Митап «Гражданская журналистика и НКО»: материалы встречи с РР

Фото: Эксперт Online
19 декаб­ря состо­ял­ся митап с Мари­ной Ахме­до­вой, спе­ци­аль­ным кор­ре­спон­ден­том жур­на­ла «Рус­ский репор­тёр» на тему «Граж­дан­ская жур­на­ли­сти­ка и НКО».

На встре­че Мари­на и гости мита­па дели­лись сво­и­ми взгля­да­ми на тему соци­аль­ной жур­на­ли­сти­ки сего­дня. Мы реши­ли, что рас­ска­зать о встре­че будет луч­ше в виде цитат Мари­ны и участ­ни­ков встре­чи, и наде­ем­ся, что неко­то­рые мыс­ли помо­гут луч­ше понять те прин­ци­пы, по кото­рым рабо­та­ют СМИ. 

О репор­та­же про маль­чи­ка с муко­по­ли­са­ха­ри­до­зом в Камен­ске-Ураль­ском

Как сотруд­ни­ки СМИ мы дума­ем об инте­ре­сах чита­те­лей, и толь­ко потом о тех, кому нуж­на помощь. Что­бы сде­лать какую-то тему, репор­таж, нам нуж­но её инте­рес­но пред­ста­вить.

Мы не можем про­сто напи­сать, что маль­чи­ку нуж­ны день­ги на лече­ние. Да, это так, но такую тему не при­мут на ред­кол­ле­гии. Мы можем подать тему через рас­кры­тие семей­ных цен­но­стей, через взгляд семьи, кото­рая оста­ёт­ся с ребён­ком, несмот­ря ни на что.

Я не вол­шеб­ни­ца. Не надо ждать чудес, что я напи­шу, и все сра­зу нач­нут помо­гать. Мне надо вызвать у чита­те­ля эмо­цию. И я могу толь­ко попы­тать­ся опи­сать дей­стви­тель­ность вокруг этих геро­ев так, что­бы про­изо­шёл эффект пол­но­го погру­же­ния в исто­рию на 20 минут».

Жур­на­ли­сты не скло­ны что-либо добав­лять от себя. Но ино­гда когда пишешь, то герою кажет­ся, что мы выстав­ля­ем нечто сокро­вен­ное напо­каз. Мно­гие люди не гото­вы посмот­реть на себя со сто­ро­ны и могут пода­вать в суд на жур­на­ли­стов: «Мы не зна­ли, что вы напи­ше­те всё, что мы вам рас­ска­жем».

О том, что раз­дра­жа­ет в пра­во­за­щит­ных и бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ци­ях.

Раз­дра­жа­ет то, что посто­ян­но пыта­ют­ся пре­вра­тить жур­на­ли­ста в обще­ствен­но­го дея­те­ля. Выбор темы может зави­сеть от меня, но я долж­на убеж­дать ред­кол­ле­гию, поче­му это важ­но. Я не могу после сда­чи мате­ри­а­ла и даль­ше вести героя, раз­ви­вать его исто­рию.

Участники встречи
Участ­ни­ки встре­чи

Окса­на Юшко, фото­жур­на­лист жур­на­ла «Рус­ский Репор­тёр».

Если один раз тема была под­ня­та, то в сле­ду­ю­щий раз мало, кто захо­чет напе­ча­тать похо­жий репор­таж, и нуж­но очень изво­ра­чи­вать­ся, что­бы сно­ва под­нять тему.

Если жур­на­лист рабо­та­ет с раз­ны­ми жур­на­ла­ми и сотруд­ни­ча­ет с НКО, то глав­ный бонус – это выход на раз­ные целе­вые ауди­то­рии.

Жур­на­ли­сты гото­вы рабо­тать с НКО и чита­те­ля­ми, но выход на СМИ долж­на быть ини­ци­а­ти­вой НКО. При этом мало кто име­ет воз­мож­ность рабо­тать волон­тё­ром и про­сто так помо­гать неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям.

Когда ты сни­ма­ешь лица людей, кото­рые помо­га­ют, то ощу­ща­ешь, как их гла­за заря­жа­ют тебя. До дро­жи.

Артур, фото­жур­на­лист жур­на­ла «Рус­ский Репор­тёр».

Артур Бондарь. Фотограф: Оксана Юшко
Артур Бон­дарь.
Фото­граф: Окса­на Юшко

Пози­тив­ная исто­рия не при­вле­ка­ет столь­ко вни­ма­ния, сколь­ко нега­тив­ная. Важ­но най­ти визу­аль­ный язык, кото­рый заин­те­ре­су­ет чита­те­ля.

Мы все пони­ма­ем, что кни­ги рань­ше име­ли боль­шое зна­че­ние. Сей­час у чело­ве­ка мас­са раз­вле­че­ний, и даже если что-то пишешь, то люди боль­ше дове­ря­ют видео. Харак­тер пода­чи инфор­ма­ции меня­ет­ся, и очень слож­но при­влечь вни­ма­ние чита­те­лей, поэто­му так нуж­ны исто­рии.

Мари­на Ахме­до­ва о про­стом и важ­ном:

Если пред­ста­вить, что есть копил­ка обще­че­ло­ве­че­ской гуман­но­сти, то мы, помо­гая людям, бро­са­ем в такую копил­ку наш вклад и там скап­ли­ва­ет­ся такой фонд обще­че­ло­ве­че­ско­го добра. Он помо­га­ет нам быть чело­ве­че­ством, и эту копил­ку нель­зя опу­сто­шать.

Люди долж­ны знать прав­ду. Когда ты посте­пен­но рас­ска­зы­ва­ешь им об одном чело­ве­ке, о дру­гом, то они ста­но­вят­ся силь­ны­ми. И когда при­хо­дит вре­мя сре­а­ги­ро­вать на что-то, то у них уже есть стер­жень, накоп­лен­ный по это­му вопро­су. Всё же роль НКО заклю­ча­ет­ся в вос­пи­та­нии обще­ства, и не сто­ит ждать, что это даст всхо­ды зав­тра или после­зав­тра. У вас важ­ная мис­сия, а вы ино­гда забы­ва­е­те об этом, заме­щая это каки­ми-то сию­ми­нут­ны­ми акци­я­ми: пове­сти жур­на­ли­ста туда, попро­сить рас­ска­зать про это.

Вы уме­ет видеть то, что не видит жур­на­лист. Рас­ска­жи­те об этом жур­на­ли­сту, направь­те его, и всё полу­чит­ся.

Фото: Экс­перт Online