Хакатон Теплицы в Кургане: онлайн-инструкция для активистов, карта добрых дел и сайт для инклюзивной школы

В течение трех дней участники в командах развивали идеи и разрабатывали IT-решения для конкретных проблем. Фото: Макс Кузьмин
В течение трех дней участники в командах развивали идеи и разрабатывали IT-решения для конкретных проблем. Фото: Макс Кузьмин

С 21 по 23 сентября 2018 года в Кургане прошел хакатон Теплицы социальных технологий do_KGN. Мероприятие было посвящено разработке IT-проектов для улучшения городской среды и решения актуальных социальных проблем.

В хакатоне участвовали активные горожане, IT-специалисты, представители некоммерческих организаций, медиаспециалисты, урбанисты и проектировщики. В течение трех дней участники разрабатывали IT-решения для конкретных проблем.

Проблемы большого города

По качеству городской среды Курган проигрывает соседним городам – Тюмени, Екатеринбургу, Челябинску. Такое мнение у большинства участников хакатона. Быстрый анализ по нескольким параметрам, таким как состояние дорог, работа ЖКХ, удобство передвижения по городу, эстетика улиц и парков, возможности для отдыха и развлечений, показал низкое качество городской среды.

В начале хакатона участники обсудили актуальные проблемы города и в командах искали решения: чем и как технологии могут помочь горожанам.

Анализировать городские проблемы помогали менторы из Проектной группы 8 – Надежда Снигирева и Дмитрий Смирнов – команда урбанистов и архитекторов из Казани, активно применяющая практику соучаствующего проектирования для вовлечения горожан.

Актуальные проблемы Кургана:

  • создание проекта обустройства набережной;
  • организация библиотеки проектных решений для дворов и общественных пространств;
  • запуск мониторинга освещенности города (в т.ч. для безопасности);
  • создание дизайн-кода города для оформления вывесок, рекламы, фасадов;
  • распространение информации о событиях и деятельности третьего сектора;
  • обеспечение открытости городской информации, запросов к власти;
  • снижение дефицита инклюзивных социальных практик.

После обсуждения получилось три проекта. Участники разбились на проектные команды и в течение двух дней занимались поиском и разработкой решений для конкретных проблем.

Проекты участников хакатона

1. Проект помощи активистам в реализации городских проектов и вовлечение в них горожан. Решение: проект «Городские грабли», представляющий набор IT-инструментов с описанием успешных и неуспешных практик и пошаговую инструкцию для городского активиста.

2. Проект информирования о социальной жизни в городе и развитие взаимопомощи. Решение: создание сервиса «Карта добрых дел» для людей, попавших в трудные жизненные ситуации.

3. Проект развития инклюзии среди горожан и обеспечение равных возможностей для людей с инвалидностью. Решение: сайт школы «Авантюрин» с видеоуроками по инклюзивному творчеству и методической библиотекой.

Победитель хакатона – проект «Городские грабли»

Автор проекта Анна Панфилкина решила благоустроить городской пляж «Бабьи пески». За хакатон команда проекта ушла от локального решения к масштабируемой технологии.

«Городские грабли» – это набор IT-инструментов, в котором моно найти успешные и провальные  практики городских изменений и инструкцию для неравнодушных горожан.

Почему проект называется «Городские грабли»? Как и в жизни, для того чтобы привести территорию в порядок, нужно уметь пользоваться инструментом, а не наступать на него.

На первом этапе проект будет представлять собой сайт с описанием необходимых для городского активиста действий по развитию городских территорий: поиск участников и союзников, информирование о проекте и создание команды, исследование общественного мнения и проектирование, образцы опросов и необходимые сервисы.

Команда проекта «Городские грабли»: Анна Панфилкина, Анастасия Пахоруков, Дмитрий Смирнов, Надежда Снигирева, Николай Лебедев. Фото: Макс Кузьмин
Команда проекта «Городские грабли»: Анна Панфилкина, Анастасия Пахорукова, Анна Авдюшина, Дмитрий Смирнов, Надежда Снигирева, Николай Лебедев, Андрей Вагин. Фото: Макс Кузьмин.

