Я – дизайнер, и я помогаю социальным проектам

На мастерской 8 дизайнеров работали над задачами благотворительных проектов. Рассказываем, почему это круто.

Почему стоит откликаться на задачи некоммерческих организаций, каких интересных людей можно встретить среди IT-волонтеров и что можно успеть «задизайнить» за 2 дня – об этом рассказали дизайнеры – участники мастерской IT-волонтер.Praktika. Они создавали иллюстрации для новогодних эко-карточек, социальные плакаты, обложки для подкастов и делали редизайн для соцсетей благотворительных проектов.

Воркшоп прошел с 12 по 15 декабря 2019 года на Валдае. Все участники – начинающие или опытные дизайнеры из разных городов России. Кроме основной работы, они активно волонтерят, помогая социальным проектам и активистам искать визуальные решения для общественных проблем.

Что можно сделать за два дня мастерской

В мастерской участвовали 8 дизайнеров, кому интересно то, что делают некоммерческие организации (НКО), и кто готов развивать себя и свои навыки. Тренерами выступили Денис Пономарев, сооснователь дизайн-бюро Верстак, и Ник Недашковский, дизайнер, типограф. Они помогли выбрать 8 реальных IT-задач от некоммерческих организаций. Так получилась практическая мастерская с фокусом на решении задач.

«Сработала идея включать каждого участника более чем в одну задачу. Это позволило всем делиться опытом, помогать друг другу и лучше знакомиться, и не зацикливаться на одной задаче». Денис Пономарев, мастер-тренер

Задача 1: Нарисовать мини-иллюстрации для новогодних эко-карточек для WWF

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций. В преддверии праздников сотрудники организации решили сделать карточки для соцсетей, которые объяснят, как провести Новый год экологично.

Для реализации задуманного понадобилась помощь в отрисовке небольших иллюстраций для карточек. Задачей заинтересовалась Валентина Назарова, дизайнер из Москвы.

Задача: сделать 4 поста с иллюстрациями по примеру «Инстаграма» WWF UK. На фото: Валентина Назарова. Автор фото: Gera Oiler.

«Получилось 4 поста. Мы добавили градиент, чтобы оно смотрелось немного поглубже, потому что розовый цвет достаточно дурацкий. Получилось, что на первом посте очень крупные объекты. А на третьем –очень детализированные (елки с украшениями), поэтому по весу она немножечко не сочетается, но это не катастрофично. Здесь использована ограниченная цветовая палитра – 4 цвета». Валентина Назарова

По словами Валентины, иллюстрации выглядят уютно. Всего она сделала 16 иллюстраций.

«Мне нравится, как получилось. Больше времени ушло на то, чтобы разобраться, как работает Procreate, потому что я не рисовала в нем уже полгода. Поэтому первый пост был самый долгий и мучительный». Валентина Назарова

Посмотрите, какие иллюстрации увидели подписчики Instagram Всемирного фонда дикой природы.

Задача 2: Создать макет плаката о трех принципах ресурсосбережения

Такую задачу поставили представители экологического движения «РазДельный Сбор», который ведет экопросветительскую работу, проводит акции по сбору вторсырья, помогает устанавливать контейнеры для раздельного сбора во дворах. За разработку макета взялись Алексей Смагин, дата-журналист, и Светлана Недашковская, графический дизайнер из Москвы.

Плакат должен рассказать людям, что важно меньше потреблять и нужно перерабатывать и переиспользовать. По задумке активистов, они будут печатать и вешать эти плакаты в подъездах.

«Изначально хотели туда впихнуть очень много текста, который бы рассказал людям, что такое 3R, но мне кажется, что если повесить простой объясняющий плакат, то это не будет привлекать внимание, потому что людям непонятно, что надо делать, и им надо показать, зачем. Нужна какая-то боль». Алексей Смагин

Алексей Смагин и Светлана Недашковская отрисовывают дизайн плаката. Фото: Gera Oiler.

«У меня было несколько идей, и мы решили показать, как город (плакаты будут размещать в в Питере будут вешать плакаты) будет заваливать мусором. Есть данные, что за 2016 год Питер произвел 8,6 млн тонн мусора. Нужно было эту цифру превратить в площадь, и мы решили измерять этот объем грузовиками».

