Как глухие дети сделали игру на Scratch

Александр Степанов показал детям, как можно запрограммировать свою игру на языке Scatch. Фото: Влад Лавриченко
Алек­сандр Сте­па­нов пока­зал детям, как мож­но запро­грам­ми­ро­вать свою игру на язы­ке Scatch. Фото: Влад Лаври­чен­ко

10 и 11 октяб­ря 2019 года в Москве про­шли заня­тия по про­грам­ми­ро­ва­нию на Scratch для глу­хих и сла­бо­слы­ша­щих детей – под­опеч­ных обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Я пони­маю». Меро­при­я­тие состо­я­лось в рам­ках Евро­пей­ской неде­ли про­грам­ми­ро­ва­ния и ини­ци­а­ти­вы Meet and Code. Влад Лаври­чен­ко, коор­ди­на­тор ини­ци­а­ти­вы в Рос­сии, посе­тил мастер-класс и пого­во­рил с орга­ни­за­то­ра­ми о поль­зе таких заня­тий для глу­хих детей.

Орга­ни­за­ция «Я пони­маю» зани­ма­ет­ся детьми с раз­ной сте­пе­нью поте­ри слу­ха с само­го рож­де­ния до совер­шен­но­ле­тия. В спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных шко­лах таким детям пре­по­да­ют инфор­ма­ти­ку по сокра­щен­ной про­грам­ме, а для само­сто­я­тель­но­го обу­че­ния про­грам­ми­ро­ва­нию мало доступ­ных мате­ри­а­лов с суб­тит­ра­ми и пояс­не­ни­я­ми. Поэто­му воз­ник­ла идея про­ве­сти для детей заня­тия на визу­аль­ном язы­ке Scratch.

Позна­ко­мил детей с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем и помог создать первую игру Алек­сандр Сте­па­нов, учи­тель инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы № 1293.

В чем особенность занятий с глухими детьми

Тем, кто впер­вые рабо­та­ет с детьми с поте­рей слу­ха, вна­ча­ле очень непри­выч­но: это рабо­та в тишине. Если надо что-то объ­яс­нить, надо пока­зы­вать. Не все­гда понят­но, всю ли инфор­ма­цию усво­и­ли дети, поэто­му при­хо­дит­ся повто­рять и вни­ма­тель­ней сле­дить за их реак­ци­ей и выра­же­ни­ем лиц.

Учи­те­лю на мастер-клас­се помо­га­ли две сур­до­пе­ре­вод­чи­цы. Дети меж­ду собой и с пере­вод­чи­ца­ми обща­лись толь­ко на язы­ке жестов. Из-за это­го был дру­гой темп заня­тия.

«Что бы я ни гово­рил, не факт, что меня услы­шат, поэто­му надо все-все пока­зы­вать. Это та осо­бен­ность, к кото­рой надо при­вы­кать. Для меня это вооб­ще уни­каль­ный опыт!» Алек­сандр Сте­па­нов, учи­тель инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

По сло­вам Алек­сандра, зна­ком­ство детей с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем луч­ше начи­нать с язы­ка Scratch. Это нуле­вой порог вхо­да. Поэто­му Алек­сандр решил вме­сте с детьми в тече­ние уро­ка создать игру и потом в нее сыг­рать.

«Поче­му Scratch? Мож­но ниче­го не знать, про­сто зай­ти и начать делать. Бла­го­да­ря ему фор­ми­ру­ют­ся такие необ­хо­ди­мые при про­грам­ми­ро­ва­нии поня­тия, как цик­лы, пере­мен­ные, спис­ки и тому подоб­ное. Scratch в лег­кой игро­вой фор­ме поз­во­ля­ет детям это изу­чить». Алек­сандр Сте­па­нов, учи­тель инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий

Почему важно знакомить детей с программированием

В шко­лах для детей с поте­рей слу­ха есть уро­ки ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти, но они в основ­ном на ввод­ные темы. И дети порой не зна­ют, где могут сами раз­ви­вать свои спо­соб­но­сти. Сотруд­ни­ки орга­ни­за­ции «Я пони­маю» реши­ли им пока­зать, что зна­чит про­грам­ми­ро­вать и как это может быть им полез­но в буду­щем.

