Дмитрий Савелов рассказал о технологиях запуска успешных онлайн-петиций на платформе Change.org

Дмитрий Савелов. Фото: Мария Борисенок.
Дмитрий Савелов. Фото: Мария Борисенок.

30 мая 2016 года при под­держ­ке Mail.Ru Group состо­ял­ся митап «Как рабо­та­ет Change.org: взгляд изнут­ри». На встре­че высту­пил Дмит­рий Саве­лов, руко­во­ди­тель рус­ско­языч­но­го сег­мен­та плат­фор­мы «Change.org». Участ­ни­ки узна­ли о том, как про­дви­гать свою пети­цию, поче­му важ­но общать­ся с дру­ги­ми авто­ра­ми и что нуж­но знать перед запус­ком пер­вой пети­ции.

Change.org – гло­баль­ная плат­фор­ма, на кото­рой почти 150 млн чело­век созда­ют граж­дан­ские кам­па­нии для соци­аль­ных пере­мен в сво­их сооб­ще­ствах, горо­де или стране. В Рос­сии ауди­то­рия Change.org насчи­ты­ва­ет более 8 мил­ли­о­нов актив­ных поль­зо­ва­те­лей.

Интересные факты о Change.org

  • В Рос­сии в сред­нем побеж­да­ет 1 кам­па­ния в день. В мире – 1 кам­па­ния в час.
  • Каж­дый месяц при­бав­ля­ет­ся 500 тысяч новых актив­ных поль­зо­ва­те­лей.
  • Толь­ко в 2016 году 3 мил­ли­о­на поль­зо­ва­те­лей в Рос­сии при­ня­ли уча­стие в под­пи­са­нии пети­ций.
  • 170 чело­век зани­ма­ют­ся защи­той пер­со­наль­ных дан­ных. Одна систе­ма без­опас­но­сти ска­ни­ру­ет все под­пи­си на фаль­ши­вые и на спам. Вто­рая – реа­ги­ру­ет на необыч­ную актив­ность поль­зо­ва­те­ля и пыта­ет­ся уло­вить дея­тель­ность робо­тов.

Три условия успешной кампании

  1. Про­зрач­ность и под­от­чет­ность. Все пети­ции осно­ва­ны на реаль­ных исто­ри­ях. Интер­нет-тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют под­твер­дить фак­ты, ука­зан­ные в исто­ри­ях, с помо­щью фото­гра­фий и видео, сня­тых на обыч­ный смарт­фон.
  2. Откры­тая ком­му­ни­ка­ция. Все пети­ции нахо­дят­ся в пуб­лич­ном досту­пе, и плат­фор­ма дает все инстру­мен­ты для обще­ния меж­ду авто­ром пети­ции и под­пис­чи­ка­ми.
  3. Кол­лек­тив­ное дей­ствие. На плат­фор­ме часто мож­но встре­тить дру­го­го авто­ра со схо­жей про­бле­мой, позна­ко­мить­ся с ним и начать дей­ство­вать сов­мест­но.

В осно­ву плат­фор­мы зало­жен чело­ве­че­ский фильтр: люди под­пи­сы­ва­ют то, что им важ­но, и про те ситу­а­ции, кото­рые им близ­ки. При этом в раз­ных горо­дах воз­ни­ка­ют схо­жие ситу­а­ции, и одна пети­ция порож­да­ет дру­гую (напри­мер, про­бле­ма под­клю­че­ния под­пи­сок у опе­ра­то­ра Мега­фон и МТС).

Дмитрий Савелов и Алексей Сидоренко. Фото: Мария Борисенок.
Дмит­рий Саве­лов и Алек­сей Сидо­рен­ко. Фото: Мария Бори­се­нок.

Что объединяет успешные кампании?

  • Уме­ние рас­ска­зы­вать лич­ные исто­рии. Боль­шин­ство пети­ций, кото­рые побеж­да­ют, содер­жат инте­рес­ную, эмо­ци­о­наль­ную исто­рию.
  • Фокус на малень­кой про­бле­ме. Лич­ные исто­рии и реше­ние локаль­ных про­блем могут серьез­но изме­нить ситу­а­цию в горо­де и стать ката­ли­за­то­ром систем­ных пере­мен. Каж­дый автор пети­ции соби­ра­ет вре­мен­ное сооб­ще­ство людей, кото­рое име­ет импульс в крат­кий срок ее решить. Одна­ко этот ресурс сооб­ще­ства не все­гда исполь­зу­ет­ся: авто­ры про­па­да­ют и не обща­ют­ся с под­пис­чи­ка­ми.
  • Пра­виль­но выбран­ный адре­сат – это поло­ви­на успе­ха. Чем точ­нее будет выбран адре­сат пети­ции, тем веро­ят­нее, что про­бле­ма решит­ся. Для это­го нуж­но пони­мать струк­ту­ру город­ской вла­сти в сво­ем горо­де и сфе­ры ком­пе­тен­ций чинов­ни­ков.

Кто определяет победу кампании?

Автор само­сто­я­тель­но реша­ет, когда закон­чить кам­па­нию и что делать с под­пи­ся­ми. Напри­мер, ини­ци­а­то­ры могут мас­со­во напи­сать в жур­на­лы, газе­ты или орга­ни­зо­вать пуб­лич­ное меро­при­я­тие. Кри­те­рий успеш­ной кам­па­нии – это созда­ние кри­ти­че­ской мас­сы голо­сов, на кото­рую начи­на­ют обра­щать вни­ма­ние.

Если мы видим актив­ную кам­па­нию, то свя­зы­ва­ем­ся с авто­ром пети­ций, кон­суль­ти­ру­ем, спра­ши­ва­ем, нуж­на ли помощь. Часто быва­ет несколь­ко оди­на­ко­вых кам­па­ний, и мы свя­зы­ва­ем людей, реша­ю­щих одни и те же про­бле­мы. Если ситу­а­ция изме­ни­лась жела­е­мым спо­со­бом или нашлось аль­тер­на­тив­ное реше­ние, то это побе­да. Дмит­рий Саве­лов

Примеры петиций, которые победили

Ска­чать пре­зен­та­цию Дмит­рия в фор­ма­те PDF.

Смотрите полную версию лекции на канале Теплицы на YouTube:

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.