София Баженова: этапы инфографики и полезные сервисы

София Баженова, графический дизайнер студии «ЙОЖ», рассказал об этапах создания инфографика и простых инструментах для начинающих дизайнеров. Фото Валерии Алтаревой.
София Баженова, графический дизайнер студии «ЙОЖ», рассказала об этапах создания инфографика и простых инструментах для начинающих дизайнеров. Фото Валерии Алтаревой.

21 мар­та 2017 года в Иркут­ске состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Инфо­гра­фи­ка. Визу­а­ли­за­ция дан­ных для иркут­ских акти­ви­стов». София Баже­но­ва, гра­фи­че­ский дизай­нер сту­дии «ЙОЖ»участ­ник про­грам­мы «Пасе­ка», поде­ли­лась с участ­ни­ка­ми прин­ци­па­ми созда­ния дан­ных в виде гра­фи­ки и про­ве­ла мастер-класс о рабо­те в гра­фи­че­ских редак­то­рах.

Инфо­гра­фи­ка (от лат. informatio – осве­дом­ле­ние, разъ­яс­не­ние, изло­же­ние) – гра­фи­че­ский спо­соб пода­чи инфор­ма­ции, дан­ных и зна­ний. Совре­мен­ная инфо­гра­фи­ка под­ра­зу­ме­ва­ет команд­ную рабо­ту как мини­мум двух чело­век – дизай­не­ра и иссле­до­ва­те­ля.

«Если раз­де­лить этот тер­мин на две состав­ля­ю­щие, то, оче­вид­но, что «инфо­гра­фи­ка» — это инфор­ма­ция и какая-то гра­фи­ка. Это не совсем так. Инфо­гра­фи­ка — это инфор­ма­ция пред­став­лен­ная с помо­щью гра­фи­ки». София Баже­но­ва, гра­фи­че­ский дизай­нер сту­дии «ЙОЖ»

Еще пара определений:

  • Инфо­гра­фи­ка — это гра­фи­че­ский спо­соб пода­чи инфор­ма­ции, дан­ных и зна­ний, целью кото­ро­го явля­ет­ся быст­ро и чет­ко пре­под­но­сить слож­ную инфор­ма­цию.
  • Инфо­гра­фи­ка пока­зы­ва­ет скры­тое, объ­яс­ня­ет запу­тан­ное и адап­ти­ру­ет непо­нят­ное.

Поче­му инфор­ма­цию выгод­но пред­став­лять гра­фи­че­ски?

  • На 94% уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло про­смот­ров кон­тен­та с пре­об­ла­да­ю­щей визу­аль­ной состав­ля­ю­щей.
  • Визу­аль­ный кон­тент в 40 раз чаще рас­про­стра­ня­ет­ся в соци­аль­ных сетях.
  • Чело­век мыс­лит обра­за­ми, а обра­зы име­ют визу­аль­ную фор­му.
  • Инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная визу­аль­но, вос­при­ни­ма­ет­ся быст­рее и вызы­ва­ет повы­шен­ное вни­ма­ние.

Виды инфографики

Суще­ству­ет два базо­вых типа инфо­гра­фи­ки: ста­ти­че­ская и дина­ми­че­ская (с эле­мен­та­ми интер­ак­тив­но­сти или ани­ма­ции). Они раз­лич­ны по про­цес­су и дли­тель­но­сти созда­ния, по коли­че­ству авто­ров.

  1. Ста­ти­че­ская. Про­стей­шая и наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная раз­но­вид­ность инфо­гра­фи­ки в виде оди­ноч­ных изоб­ра­же­ний без эле­мен­тов ани­ма­ции.
  2. Дина­ми­че­ская инфо­гра­фи­ка с ани­ми­ро­ван­ны­ми эле­мен­та­ми и/или видео­ин­фо­гра­фи­кой.

«Ста­ти­че­ская инфо­гра­фи­ка дела­ет­ся отно­си­тель­но быст­ро: от полу­ча­са до двух рабо­чих дней, ред­ко доль­ше. В слу­чае сроч­ных ново­стей ско­рость, разу­ме­ет­ся, при­о­ри­тет­на. В иных слу­ча­ях авто­ры могут себе поз­во­лить не спе­ша про­ра­бо­тать тему и най­ти наи­луч­шие реше­ния. Слож­ная дина­ми­че­ская рабо­та может вклю­чать в себя мно­го­уров­не­вую нави­га­цию, ани­ми­ро­ван­ные роли­ки, управ­ля­е­мые 3D-объ­ек­ты, инте­гри­ро­ван­ные фото- и видео­ма­те­ри­а­лы, зву­ко­вое сопро­вож­де­ние и дру­гое. На созда­ние дина­ми­че­ской инфо­гра­фи­ки может ухо­дить от неде­ли до несколь­ких меся­цев». София Баже­но­ва, гра­фи­че­ский дизай­нер сту­дии «ЙОЖ»

Участники митапа. Фото Валерии Алтаревой
Участ­ни­ки мита­па. Фото Вале­рии Алта­ре­вой.

Кто работает при создании инфографики?

Есть несколь­ко ролей, кото­рые участ­ву­ют в созда­нии инфо­гра­фи­ки.

  1. Ана­ли­тик. Соби­ра­ет инфор­ма­цию, потом ана­ли­зи­ру­ет и обра­ба­ты­ва­ет ее, при­во­дит к одно­му сти­лю неоформ­лен­ные гра­фи­ки, гисто­грам­мы;
  2. Жур­на­лист. Пишет тек­сты, при­ду­мы­ва­ет кан­ву;
  3. Дизай­нер. Ком­по­ну­ет полу­чен­ный мате­ри­ал, оформ­ля­ет гра­фи­че­ски;
  4. Про­грам­мист. Рабо­та­ет над интер­фей­сом и дина­ми­че­ски­ми эле­мен­та­ми.

Как сделать?

  1. Сбор инфор­ма­ции. Одна инфо­гра­фи­ка даже с кра­си­вым дизай­ном и иде­аль­но подо­бран­ны­ми цве­та­ми не смо­жет заин­те­ре­со­вать без соот­вет­ству­ю­ще­го тек­сто­во­го напол­не­ния.
  2. Созда­ем исто­рию. Это могут быть сове­ты о том, как посту­пить в том или ином слу­чае. Фак­ты, кото­рые вы не зна­ли, так инфо­гра­фи­ка пред­став­ля­ет новые или мало­из­вест­ные фак­ты в инте­рес­ном виде. Так­же исполь­зу­ет­ся срав­не­ние для выде­ле­ния пре­иму­ще­ства одно­го про­дук­та над дру­гим.
  3. Созда­ние эски­зов, рас­кад­ров­ки. Сте­пень дета­ли­за­ции в эски­зах или рас­кад­ров­ке зави­сит от глу­би­ны про­ра­бот­ки темы. Эски­зы исполь­зу­ют­ся в печат­ной инфо­гра­фи­ке, а рас­кад­ров­ка в интер­нет-инфо­гра­фи­ке.
  4. Раз­де­ле­ние на основ­ной и вто­ро­сте­пен­ный объ­ек­ты. Основ­ной объ­ект в печат­ных СМИ – это цен­траль­ное изоб­ра­же­ние, кото­рое долж­но при­вле­кать вни­ма­ние чита­те­ля. В интер­нет-про­ек­те пози­ция того или ино­го аргу­мен­та зави­сит не от раз­ме­ра эле­мен­та, а от его поло­же­ния в цепи логи­че­ских пред­став­ле­ний.
  5. Маке­ти­ро­ва­ние. Для печат­ных СМИ на дан­ном эта­пе дизай­нер сгла­жи­ва­ет все эле­мен­ты на один «слой» и начи­на­ет созда­вать из них инфор­ма­ци­он­ную ком­по­зи­цию, раз­ме­щая текст. Дизай­нер веб-инфо­гра­фи­ки соби­ра­ет все воеди­но, ани­ми­ру­ет эле­мен­ты, накла­ды­ва­ет текст или звук при необ­хо­ди­мо­сти.
Спикер митапа София Баженова. Фото Валерии Алтаревой
Спи­кер мита­па София Баже­но­ва. Фото Вале­рии Алта­ре­вой

Сервисы для создания инфографики

Infogr.am – сер­вис, кото­рый помо­га­ет созда­вать инфо­гр­ма­фи­ку, гра­фи­ки и интер­ак­тив­ные кар­ты.

Piktochart – сер­вис с досту­пом к еже­не­дель­ной обнов­лен­ной биб­лио­те­ке. Содер­жит более 600 про­фес­си­о­наль­но раз­ра­бо­тан­ных шаб­ло­нов.

Visual.ly – сер­вис для созда­ния визу­аль­но­го кон­тен­та для мар­ке­тин­го­вых кам­па­ний (пре­зен­та­ции, отче­ты, элек­трон­ные кни­ги, интер­ак­тив­ные веб-мик­ро­сай­ты и дру­гие виды про­ек­тов).

Easel.ly – инстру­мент про­ек­ти­ро­ва­ния c воз­мож­но­стью полу­чить кон­суль­та­цию дизай­не­ра.

Gliffy – инстру­мент для созда­ния диа­грамм в виде блок-схем.

Pixlr – сер­вис с боль­шим коли­че­ством филь­тров для редак­ти­ро­ва­ния фото­гра­фий.

Wordle – сайт для гене­ра­ции слов из тек­ста, кото­рые появ­ля­ют­ся чаще в исход­ном тек­сте. Вы може­те настро­ить сло­ва с раз­лич­ны­ми шриф­та­ми, маке­та­ми и цве­то­вы­ми схе­ма­ми. 

Еще по теме: Инфо­гра­фи­ка: как это рабо­та­ет

Источник вдохновения

Сайт Infographer помо­га­ет отве­чать на все вопро­сы нович­ков: «С чего начать, когда берешь­ся за визу­а­ли­за­цию? Как собрать понят­ную пре­зен­та­цию? Как разо­брать­ся в обла­ке диа­грамм и гра­фи­ков? Куда идет инфо­гра­фи­ка? Кто об этом гово­рит и как?».

Участники митапа. Фото Валерии Алтаревой
Участ­ни­ки мита­па. Фото Вале­рии Алта­ре­вой

Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий бла­го­да­рит всех участ­ни­ков мита­па, а так­же спи­ке­ра Софию Баже­но­ву.

Вопро­сы о меро­при­я­ти­ях вы може­те зада­вать коор­ди­на­то­ру Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Иркут­ске Юлии Чува­со­вой по элек­трон­ной почте [email protected], по теле­фо­ну 8950−060−19−29 или в груп­пе ВКон­так­те.

Митап состо­ял­ся при под­держ­ке ковор­кинг-цен­тра InLermontov.