«Глу­хие и сла­бо­слы­ша­щие дети по боль­шей части визу­а­лы, и им очень хоро­шо уда­ет­ся созда­вать какие-то роли­ки, рисо­вать, фото­гра­фи­ро­вать, созда­вать ани­ма­цию». Еле­на Соло­вей­чик, дирек­тор орга­ни­за­ции «Я пони­маю»

Дети впер­вые сыг­ра­ли в игру, кото­рую сами созда­ли. Фото: Влад Лаври­чен­ко.

По сло­вам Еле­ны, Scratch – это отлич­ный язык для зна­ком­ства с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем. Дети к кон­цу мастер-клас­са были в вос­тор­ге, когда виде­ли, как «их герои начи­на­ют дви­гать­ся».

«Одно­знач­но, такие заня­тия нуж­ны. Думаю, что в груп­пе долж­но быть 3–5 глу­хих или сла­бо­слы­ша­щих детей, что­бы учи­тель успе­вал рас­пре­де­лить свое вни­ма­ние на каж­до­го. Обыч­но такие дети быст­ро схва­ты­ва­ют суть, но из-за осо­бен­но­стей слу­хо­вос­при­я­тия могут не сра­зу услы­шать объ­яс­не­ния, и для это­го нужен запас вре­ме­ни». Еле­на Соло­вей­чик, дирек­тор орга­ни­за­ции «Я пони­маю»

Как дети с потерей слуха проводят время в Интернете

Роди­те­ли рас­ска­за­ли, что дети актив­но поль­зу­ют­ся мес­сен­дже­ра­ми. Напри­мер, WhatsApp, в том чис­ле виде­очат, Skype. Но не хва­та­ет рас­по­зна­ва­ния речи для видео на Youtube (не все видео име­ют суб­тит­ры), для веби­на­ров. Глу­хим детям все еще недо­ступ­ны раз­го­во­ры по теле­фо­ну, так как пока нет про­грамм по пере­во­ду речи в текст и обрат­но.

«Обыч­но дети любят играть или смот­реть роли­ки на YouTube, если есть суб­тит­ры. В «Инста­гра­ме» ино­гда вижу, что дети могут сами мон­ти­ро­вать видео». Еле­на Соло­вей­чик, дирек­тор орга­ни­за­ции «Я пони­маю»

Как программирование поможет глухим детям в будущем?

Еле­на Соло­вей­чик уве­ре­на, что изу­че­ние про­грам­ми­ро­ва­ния рас­ши­рит шан­сы детей на тру­до­устрой­ство, повы­сит моти­ва­цию к уче­бе, к изу­че­нию англий­ско­го язы­ка. По ее сло­вам, не так мно­го про­фес­сий, где могут реа­ли­зо­вать себя глу­хие. А тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют детям в буду­щем при­ме­нить себя.

Самый малень­кий участ­ник заня­тия вме­сте со стар­ши­ми ребя­та­ми зна­ко­мил­ся с осно­ва­ми про­грам­ми­ро­ва­ния. Фото: Влад Лаври­чен­ко.

«Напри­мер, я бух­гал­тер, обу­ча­ла слы­ша­щих нович­ков до рабо­ты в обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, но мне не мог­ли дове­рить веде­ние фир­мы, так как нуж­но было общать­ся по теле­фо­ну. И это побу­ди­ло меня со вре­ме­нем най­ти новое для себя дело». Еле­на Соло­вей­чик

Учи­тель Алек­сандр Сте­па­нов добав­ля­ет, что всех детей надо зна­ко­мить с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем. По его сло­вам, даже если ребе­нок не ста­нет про­грам­ми­стом, он все рав­но дол­жен с дет­ства чет­ко пони­мать, как рабо­та­ют циф­ро­вые устрой­ства, что­бы не зави­сеть от них.

Меро­при­я­тие про­шло в рам­ках ини­ци­а­ти­вы Meet and Code, кото­рая орга­ни­зу­ет­ся фон­дом TechSoup при под­держ­ке ком­па­нии SAP. В Рос­сии парт­не­ром ини­ци­а­ти­вы явля­ет­ся Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий.