Как пожилые люди используют Интернет при поиске работы

Наталья Хазеева рассказала о восприятии брендов пожилыми людьми. Фото: Мария Борисёнок.
Наталья Хазеева рассказала о восприятии брендов пожилыми людьми. Фото: Мария Борисёнок.

Как ищут рабо­ту люди стар­ше­го воз­рас­та в Сети, и что нуж­но учи­ты­вать при раз­ра­бот­ке про­грамм, акций, рекла­мы для них? Об этом на мита­пе Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий рас­ска­за­ла социо­лог, спе­ци­а­лист по мар­ке­тин­го­вым иссле­до­ва­ни­ям с 20-лет­ним ста­жем, кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук Ната­лья Хазее­ва.

Митап про­шел 26 мар­та 2018 года при под­держ­ке Цен­тра «Бла­го­сфе­ра».

Ната­лья Хазее­ва поде­ли­лась резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го в груп­пах стар­ше 40 лет в пери­од поис­ка новой рабо­ты. А так­же рас­ска­за­ла про иссле­до­ва­ние, свя­зан­ное с отно­ше­ни­ем к рекла­ме и кам­па­ни­ям в Интер­не­те. Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в апре­ле 2016 года для про­ек­та «Шаг впе­ред».

Наталья Хазеева. Фото: Мария Борисёнок.
Ната­лья Хазее­ва. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О поиске работе в Интернете людьми старшего возраста

В груп­пе людей стар­ше­го воз­рас­та наблю­да­ют­ся раз­ли­чия в жиз­нен­ной пози­ции. С одной сто­ро­ны, есть вос­при­им­чи­вость к чужо­му мне­нию, с дру­гой, – отчуж­ден­ность и недо­ве­рие к окру­жа­ю­щим.

Отли­чи­тель­ные чер­ты иссле­ду­е­мой груп­пы

  • Пер­вич­ный поиск инфор­ма­ции про­ис­хо­дит через объ­яв­ле­ния, газе­ты. После неудач­ных поис­ков все пере­хо­дят в онлайн.

«Люди пони­ма­ют, что в Интер­не­те мож­но быст­ро полу­чить обрат­ную связь и есть воз­мож­ность най­ти рабо­ту в шаго­вой доступ­но­сти. Люди ценят эту поль­зу». Ната­лья Хазее­ва

  • Соц­се­ти ста­но­вят­ся допол­ни­тель­ным кана­лом по поис­ку рабо­ты. При этом люди стар­ше­го воз­рас­та отме­ча­ют, что видят в соц­се­тях мно­го нере­ле­вант­ной инфор­ма­ции и спа­ма.
  • Наблю­да­ет­ся неспо­соб­ность вер­но оце­нить свои силы и потреб­но­сти. Рабо­чий стаж и опыт чаще все­го уже есть, но жела­ние учить­ся оста­нав­ли­ва­ет­ся воз­рас­том. Самые попу­ляр­ные учеб­ные кур­сы: осно­вы бух­гал­те­рии, осно­вы юри­ди­че­ской и ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти.
Анастасия Лазибная (справа), руководитель проекта «Баба-Деда». Фото: Мария Борисёнок.
Ана­ста­сия Лазиб­ная (спра­ва), руко­во­ди­тель про­ек­та «Баба-Деда». Фото: Мария Бори­сё­нок.

Для рабо­то­да­те­лей Интер­нет ста­но­вит­ся нена­вяз­чи­вым спо­со­бом про­ве­рить ком­пе­тен­ции буду­ще­го сотруд­ни­ка. Если чело­век нашел рабо­ту в Интер­не­те, это гово­рит об уровне поль­зо­ва­ния Интер­не­том.