По словам Алексея, есть такой типичный мусоровоз и у него есть свои габариты. Он вывозит чуть больше 10 тонн мусора. Таким образом, можно подсчитать, сколько он занимает места. Раз есть информация, какой объем мусора производит город за год и сколько один грузовик вмещает мусора, то можно подсчитать, сколько нужно машин (854 тысячи). Если подсчитать площадь, которую занимают эти грузовики, то окажется, что это почти весь Василеостровский район Санкт-Петербурга.

«Это та боль, которую мы поместим на плакат. Получается такой посыл: вот посмотрите, какой у нас в городе классный центр, и если собрать весь мусор за год, то вы завалите все два острова в районе». Алексей Смагин

Алексей объяснил, что к этой боли они добавили призыв к действию: если вы хотите что-то изменить, а не завалить все мусором, то заходите на сайт и находите пункты раздельного сбора.

Итог – получился такой плакат. 

«В первом варианте мы поменяли заголовок: «Ваську» за год завалит питерским мусором», так как заказчица сказала, что они в основном рассчитывает на людей среднего возраста, а не молодежь. По их опыту, взрослые люди негативно относятся к разговорным названиям». Алексей Смагин

Посмотрите полную презентацию проекта по ссылке.

Задача 3: Создание обложек для подкаста «Единица хранения»

Международный Мемориал запустил серию подкастов, посвященных историям архивного поиска и находок: в архиве ФСБ, в домашнем архиве, в ГАРФе и так далее.

Например, в одном выпуске писательница Людмила Улицкая рассказывает, как архив помог ей написать роман о ее дедушке, узнике ГУЛАГа.

Авторы подкаста попросили помощи в создании обложек для всей серии выпусков (20 серий). Обложки должны отражать тему (архивный поиск информации о репрессированных в советское время), но без совсем шаблонных символов (колючая проволока, кресты). Обложка должна быть универсальная, куда можно было бы, как в рамку, помещать тематическую картинку или фотографию для каждого выпуска. На обложке должно быть название подкаста «Единица хранения», а также упоминание Международного Мемориала и Republic.

По словам Германа Маслова, фотографа из Санкт-Петербурга, задача была простая. Требовался такой образ, чтобы не вызывал грусти и был подальше от трагичных образов.

«Чтобы человек увидел картинку, и ему стало понятно, что этот подкаст веселый (смеется). Ну, как в архивы сходить всегда весело, настроение повышается». Герман Маслов

По словами Германа, ему понравилась работа над задачей. Фото: Gera Oiler.

«Вот что у них изначально было, просто буква Р на синем фоне. С помощью моих новых друзей мы набросали эскизы, где обыгрывалось название ЕХ – единица хранения. Этот вариант больше всего понравился заказчику, и мы решили его доработать и сделать менее угловатым».

После иллюстраций Герман занимался тонировкой фотографий, выбрав градиент с синего в оранжевый.

«Я видел его несколько раз уже в разных публикациях в Интернете, мне кажется, что он сейчас довольно-таки популярный. Тут будет человек вставлять любую свою фотографию, там в фотошопе пометил названия слоев, все элементарно даже для самого простого пользователя». Герман Маслов

После нескольких набросков и примеров получилась вот эта картина. 

Фрагмент презентации обложек для подкаста, выполненной Германом при помощи участников мастерской.

«Я научился многим вещам в фотошопе, которых не знал до этого, вспомнил иллюстратор, им я в обычной своей жизни практически не пользуюсь, больше работаю с растровой графикой». Герман Маслов

Посмотреть краткую презентацию проекта можно по ссылке.

Задача 4: Луч: Разработать дизайн шаблона для постов «ВКонтакте» и доработать логотип

Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья «Луч» работает в Набережных Челнах. Сотрудники организации выявляют таких детей задолго до постановки диагноза, проводят своевременное медицинское вмешательство и одновременно помогают им развивать навыки, которые они утратили или вовремя не приобрели из-за нарушения здоровья.

Для эффективной работы организации в соцсетях центру нужны хорошие шаблоны для постов. Наталья Гордиевских, графический дизайнер из Санкт-Петербурга, взяла в работу эту задачу.

«Я обновила логотип: новая форма, угловатый шрифт, жуткий градиент в центре – от этого решили уйти. Были варианты расположения кубиков. Попробовали разные формы детских игрушек – квадратики, кубики». Наталья Гордиевских

По словам дизайнера, было несколько вариантов расположения форм шарика, кубика и звездочки как примеров развивающих игрушек. Например, вариант со стилизованной погремушкой не подошел заказчику, и от него решили отказаться. В итоге утвердили вариант, показанный на картинке ниже.

Варианты обновления логотипа, разработанные Натальей.

