Как вовлечь активистов в некоммерческий проект: советы, технологии, готовые решения

Secretary of Defense by Fort Meade / CC BY 2.0 / try spruce.com
Secretary of Defense by Fort Meade / CC BY 2.0 / try spruce.com

23 января в Ульяновске состоялся митап «Как вовлечь активистов в некоммерческий проект?» с Павлом Андреевым, первым заместителем председателя «Молодежного инициативного центра» (МИЦ) и руководителем креативного бизнес-пространства «Квартал».

Поделитесь этой новостью с друзьями

Мотивация участия волонтеров

Согласно данным М. Олчмана и П. Джордана мотивы волонтеров участвовать в проекте различны, и это стоит учитывать при обращении за помощью.

Исследование М.Олчмана и П.Джордана. Слайд с презентации Павла Андреева
Исследование М.Олчмана и П.Джордана. Слайд с презентации Павла Андреева

Таким образом, активисты чаще участвуют в проектах, когда понимают, что конкретно изменится от их участия и кому помогает проект.

Методы для поиска волонтеров

Прежде чем приступить к набору волонтеров, спросите себя: точно ли вам нужны активисты или добровольцы? Чем они вам могут помочь? Что они получат в процессе?

Паша Андреев рассказал о методе, который он и его коллеги в МИЦ используют для поиска добровольцев.

Павел Андреев / Фото: Надежда Дерябина
Павел Андреев. Фото: Надежда Дерябина

Метод «47+1» – это 47 вопросов, которые нужно задать себе перед набором активных людей.

  • Наличие/отсутствие предпочтений в еде (вегетарианство, специфика вероисповедания, соблюдение поста и т.д.)
  • Каким видом связи пользуется ЦА (мобильная связь, e-mail, Skype и т.д.), какого оператора предпочитают?
  • Каким транспортом пользуется ЦА (общественный, личный)?
  • Жанровые предпочтения ЦА (кино, музыка, книги и т.д.)?
  • Какие марки/ бренды предпочитает ЦА?
  • Как наша ЦА относиться к животным, кого предпочитает, кого держит дома?
  • Где наша ЦА совершает покупки (рынки, магазины, павильоны, супермаркеты, гипермаркеты, молы)?

Остальные шаблоны вопросов смотрите в презентации (в конце статьи).

Второй метод, который поможет детализировать портрет волонтера, называется «Как найти Машеньку?». Метод основан на поиске «от общего к частному».

Метод «Как найти Машеньку». Слайд с презентации Павла Андреева
Метод «Как найти Машеньку». Слайд с презентации Павла Андреева

Как искать волонтеров? Онлайн и офлайн способы привлечения.

К проверенным онлайн-способам вовлечения людей относятся: социальные сети, форумы, сайты, блоги, проведение интернет-акций, контекстная реклама, СМС, e-mail рассылка и звонки.

В офлайне чаще всего используются: «сарафанное радио», СМИ, организация специальных мероприятий, полиграфия и наружная реклама, опросы друзей и коллег, публичные объявления, беседы с друзьями друзей, проведение интервью, участие в собраниях избранных групп.

Надежда Дерябина, координатор Теплицы в Ульяновске
Надежда Дерябина, координатор Теплицы в Ульяновске / Фото: Сергея Серягина. 

На примере двух кейсов Паша Андреев рассказал, как его команда работает с волонтерами.

Кейс креативного пространства «Квартал»

Пространство «Квартал» – это уникальная площадка в Ульяновске. Площадка работает с ноября 2012 года. За год привлекает около 30 000 участников и проводит свыше 270 проектов при поддержке и участии 120 соорганизаторов и партнеров. Финансовая устойчивость проекта обеспечивается за счет сдачи помещений в аренду по льготной цене для творческих предпринимателей, проведения образовательных программ и организаций выставок.

Чтобы поддерживать такой темп работы и развивать площадку, команда составила для себя несколько правил:

  • персонализация работы, т.е. акцент на том, кто и чем занимается;
  • быстрая трансформация отношений с человеком (участник – организатор – партнёр);
  • поддержка личных связей;
  • участие и помощь с проектами, которые не связаны с Кварталом;
  • предоставление участникам возможностей для самореализации;

Кейс «Парк Дружбы»

Парк Дружбы – это виртуальное сообщество, где жители города придумывают и воплощают свое идеальное место для отдыха. В реальности есть территория заброшенного парка, которую жители города готовы оживлять своими инициативами.

В июне 2015 года прошел фестиваль городских инициатив на неактивной территории бывшего парка Дружбы народов.

Экскурсия по Парку Дружбы в рамках Фестиваля городских инициатив.
Экскурсия по парку Дружбы народов в рамках фестиваля городских инициатив. Фото: архив фестиваля.

После реализации фестиваля команда организаторов сделала для себя выводы, которые будут полезны тем, кто работает с фестивалями.

  • В масштабных и долгосрочных проектах не получается удерживать большое количество постоянно вовлеченных в процессы людей.
  • Важно иметь связующее место для всех участников. Так для команды проекта был построен Центр городских инициатив.
  • Использовать ресурсы корпоративных добровольцев.
  • Если проект новый, важно создать общественный резонанс и повысить цитируемость в СМИ и Интернете о нем.
  • Перед запуском проекта прописать четкий список задач для группы добровольцев.

Несмотря на специфику кейсов, большинство перечисленных пунктов важно учитывать при создании сообщества проекта и работе с активистами.

Участники митапа / Фото: Надежда Дерябина
Участники митапа. Фото: Надежда Дерябина

Типичные ошибки при работе с добровольцами:

  • обещать то, что не сможете сделать;
  • помогать только в том, что касается самого проекта;
  • использовать принуждение;
  • считать добровольцев некомпетентными;
  • не уделять внимание выбору места встреч и работы;
  • не раскрывать детали создания своего проекта;
  • быть необязательным и нестабильным.

Более подробный разбор кейсов смотрите в презентации Паши Андреева.