Неделя программирования: в Воронеже дети научились управлять роботами и создали игры на Scratch

В течение дня ребята и девочки от 7 до 13 лет изучали разные новые для себя виды деятельности, общались друг с другом, играли, рисовали и получали удовольствие. Фото: Дарья Кобзаренко
В течение дня ребята и девочки от 7 до 13 лет изучали разные новые для себя виды деятельности, общались друг с другом, играли, рисовали и получали удовольствие. Фото: Дарья Кобзаренко

14 октября 2018 года в Воронеже прошло мероприятие по программированию для детей «Лабиринт прогеров». Мероприятие провели в рамках Европейской недели программирования и инициативы Meet and Code.

В течение дня дети могли посетить мастер-классы и пройти лабиринт от начала до конца. Вместе с преподавателями дети учились программировать на языке Scratch, собирали роботов «с нуля» и сыграли в пинг-понг на платформе Arduino, участвовали в ролевой игре.

"Мы стремились создать среду, где смогут взаимодействовать ребята разных возрастов и уровней подготовки, в том числе те, кому сложно коммуницировать и кто впервые сталкивается с понятием программирования. Получилось интересно и доступно для всех". Анастасия Никитина, организатор мероприятия

По словам Анастасии Никитиной, у многих родителей есть страх, что дети «будут сидеть за компьютером, портить глаза, и это только сплошной вред». "Для этого мы ввели в программу занятия, которые не требовали работы на компьютере в принципе: ролевая игра «Ракета», для которой нужно командное взаимодействие между участниками при создании алгоритма отправки ракеты на Марс; настольные игры и головоломки и конкурс рисунков, чтобы самые юные участники могли сбросить напряжение от сложных для них задач", – поясняет Никитина.

Что делали дети на мастер-классах

Сборка роботов на Arduino

Педагог Иван Емельяненко рассказал, что на мастер-классе по сборке роботов на платформе Arduino ребята изучили, из каких основных частей состоят роботы, какие функции эти части выполняют и какие есть модули.

Иван Емельяненко научил детей управлению роботами на платформе Arduino. Фото: Дарья Кобзаренко
Иван Емельяненко научил детей управлению роботами на платформе Arduino. Фото: Дарья Кобзаренко.

Кроме того, дети изучили алгоритмы работы модулей и датчиков, а также написали простые программы на платформе Arduino.

"Дети остались довольны, получили базовые знания по созданию своих первых роботов и, конечно же, яркие положительные эмоции! Было очень весело, отличная атмосфера и огромная радость за успехи ребят!" Иван Емельяненко, педагог

Игра «пинг-понг» на базе Arduino Uno позволила ребятам ознакомиться с возможностями платформы, программируемой на языке Wiring. В игровой обстановке дети корректировали логику игры и предлагали свои правила и доработки.

Мастер-класс по робототехнике

Занятия по робототехнике провела педагог Елизавета Емельяненко. "Со мной ребята проявляли фантазию и из конструктора собирали модели роботов. Кто-то делал просто красочных роботов, кто-то концентрировался на их функциях, а кто-то просто проявлял фантазию", – рассказала Емельяненко.

По словам педагога, основная цель занятия была достигнута – все, кто хотел, смогли представить себя на месте конструкторов. «Потому что любой робот начинается с идеи и представления, как он должен выглядеть. Многим ребятам понравилось собирать роботов, и они возвращались на мою секцию несколько раз», – делится педагог.

Елизавета Емельяненко помогала детям собирать роботов. Фото: Дарья Кобзаренко
Елизавета Емельяненко помогала детям собирать роботов. Фото: Дарья Кобзаренко.

"Робот, да еще и способный ездить, привлечет внимание любого. А когда между ними устроить соревнования, да еще и по различным правилам – просто «вау»! В совокупности со знаниями, полученными на мастер-классе по созданию роботов, ребята обрели большой опыт в практической робототехнике и с большой радостью поучаствовали в соревнованиях. Судейство было справедливым". Елизавета Емельяненко

Мастер-класс по программированию на Scratch

На мастер-классах по детскому языку программирования ребята узнали, что такое Scratch, познакомились с интерфейсом среды, попробовали различные возможности языка, создали свои первые проекты, а также поиграли в игру «кошки-мышки».

Дети познакомились с языком Scratch и создали на нём небольшие проекты. Фото: Дарья Кобзаренко
Дети познакомились с языком Scratch и создали на нем небольшие проекты. Фото: Дарья Кобзаренко.

"Глаза детей горели, творческий процесс запустился, поток идей был бурным, а заканчивать работу в установленное время никому не хотелось! Некоторые ребята посетили секцию дважды! В результате у многих ребят появилось желание продолжить изучение языка программирования Scratch". Галина Старченко

"Еще наш гость из Теплицы социальных технологий Влад Лавриченко провел занятие для взрослых, которые, с одной стороны, не очень уже понимают, чем именно занимаются их дети, а с другой стороны, сами часто не хотят проявлять фантазию и выходить из своей зоны комфорта", – добавила Анастасия Никитина.

Что понравилось школьникам

"На празднике «Лабиринт прогеров» мне понравилась игра «Ракета» и Scratch. Еще понравился конкурс рисунков и праздничный стол". Ева Курлова, 9 лет

"На этом празднике мне понравилось почти все, но больше всего Scratch и роботобой. Но минус был в том, что на кухне был слишком большой выбор". Даша Преснякова, 9 лет

В конце мероприятия все участники получили сертификаты об участии, а те, кто достиг наилучших результатов, призы: книги по Scratch и отдельные элементы Arduino, с которых можно начать собирать своего робота.

Фотографии с мероприятия можно посмотреть в группе во ВКонтакте по ссылке. Автор фотографий – Дарья Кобзаренко.

Организаторы мероприятия выражают благодарность:

– магазину ПАЯЛЬНИК Staff;

– педагогам Ивану Емельяненко, Елизавете Емельяненко, Галине Старченко, Станиславу Ткачуку, Елене Курловой;

– всей команде частной Монтессори-школы «ИНДИГО»;

Отдельное спасибо юным помощникам Вере Шамаевой, Арсению Макарову, Ярославу Шамаеву, Глебу Платонову, а также основному партнеру мероприятия – благотворительному фонду «Путь».

Мероприятие прошло в рамках инициативы Meet and Code при поддержке Теплицы социальных технологий.