Также Наталья создала несколько типов шаблонов для постов для «ВКонтакте» и «Инстаграма».

«Мы решили уйти от растра, чтобы на него накладывать текст и логотип, а оставить светлый чистый фон с их фирменным паттерном». Наталья Гордиевских

Во время работы над логотипом Наталья попробовала использовать разные формы детских игрушек. Фото: Gera Oiler.

«У них яркий логотип сам по себе и поэтому, чтобы он не перебивал, сделал чистый вариант. Поэтому либо белый (светлый), либо эти пастельные разбавленные цвета. И ушла от черного, чтобы резко не перебивал и не был резким контрастным. Должно смотреться мягко». Наталья Гордиевских 

По словам тренера мастерской Дениса Пономарева, дизайнеру необходимо еще поработать над типографикой шаблонов для Инстаграма. Некоторые шаблоны были сырые.

Презентацию решений с вариантами логотипа и шаблонами постов можно посмотреть по ссылке.

Задача 5: логотип для волонтерской группы

Волонтерский проект «Бюллетень Лучаны Киселевой» более девяти лет помогает москвичам развиваться в области культуры и искусства. Все это время у проекта был логотип, представляющий собой простой наборный шрифт. Поэтому встала задача его обновить или разработать новый –рукотворный и уникальный. Решить эту дизайнерскую задачу взялась Светлана Недашковская, графический дизайнер из Москвы.

По ее словам, первый день был посвящен поиску образов и созданию набросков.

«Вначале это были ручные практики, в первый день я компьютер почти не использовала. Сначала формировалась концепция. Она (Лучана Киселева) присылала желаемые образы. Так мы выбрали один из них – это дверь. Но решили убрать дополнительные элементы и дверь как портал в пространство, где уже происходит что-то, например, пространство галереи». Светлана Недашковская

Светлана сначала делала наброски в блокноте, чтобы найти нужный образ.

«Потом появилась идея создать монограмму по имени Лучаны Киселёвой, как главное действующее лицо проекта. Таким образом, мы выделили две концепции – дверь, книга, объем и монограмма». Светлана Недашковская

Потом, по словам дизайнера, это все перешло в векторную часть, появилось некое количество вариантов, часть из которых была утверждена на передачу заказчику, чтобы она посмотрела. 

«Также отдельно разработала шрифтовую часть, то есть был не наборный шрифт, а уникальный». Светлана Недашковская

Потом был доработан один из вариантов, на котором остановились: поправлены внутренние белые пространства, пропорции знаков, также появилось два варианта расположения шрифтовой части и появилась крышечка над второй буквой Л. 

Какие еще образы для логотипа придумала Светлана и какие варианты монограммы она разработала можно посмотреть в презентации.

Задача 6: Создать стикеры для благотворительного проекта ТехноДар

Проект ТехноДар собирает старую электронную технику, чинит ее и дарит НКО и благотворительным проектам – сельским школам и библиотекам, приютам для животных, местным отделениям по поиску пропавших «Лиза Алерт» и другим. У проекта есть персонаж, его зовут ТехноДарик – робот с головой в виде монитора.

Помочь отрисовать персонаж заново и сделать шаблоны для постов для социальных сетей проекта взялась Дарья Ветчанинова, иллюстратор из Екатеринбурга.

«ТехноДар попросили сделать стикеры. Они подумали, что стикеры как-то помогут в продвижении их идеи. Мы посоветовались и пришли к выводу, что стикеры не самое лучшее для них решение. Но полностью от концепции стикеров тоже не ушли». Дарья Ветчанинова, иллюстратор

По словам Дарьи, основная проблема проекта в плохо налаженной коммуникации с аудиторией. Вместо стикеров, дизайнер предложила создать шаблоны для соцсетей. Но главное – обновить персонажей.

Обновленный персонаж и логотип проекта ТехноДар. Автор – Дарья Ветчанинова.

Дарья предложила немного упростить текущий логотип и оформление постов. По ее мнению, сейчас фирменный стиль немного сумбурный и намешанный. А новые визуальные решения получились почище и приятней. 

«Спасибо всем участникам, кто помогал, организаторам, что придумали такое мероприятие. Очень полезное. Я бы не стала это все делать сама. Такой формат, когда целенаправленно приехали. А дома я бы заглохла: открыла и сразу выключила бы». Дарья Ветчанинова

Задача 7: Создать обложки для сториз

Помощь в оформлении профиля в «Инстаграм» попросила Ассоциация инструкторов массажа в школах. Организация занимается воспитанием ненасильственного общения, уважения среди детей и взрослых, формирования комфортной среды в школах с помощью игрового массажа.

На задачу откликнулась Татьяна Родина, дизайнер из Москвы.

«Они хотели себе обложки для сториз. С ребятами мы обдумали концепцию – отразить локацию в этих маленьких изображениях с помощью жестов». Татьяна Родина

По словам Татьяны, получилось достаточно лаконично, так как изображения маленькие и в них не поместится много деталей. На каждом изображении две руки, что символизирует прикосновение.

Дарья Ветчанинова (слева) и Татьяна Родина обсуждают концепции проекта. Фото: Gera Oiler.

«С заказчиком созванивались, показывала, она утвердила концепцию, предлагала некоторые изменения, я аргументировала, что они не подходят. Например, для детского сада хотелось несколько пар рук, но это было бы совсем непонятно, а к школе –развернутые руки, похожие на книгу, но опять же все это не выглядело бы так однозначно, как книжка». 

Изображения с жестами, показывающие локации. Авторы: Татьяна Родина и Валентина Назарова.

«Лагерь – дай пять, символ дружбы. Детский сад – первая социализация, тоже дружба, самая искренняя. Школа – это знания, это книга. Дом – это крыша дома. Стиль такой контурный. Мне Валя (Валентина Назарова) помогла реализовать, цвета – оттенки их цветов в логотипе». Татьяна Родина

Как шла работа над задачей и что получилось в итоге, можно посмотреть в презентации.

Задача 8: Верстка макета брошюры по краеведению о соборе в Хабаровске

Научно-исследовательский центр «Приходская история» занимается изучением и популяризацией краеведения. Сотрудники центра искали помощника, кто сможет сверстать макет цветной брошюры по истории главного собора в Хабаровске. Однако объем задачи не позволил в рамках мастерской выполнить ее полностью. Поэтому Женя Софронов, дизайнер из Санкт-Петербурга, сделал дизайн-макет основных страниц.

«Для меня вызов был в том, чтобы сделать такую книжку, чтобы она была современная, но не слишком современная (смеется). Поэтому если сделать в формате условной «Стрелки», например, то это будет перебор, а нужна современная верстка, но более нейтральная. Шрифт современный, а верстка более классическая». Женя Софронов, дизайнер

Женя сделал макеты следующих типовых страниц: обложка, шаблон главы (заголовок, описание, автор, выделение цитат), разворот с горизонтальной картинкой и страница с концевыми сносками.

«Много было не цветных фотографий и они разные, поэтому решили сделать все фотографии черно-белыми и тонировать в один цвет, чтобы были похожими друг на друга». Женя Софронов

Пример макета разворота с горизонтальной тонированной иллюстрацией.

В тексте было почти 200 сносок, иногда половина страниц была занята концевыми сносками (большинство из них – указание источника данных). Поэтому дизайнер вынес их в конец каждой главы. 

«Просили выравнивание по ширине, а не по левому флангу, но я сказал, что не надо, потому что появляются разные проблемы, становится хуже читать, поэтому предложил поставить переносы при верстке, если смущает рваный правый край». Женя Софронов

По словам дизайнера, он передал автору задачи дизайн-макет основных страниц. Дальше задача для следующего специалиста – верстка по готовому макету для печати в типографии.

Что в итоге?

На мастерской дизайнеры успешно решили задачи восьми некоммерческих организаций и социальных проектов и получили отличные отзывы со стороны авторов задач и тренеров мастерской. Cами участники, по их словам, развили свои навыки в дизайне, познакомились и пообщались с интересными людьми и расширили свои знания в общественных проблемах.

Ночной зимний пейзаж на озере Борое около площадки проведения мастерской. Фото: Gera Oiler.

«Всем хочу сказать, что вы молодцы. Ни за один проект не стыдно. Мы, может быть, не добили каждый из них. Еще есть работа, которую нужно будет сделать. Но мы точно победили!» Денис Пономарев, мастер-тренер

Мастерскую Praktika.IT-волонтер провела команда Теплицы социальных технологий. Такие мероприятия стали регулярными и проводятся для поддержки IT-специалистов, которые хотят развивать сотрудничество с некоммерческими организациями.

Если вы хотите стать частью сообщества IT-специалистов, присоединяйтесь к платформе IT-волонтер и откликайтесь на задачи от социальных проектов.

В материале использованы фотографии Gera Oiler.