на данных, можно проводить по разным причинам. Например, если есть желание посмотреть на уже освещенную тему под другим углом, появился конкретный внешний запрос, есть важная новость или датасет (набор данных).

Говорят, что смерть одного человека — трагедия, а смерть миллионов — статистика. Когда вы работаете с большими числами, это правда так и выглядит. Но за любыми данными всегда стоят люди, и об этом нужно помнить. Любая личная история только усилит вашу дата-историю.

Любовь Поповец,

преподавательница курса «Визуализация данных» НИУ ВШЭ

Как искать сюжет

  • Проведите первичный анализ. Определите, какие переменные и наборы данных вы хотите использовать, чего может не хватать и какие данные следует еще поискать. Обязательно изучите материалы, которые уже писали на эту тему, чтобы не повторяться.
  • Изучите историю вопроса, о котором хотите написать.
  • Подумайте о том, связана ли тема с вашей личной проблемой или, например, с сообществом, к которому вы относитесь.
  • Изучите последние новости о проблеме, о которой хотите рассказать.
  • Продумайте структуру повествования.

Главные вопросы к исследованию

  • В чем цель вашей истории? Что после прочтения читатель должен сделать?
  • Что вам нравится в этой истории?
  • Что нового вы узнаете?
  • Насколько данные надежны и вариативны?
  • Какие характеристики у данных?
  • Какой контекст?

Дополнительные материалы

Презентация вебинара.

Вебинар № 2: Как использовать данные при построении гипотез 

На втором вебинаре Любовь Поповец рассказала об организации исследования, подборе метрик, статистическом анализе и проверке гипотез. Также она объяснила, как формулировать выводы и делать исследования актуальными для аудитории.

Дата-исследование — это материал, опирающийся на анализ данных для изучения проблемы и поиска возможных ее решений.

Алгоритм организации исследования: постановка проблемы → поиск информации → анализ данных → ключевое сообщение → визуализация → оформление → проверка и тестирование.

Этапы исследования

  • Предварительное исследование: поиски информации о теме, фиксация возникающих вопросов.
  • Поиск данных: поиск источников, систематизация, оценка репрезентативности.
  • Анализ данных: определение исследовательских вопросов, выбор метода и статистики, расчет показателей, проверка гипотезы.
  • Ключевое сообщение: детали и интерпретация, однозначный результат анализа, учет аудитории.

Дополнительные материалы

Вебинар № 3: Что делать с неподтвержденной гипотезой

На третьем вебинаре Любовь Поповец рассказала, что делать, если кажется, что исследование зашло в тупик, или гипотеза не подтвердилась. Вторая часть занятия посвящена тому, как презентовать результаты, чтобы работа не выглядела скучно и вашу идею поняли правильно. 

Признаки того, что исследование зашло в тупик

  • Потеряна актуальность.
  • Не хватает данных или они плохого качества.
  • «Внезапное озарение» — тема оказалась не так хороша, как казалось сначала.
  • Возникли проблемы с планированием, не хватило проработки.

Если ваша методология и данные не помогли вам в исследовании, а только привели в тупик, можно действовать разными способами. Например, искать новую гипотезу или принимать конкурирующую, искать новые данные или тему, обратиться к сторонним экспертам и взглядам со стороны.

Дополнительные материалы

Презентация вебинара.