«Обман в Интер­не­те настоль­ко гру­бый, что респон­ден­там слож­но его пред­ста­вить. Но горь­кий опыт помог выра­бо­тать мето­ды про­вер­ки объ­яв­ле­ний, напри­мер, через поиск отзы­вов о ком­па­ни­ях». Ната­лья Хазее­ва

Сре­ди дру­гих черт, кото­рые харак­те­ри­зу­ют стар­шее поко­ле­ние, иссле­до­ва­те­ли выде­ли­ли такие:

  • люди стар­ше­го воз­рас­та актив­но поль­зу­ют­ся YouTube и смот­рят его вме­сто теле­ви­зо­ра;
  • жела­ние полу­чить новые зна­ния вхо­дит в про­ти­во­ре­чие с болез­нен­ной реак­ци­ей на сове­ты, экс­перт­ное мне­ние и кри­ти­ку;
  • один из самых попу­ляр­ных спо­со­бов вклю­чить­ся в соци­аль­ную жизнь – это волон­тер­ство и уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­ных про­ек­тах.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.
Скрин­шот с пре­зен­та­ции Ната­льи Хазее­вой.

Как выстроить диалог с людьми старшего возраста в Сети

  • Сде­лай­те мобиль­ную вер­сию сай­та. Мобиль­ный Интер­нет так­же попу­ля­рен сре­ди людей стар­ше­го воз­рас­та, но не все сай­ты кор­рект­но отоб­ра­жа­ют­ся на теле­фо­нах или план­ше­тах.
  • Боль­ше все­го дове­рия пожи­лые люди испы­ты­ва­ют к рекла­мам извест­ных брен­дов и сай­там, кото­рые вну­ша­ют дове­рие и выгля­дят как надеж­ный источ­ник инфор­ма­ции.
  • Неиз­вест­ный бренд сни­жа­ет моти­ва­цию уча­стия в его про­мо-акци­ях.
  • Всплы­ва­ю­щие окна, бан­не­ры и про­чие при­зы­вы пере­хо­да на сто­рон­ние сай­ты не дей­ству­ют. Люди научи­лись рас­по­зна­вать такие пере­хо­ды как спам.
  • Сокра­ще­ние слов и обра­ще­ние на «ты» не при­вет­ству­ет­ся. Дове­рие вызы­ва­ет гра­мот­ная уст­ная и пись­мен­ная речь.
Скриншот с презентации Натальи Хазеевой.
Скрин­шот с пре­зен­та­ции Ната­льи Хазее­вой.

Дополнительная информация по проводимым исследованиям:

Иссле­до­ва­ние по поис­ку рабо­ты

Целе­вая ауди­то­рия:

  • нахо­дя­щи­е­ся в актив­ном поис­ке рабо­ты / под­ра­бот­ки (уво­лен­ные или нахо­дя­щи­е­ся под риском уволь­не­ния);
  • сег­мен­ты 50+ и сег­мент 40–49 лет (мне­ние по теме поис­ка рабо­ты изу­ча­лось раз­дель­но в каж­дом сег­мен­те).

Метод иссле­до­ва­ния: онлайн форум в тече­ние 3 дней. Коли­че­ство участ­ни­ков: 24 чело­ве­ка.

Иссле­до­ва­ние по рекла­ме

Целе­вая ауди­то­рия: актив­ные поль­зо­ва­те­ли Skype (не реже 2–3 раз в неде­лю), не отри­ца­ю­щие рекла­му и брен­ды. Состав участ­ни­ков под­ра­зу­ме­ва­ет нали­чие поль­зо­ва­те­лей мобиль­ной вер­сии Skype, нали­чие жите­лей мега­по­ли­сов и реги­о­нов (соот­но­ше­ние при­мер­но 40% на 60%).

Метод иссле­до­ва­ния: онлайн форум.

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 45 чело­век, муж­чи­ны и жен­щи­ны, в воз­расте:

  • 13–20 лет – 18 чело­век (из них 9 чело­век 13–15 лет и 9 чело­век 16–20 лет);
  • 25–35 лет – 16 чело­век, стар­ше 50 лет – 11 чело­век (из них 5 чело­век 50–60 лет и 6 чело­век – стар­ше 60 лет).

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Ната­льи Хазее­вой в фор­ма­те PDF.