Далее планируется создание мобильного опроса и интерактивной (drag-n-drop) карты, на которой жители смогут отмечать свои идеи благоустройства и изменений.

Все IT-инструменты Анна Панфилкина будет тестировать на примере городского пляжа «Бабьи пески».

"Сначала мы хотели создать сайт о курганском пляже для поиска спонсоров. За два дня простое решение превратилось в инструкцию для городских активистов с набором рекомендаций, практик и инструментов. Решение, которое из локального проекта превратилось в масштабируемую технологию, – это очень круто". Андрей Вагин, сооснователь сообщества «Мой Курган».

По ссылке вы можете посмотреть финальную презентацию проекта «Городские грабли».

Проект «Карта добрых дел»

Авторы проекта «Карта добрых дел» уверены, что у жителей Кургана недостаточно информации о социальной жизни города. Они решили создать сервис для людей, попавших в трудные жизненные ситуации.

Команда проекта «Карта добрых дел»: Даниил Юдин, Александр Поплавский, Лилия Маслова, Александр Карпенко. Фото: Макс Кузьмин
Команда проекта «Карта добрых дел»: Даниил Юдин, Александр Поплавский, Лилия Маслова, Александр Карпенко. Фото: Макс Кузьмин.

За три дня команде удалось проанализировать поисковые запросы и составить список необходимых рубрик, создать прототип сайта с рубрикатором, картой, галереей добрых дел, каталогом некоммерческих организаций Кургана и формой поиска.

Команде помогал IT-специалист Александр Карпенко.

По ссылке вы можете посмотреть финальную презентацию проекта «Карта добрых дел».

Посмотрите видеозапись защиты проектов на Youtube-канале Теплицы.
Фотографии мероприятия в соцсетях в ВКонтакте и Фейсбуке.

Проект сайта для школы «Авантюрин»

В школе «Авантюрин» проводятся творческие занятия для детей с инвалидностью, однако некоторые ребята не могут их посещать. Решить проблему включенности могут IT-технологии. На хакатоне участники школы разрабатывали сайт с видеоуроками по инклюзивному творчеству и методической библиотекой.

Команда проекта школы «Авантюрин» – Алексей Юровских, Дарья Чернова, Таисия Варфоломеева, Артём Савельев и Александр Гусев. Фото: Макс Кузьмин
Команда проекта школы «Авантюрин» – Алексей Юровских, Дарья Чернова, Таисия Варфоломеева, Артем Савельев и Александр Гусев. Фото: Макс Кузьмин.

За хакатон с помощью IT-специалиста Александра Гусева удалось разработать прототип сайта с необходимыми разделами: информация о школе, направления деятельности, видеоуроки. В дальнейшем на сайт планируется добавить раздел с методическими рекомендациями.

По ссылке вы можете посмотреть финальную презентацию проекта школы «Авантюрин».

Организаторы хакатона выражают благодарность:

– сообществу «Мой Курган» и лично Андрею Вагину;

– медиацентру «Вспышка» и лично Анастасии Пахоруковой;

– веб-студии Бизнес-Ателье и лично Александру Гусеву;

– веб-студии Кронмедиа и лично Александру Карпенко;

– компании БункерМедиа и лично Алексею Бердникову;

– Проектной группе 8 и лично Надежде Снигиревой и Дмитрию Смирнову;

– веб-студии Jarency и лично Николаю Лебедеву;

– организации «Открытый мир» и лично Людмиле Беличевой;

– радиостанции «За облаками»;

– изданию «Область45»;

– а также Екатерине Данилиной, Максу Кузьмину, Анне Авдюшиной, команде клуба "Проигры" и всем участникам хакатона.

Понравился один из проектов и можете помочь запуститься? Свяжитесь с авторами проекта или напишите организаторам – Владу Лавриченко, [email protected].

В статье использован текст Анастасии Пахоруковой. Фотографии: Макс Кузьмин.