Как пожилые люди используют Интернет при поиске работы

Как ищут работу люди старшего возраста в Сети, и что нужно учитывать при разработке программ, акций, рекламы для них? Об этом на митапе Теплицы социальных технологий рассказала социолог, специалист по маркетинговым исследованиям с 20-летним стажем, кандидат социологических наук Наталья Хазеева.

Как ищут работу люди старшего возраста в Сети, и что нужно учитывать при разработке программ, акций, рекламы для них? Об этом на митапе Теплицы социальных технологий рассказала социолог, специалист по маркетинговым исследованиям с 20-летним стажем, кандидат социологических наук Наталья Хазеева.

Митап прошел 26 марта 2018 года при поддержке Центра «Благосфера«.

Наталья Хазеева поделилась результатами исследования, проведенного в группах старше 40 лет в период поиска новой работы. А также рассказала про исследование, связанное с отношением к рекламе и кампаниям в Интернете. Исследование проводилось в апреле 2016 года для проекта «Шаг вперед».

Наталья Хазеева. Фото: Мария Борисёнок.
Наталья Хазеева. Фото: Мария Борисёнок.

О поиске работе в Интернете людьми старшего возраста

В группе людей старшего возраста наблюдаются различия в жизненной позиции. С одной стороны, есть восприимчивость к чужому мнению, с другой, – отчужденность и недоверие к окружающим.

Отличительные черты исследуемой группы

  • Первичный поиск информации происходит через объявления, газеты. После неудачных поисков все переходят в онлайн.

«Люди понимают, что в Интернете можно быстро получить обратную связь и есть возможность найти работу в шаговой доступности. Люди ценят эту пользу». Наталья Хазеева

  • Соцсети становятся дополнительным каналом по поиску работы. При этом люди старшего возраста отмечают, что видят в соцсетях много нерелевантной информации и спама.
  • Наблюдается неспособность верно оценить свои силы и потребности. Рабочий стаж и опыт чаще всего уже есть, но желание учиться останавливается возрастом. Самые популярные учебные курсы: основы бухгалтерии, основы юридической и компьютерной грамотности.
Анастасия Лазибная (справа), руководитель проекта «Баба-Деда». Фото: Мария Борисёнок.
Анастасия Лазибная (справа), руководитель проекта «Баба-Деда». Фото: Мария Борисёнок.

Для работодателей Интернет становится ненавязчивым способом проверить компетенции будущего сотрудника. Если человек нашел работу в Интернете, это говорит об уровне пользования Интернетом.

«Обман в Интернете настолько грубый, что респондентам сложно его представить. Но горький опыт помог выработать методы проверки объявлений, например, через поиск отзывов о компаниях». Наталья Хазеева

Среди других черт, которые характеризуют старшее поколение, исследователи выделили такие:

  • люди старшего возраста активно пользуются YouTube и смотрят его вместо телевизора;
  • желание получить новые знания входит в противоречие с болезненной реакцией на советы, экспертное мнение и критику;
  • один из самых популярных способов включиться в социальную жизнь – это волонтерство и участие в благотворительных проектах.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.

Как выстроить диалог с людьми старшего возраста в Сети

  • Сделайте мобильную версию сайта. Мобильный Интернет также популярен среди людей старшего возраста, но не все сайты корректно отображаются на телефонах или планшетах.
  • Больше всего доверия пожилые люди испытывают к рекламам известных брендов и сайтам, которые внушают доверие и выглядят как надежный источник информации.
  • Неизвестный бренд снижает мотивацию участия в его промо-акциях.
  • Всплывающие окна, баннеры и прочие призывы перехода на сторонние сайты не действуют. Люди научились распознавать такие переходы как спам.
  • Сокращение слов и обращение на «ты» не приветствуется. Доверие вызывает грамотная устная и письменная речь.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.

Дополнительная информация по проводимым исследованиям:

Исследование по поиску работы

Целевая аудитория:

  • находящиеся в активном поиске работы / подработки (уволенные или находящиеся под риском увольнения);
  • сегменты 50+ и сегмент 40-49 лет (мнение по теме поиска работы изучалось раздельно в каждом сегменте).

Метод исследования: онлайн форум в течение 3 дней. Количество участников: 24 человека.

Исследование по рекламе

Целевая аудитория: активные пользователи Skype (не реже 2-3 раз в неделю), не отрицающие рекламу и бренды. Состав участников подразумевает наличие пользователей мобильной версии Skype, наличие жителей мегаполисов и регионов (соотношение примерно 40% на 60%).

Метод исследования: онлайн форум.

В исследовании приняли участие 45 человек, мужчины и женщины, в возрасте:

  • 13-20 лет – 18 человек  (из них 9 человек 13-15 лет и 9 человек 16-20 лет);
  • 25-35 лет — 16  человек, старше 50 лет – 11 человек (из них  5 человек 50-60 лет и 6 человек — старше 60 лет).

Скачайте презентацию Натальи Хазеевой в формате PDF.