В Москве прошла мастерская «Интерн@»: итоги, проекты, презентации участников и экспертов

Участники мастерской из Центра равных возможностей «Вверх». Фото: Polina Bykonya.
Участники мастерской из Центра равных возможностей «Вверх». Фото: Polina Bykonya.

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий про­ве­ла в Москве твор­че­скую мастер­скую Интерн@ по созда­нию IT-про­ек­тов для реше­ния про­блем соци­аль­ной адап­та­ции выпуск­ни­ков дет­ских домов. Участ­ни­ки мастер­ской про­ана­ли­зи­ро­ва­ли про­бле­мы, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся моло­дые люди в само­сто­я­тель­ной жиз­ни, и раз­ра­бо­та­ли про­то­ти­пы реше­ний с помо­щью интер­нет-тех­но­ло­гий.

Авто­ра­ми про­ек­тов высту­пи­ли пред­ста­ви­те­ли орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щие с выпуск­ни­ка­ми дет­ских домов. Вме­сте с при­гла­шен­ны­ми про­грам­ми­ста­ми, дизай­не­ра­ми, сер­вис-дизай­не­ра­ми, жур­на­ли­ста­ми авто­ры на про­тя­же­нии двух дней рабо­та­ли над сво­и­ми про­ек­та­ми, что­бы пред­ста­вить их неза­ви­си­мо­му жюри.

В мастер­ской со сво­и­ми про­ек­та­ми при­ня­ли уча­стие выпуск­ни­ки дет­ских домов – вос­пи­тан­ни­ки Цен­тра соци­аль­ной (постин­тер­нат­ной) адап­та­ции в Дегу­ни­но и сту­ден­ты Цен­тра рав­ных воз­мож­но­стей детей-сирот «Вверх».

В защи­те про­ек­тов перед жюри участ­во­ва­ло 10 команд: «Постин­тер­нат Про­фи», «Све­жий воз­дух», «На пути», «Моя луч­шая подру­га», «Тру­де­нок», «Дети ждут роди­те­лей» и «Успеш­ные сиро­ты», «Вверх», «Себе на уме» и «Сосе­ди». Про­бле­мы, кото­рые реша­ют пред­став­лен­ные про­ек­ты: тру­до­устрой­ство выпуск­ни­ков, защи­та их прав, помощь в реше­нии быто­вых вопро­сов и рабо­та с волон­тё­ра­ми-настав­ни­ка­ми.

Доклады и мастер-классы

1. Как рабо­та­ет Центр рав­ных воз­мож­но­стей для детей-сирот «Вверх»

Ольга Тихомирова: как работает Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх»
Оль­га Тихо­ми­ро­ва, руко­во­ди­тель Цен­тра рав­ных воз­мож­но­стей для сирот «Вверх». Фото: Алек­сей Ница.

Оль­га Тихо­ми­ро­ва, руко­во­ди­тель Цен­тра рав­ных воз­мож­но­стей для детей-сирот «Вверх», рас­ска­за­ла о том, как рабо­та­ет Центр и кому он помо­га­ет.

Центр «Вверх» помо­га­ет выпуск­ни­кам дет­ских домов и кор­рек­ци­он­ных интер­на­тов, вос­пи­тан­ни­кам пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ских учре­жде­ний и моло­дым людям, ока­зав­шим­ся в слож­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции.

Выпуск­ни­ки дет­ских домов стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­ма­ми полу­че­ния обра­зо­ва­ния, в тру­до­устрой­стве, могут иметь сла­бую моти­ва­цию к обу­че­нию и тру­ду, а так­же зани­мать ижди­вен­че­скую пози­цию как резуль­тат льгот и посо­бий.

Центр «Вверх» реша­ет эти про­бле­мы с помо­щью обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и полу­че­ния новых навы­ков. Центр помо­га­ет научить­ся читать, писать, счи­тать, а так­же полу­чить обра­зо­ва­ние сред­ней шко­лы, под­го­то­вить­ся к поступ­ле­нию в ВУЗ.

2. Опыт создания мобильного приложения «Гид по жизни»

Надежда Салынская: опыт создания мобильного приложения «Гид по жизни»
Надеж­да Салын­ская, коор­ди­на­тор про­ек­тов фон­да «Дети Наши». Фото: Алек­сей Ница.

Надеж­да Салын­ская, коор­ди­на­тор про­ек­тов фон­да «Дети Наши», высту­пи­ла с докла­дом «Опыт созда­ния мобиль­но­го при­ло­же­ния Гид по жиз­ни.

С 2010 года фонд изда­ет печат­ный «Путе­во­ди­тель по само­сто­я­тель­ной жиз­ни» для выпуск­ни­ков дет­ских учре­жде­ний. К нача­лу 2016 года сум­мар­ный тираж «Путе­во­ди­те­ля» соста­вил уже 19 500 экзем­пля­ров.

Как запла­тить за квар­ти­ру? Как спла­ни­ро­вать свой бюд­жет? Что делать, если забо­лел? Как убе­речь­ся от мошен­ни­ков? «Путе­во­ди­тель» помо­га­ет най­ти отве­ты на эти и дру­гие вопро­сы.

Но сего­дня моло­дые люди поль­зу­ет­ся смарт­фо­на­ми, а не печат­ны­ми изда­ни­я­ми. Поэто­му было созда­но бес­плат­ное мобиль­ное при­ло­же­ние «Гид по жиз­ни» – элек­трон­ная вер­сия путе­во­ди­те­ля с рас­ши­рен­ны­ми функ­ци­я­ми. Основ­ные функ­ции при­ло­же­ния рабо­та­ют без досту­па к Интер­не­ту.

3. Мастер-класс по дизайн-мышлению для авторов проектов мастерской

Мастер-класс по дизайн-мышлению для авторов проектов мастерской Интерн@
Мария Рачин­ская, дизай­нер обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и Ксе­ния Мака­ро­ва, спе­ци­а­лист по дизайн-мыш­ле­нию. Фото: Алек­сей Ница.

Мария Рачин­ская, дизай­нер обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и Ксе­ния Мака­ро­ва, спе­ци­а­лист по дизайн-мыш­ле­нию, про­ве­ли мастер-класс «Тре­нинг по дизайн-мыш­ле­нию для авто­ров про­ек­тов».

Для того, что­бы луч­ше понять потреб­но­сти и про­бле­мы поль­зо­ва­те­лей, авто­ры про­ек­тов узна­ли об эта­пах мето­до­ло­гии дизайн-мыш­ле­ния, после чего раз­де­ли­лись на груп­пы для гене­ра­ции идей по про­ек­там и полу­че­ния обрат­ной свя­зи от дру­гих участ­ни­ков мастер­ской.

Еще по теме:

Проекты хакатона

1. «Постинтернат Профи»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Постин­тер­нат Про­фи». Участ­ни­ки про­ек­та: Оль­га Заво­дил­ки­на и Ири­на Бобы­лё­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«Постин­тер­нат Про­фи» – это инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ная пло­щад­ка постин­тер­нат­ной адап­та­ции для спе­ци­а­ли­стов. Про­ект при­зван сокра­тить риск про­фес­си­о­наль­но­го выго­ра­ния и повы­сить про­фес­си­о­наль­ные ком­пе­тен­ции.

2. «Свежий воздух»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «На пути». Участ­ни­ки про­ек­та: Алек­сей Пане­вин, Вера Ста­ро­вой­то­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

Про­ект «Све­жий воз­дух» созда­ет плат­фор­му для волон­те­ров, что­бы помо­гать выпуск­ни­кам дет­ских домов, начи­на­ю­щим само­сто­я­тель­ную жизнь. Плат­фор­ма упро­стит вза­и­мо­дей­ствие волон­те­ров и выпуск­ни­ков дет­ских домов, а так­же поз­во­лит мас­шта­би­ро­вать про­ект и исполь­зо­вать его в дру­гих горо­дах. «Све­жий воз­дух» исполь­зу­ет плат­фор­му it-волон­тер – про­ект с откры­тым исход­ным кодом, создан­ный Теп­ли­цей соци­аль­ных тех­но­ло­гий.

3. «На пути»

Проект «Моя лучшая подруга». Автор проекта – Карина Смирнова. Фото: Анастасия Талызина.
Про­ект «На пути». Участ­ни­ки про­ек­та: Алек­сей Пане­вин, Вера Ста­ро­вой­то­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на. Про­ект «Моя луч­шая подру­га». Автор про­ек­та – Кари­на Смир­но­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«На пути» – это путе­во­ди­тель по защи­те жилищ­ных прав выпуск­ни­ка дет­ских домов. Про­ект реша­ет про­бле­му отсут­ствия у выпуск­ни­ков инфор­ма­ции о жилищ­ных пра­вах и спо­со­бах их реа­ли­за­ции с помо­щью поша­го­во­го веб-кве­ста. В игро­вой фор­ме выпуск­ник смо­жет узнать основ­ные шаги по полу­че­нию жилья.

4. «Моя лучшая подруга»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Моя луч­шая подру­га». Автор про­ек­та – Кари­на Смир­но­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«Моя луч­шая подру­га» – это вир­ту­аль­ный помощ­ник для моло­дых мам-выпуск­ниц дет­ских домов. Реа­ли­зо­ван­ный в виде чат-бота для мес­сен­дже­ра Facebook, про­ект помо­га­ет решить вопро­сы поис­ка рецеп­тов для при­го­тов­ле­ния еды и состав­ле­ния раци­о­на пита­ния и спис­ков поку­пок, а так­же пред­ла­га­ет вари­ан­ты для про­ве­де­ния сво­бод­но­го вре­ме­ни.

5. «Труденок»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Тру­де­нок». Автор про­ек­та – Вик­то­рия Мори­ко­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«Тру­де­нок» – это соци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный сер­вис курье­ро­с­кой достав­ки и быто­вых услуг. Про­ект созда­ет рабо­чие места для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми и реша­ет про­бле­му отсут­ствия рабо­чих мест для выпуск­ни­ков дет­ских домов и интер­на­тов.

6. «Дети ждут родителей»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Дети ждут роди­те­лей». Автор про­ек­та – Поли­на Шиш­ка­но­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«Дети ждут роди­те­лей» – про­ект, кото­рый содей­ству­ет усы­нов­ле­нию детей-сирот и детей, остав­ших­ся без попе­че­ния роди­те­лей. Про­ект реша­ет про­бле­му нехват­ки инфор­ма­ции о про­цес­се усы­нов­ле­ния с помо­щью сай­та, на кото­ром каж­дый смо­жет най­ти всю нуж­ную инфор­ма­цию по дан­ной теме. Про­ект так­же помо­га­ет про­во­дить фото­сес­сии детей и обра­зо­ва­тель­ные мастер-клас­сы.

7. «Успешные сироты»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Дети ждут роди­те­лей». Участ­ни­ки про­ек­та – Лев Кацу­ба, Еле­на Шамра­е­ва, Илья Сма­раг­дов и Влад Бого­ма­зов. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на. Фото: Алек­сей Ница.

«Успеш­ные сиро­ты» – это онлайн-нави­га­тор, кото­рый помо­га­ет выпуск­ни­кам дет­ских домов най­ти отве­ты на вопро­сы по реше­нию быто­вых, ком­му­ни­ка­ци­он­ных и юри­ди­че­ских про­блем. Сайт про­ек­та поз­во­ля­ет задать инте­ре­су­ю­щий вопрос в любой фор­ме и полу­чить ответ толь­ко из про­ве­рен­ных источ­ни­ков.

8. «Вверх»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Вверх». Фото: Алек­сей Ница.

Про­ект «Вверх» реша­ет про­бле­му полу­че­ния инфор­ма­ции об изме­не­нии в рас­пи­са­нии заня­тий Цен­тра рав­ных воз­мож­но­стей для детей-сирот «Вверх», а так­же предо­став­ля­ет шаб­ло­ны резю­ме для поис­ка рабо­ты и более удоб­ные инстру­мен­ты обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са с помо­щью воз­мож­но­стей Google Кален­да­ря и Google Дис­ка.

9. «Себе на уме»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Себе на уме». Автор про­ек­та – Надеж­да Олу­хо­ва. Фото: Ана­ста­сия Талы­зи­на.

«Себе на уме» – это квест-мар­кет полез­ных навы­ков для выпуск­ни­ков дет­ских домов. Про­ект помо­га­ет уве­ли­чить моти­ва­цию полу­чить полез­ные навы­ки и зна­ния, кото­рые будут полез­ны в само­сто­я­тель­ной жиз­ни. С помо­щью наград, полу­чен­ных после выпол­не­ния зада­ний в реаль­ной жиз­ни, их мож­но обме­нять на това­ры, раз­вле­че­ния или обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы.

10. «Соседи»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Про­ект «Сосе­ди». Фото: Алек­сей Ница.

Про­ект «Сосе­ди» – это сооб­ще­ство вза­и­мо­по­мо­щи в Цен­тре соци­аль­ной адап­та­ции Дегу­ни­но. Живу­щих в Цен­тре разъ­еди­ня­ют сте­ны, а объ­еди­ня­ют общие дела. Про­ект поз­во­ля­ет попро­сить помо­щи в быто­вых и дру­гих вопро­сах. Каж­дый смо­жет создать заяв­ку или объ­яв­ле­ние, а любой дру­гой житель Цен­тра – отве­тить и помочь.

Жюри хакатона:

Критерии оценки проектов

  1. Реше­ние про­блем соци­аль­ной адап­та­ции. 1) Насколь­ко ваш про­ект соот­вет­ству­ет теме мастер­ской? 2) Реша­ет ли при­ло­же­ние постав­лен­ную проблему/снижает её остро­ту? Пожа­луй­ста, пред­став­ляй­те реаль­ные про­бле­мы и пла­ни­руй­те реаль­ное реше­ние этих про­блем.
  2. Реа­ли­зу­е­мость в рам­ках бюд­же­та 70 тыс руб­лей. Пред­по­чте­ние будет отда­вать­ся мини­ма­ли­стич­ным, реа­ли­зу­е­мым про­ек­там, с эле­гант­ны­ми, лако­нич­ны­ми реше­ни­я­ми, кото­рые мож­но создать с неболь­шим объ­ё­мом ресур­сов.
  3. Нали­чие цифрового/технологического ком­по­нен­та – насколь­ко дан­ный про­ект исполь­зу­ет интер­нет-тех­но­ло­гии.
  4. Про­гресс, достиг­ну­тый во вре­мя рабо­ты над про­ек­том в рам­ках хака­то­на.

Победитель мастерской «Интерн@»

Результаты мастерской "Интерн@" в Москве: фото, видео, презентации и проекты
Побе­ди­тель мастер­ской «Интерн@» – про­ект «Успеш­ные сиро­ты». Фото: Алек­сей Ница.

Побе­ди­те­лем мастер­ской и обла­да­те­лем дого­во­ра на сум­му 70 тысяч руб­лей на дора­бот­ку стал про­ект «Успеш­ные сиро­ты». Поздрав­ля­ем!

Выступление жюри:

Полный плейлист видео докладов, мастер-классов, защиты проектов и решения жюри.

Спасибо спикерам, менторам, членам жюри, всем участникам мастерской и Центру социальной (постинтернатной) адаптации в Дегунино!