Как вовлечь активистов в некоммерческий проект: советы, технологии, готовые решения

Secretary of Defense by Fort Meade / CC BY 2.0 / try spruce.com

23 янва­ря в Улья­нов­ске состо­ял­ся митап «Как вовлечь акти­ви­стов в неком­мер­че­ский про­ект?» с Пав­лом Андре­евым, пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля «Моло­деж­но­го ини­ци­а­тив­но­го цен­тра» (МИЦ) и руко­во­ди­те­лем кре­а­тив­но­го биз­нес-про­стран­ства «Квар­тал».

Поделитесь этой новостью с друзьями

Мотивация участия волонтеров

Соглас­но дан­ным М. Олч­ма­на и П. Джор­да­на моти­вы волон­те­ров участ­во­вать в про­ек­те раз­лич­ны, и это сто­ит учи­ты­вать при обра­ще­нии за помо­щью.

Исследование М.Олчмана и П.Джордана. Слайд с презентации Павла Андреева
Иссле­до­ва­ние М.Олчмана и П.Джордана. Слайд с пре­зен­та­ции Пав­ла Андре­ева

Таким обра­зом, акти­ви­сты чаще участ­ву­ют в про­ек­тах, когда пони­ма­ют, что кон­крет­но изме­нит­ся от их уча­стия и кому помо­га­ет про­ект.

Методы для поиска волонтеров

Преж­де чем при­сту­пить к набо­ру волон­те­ров, спро­си­те себя: точ­но ли вам нуж­ны акти­ви­сты или доб­ро­воль­цы? Чем они вам могут помочь? Что они полу­чат в про­цес­се?

Паша Андре­ев рас­ска­зал о мето­де, кото­рый он и его кол­ле­ги в МИЦ исполь­зу­ют для поис­ка доб­ро­воль­цев.

Павел Андреев / Фото: Надежда Дерябина
Павел Андре­ев. Фото: Надеж­да Деря­би­на

Метод «47+1» – это 47 вопро­сов, кото­рые нуж­но задать себе перед набо­ром актив­ных людей.

  • Наличие/отсутствие пред­по­чте­ний в еде (веге­та­ри­ан­ство, спе­ци­фи­ка веро­ис­по­ве­да­ния, соблю­де­ние поста и т.д.)
  • Каким видом свя­зи поль­зу­ет­ся ЦА (мобиль­ная связь, e-mail, Skype и т.д.), како­го опе­ра­то­ра пред­по­чи­та­ют?
  • Каким транс­пор­том поль­зу­ет­ся ЦА (обще­ствен­ный, лич­ный)?
  • Жан­ро­вые пред­по­чте­ния ЦА (кино, музы­ка, кни­ги и т.д.)?
  • Какие марки/ брен­ды пред­по­чи­та­ет ЦА?
  • Как наша ЦА отно­сить­ся к живот­ным, кого пред­по­чи­та­ет, кого дер­жит дома?
  • Где наша ЦА совер­ша­ет покуп­ки (рын­ки, мага­зи­ны, пави­льо­ны, супер­мар­ке­ты, гипер­мар­ке­ты, молы)?

Осталь­ные шаб­ло­ны вопро­сов смот­ри­те в пре­зен­та­ции (в кон­це ста­тьи).

Вто­рой метод, кото­рый помо­жет дета­ли­зи­ро­вать порт­рет волон­те­ра, назы­ва­ет­ся «Как най­ти Машень­ку?». Метод осно­ван на поис­ке «от обще­го к част­но­му».

Метод «Как найти Машеньку». Слайд с презентации Павла Андреева
Метод «Как най­ти Машень­ку». Слайд с пре­зен­та­ции Пав­ла Андре­ева

Как искать волонтеров? Онлайн и офлайн способы привлечения.

К про­ве­рен­ным онлайн-спо­со­бам вовле­че­ния людей отно­сят­ся: соци­аль­ные сети, фору­мы, сай­ты, бло­ги, про­ве­де­ние интер­нет-акций, кон­текст­ная рекла­ма, СМС, e-mail рас­сыл­ка и звон­ки.

В офлайне чаще все­го исполь­зу­ют­ся: «сара­фан­ное радио», СМИ, орга­ни­за­ция спе­ци­аль­ных меро­при­я­тий, поли­гра­фия и наруж­ная рекла­ма, опро­сы дру­зей и кол­лег, пуб­лич­ные объ­яв­ле­ния, бесе­ды с дру­зья­ми дру­зей, про­ве­де­ние интер­вью, уча­стие в собра­ни­ях избран­ных групп.

Надежда Дерябина, координатор Теплицы в Ульяновске
Надеж­да Деря­би­на, коор­ди­на­тор Теп­ли­цы в Улья­нов­ске / Фото: Сер­гея Серя­ги­на. 

На при­ме­ре двух кей­сов Паша Андре­ев рас­ска­зал, как его коман­да рабо­та­ет с волон­те­ра­ми.

Кейс креативного пространства «Квартал»

Про­стран­ство «Квар­тал» – это уни­каль­ная пло­щад­ка в Улья­нов­ске. Пло­щад­ка рабо­та­ет с нояб­ря 2012 года. За год при­вле­ка­ет око­ло 30 000 участ­ни­ков и про­во­дит свы­ше 270 про­ек­тов при под­держ­ке и уча­стии 120 соор­га­ни­за­то­ров и парт­не­ров. Финан­со­вая устой­чи­вость про­ек­та обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет сда­чи поме­ще­ний в арен­ду по льгот­ной цене для твор­че­ских пред­при­ни­ма­те­лей, про­ве­де­ния обра­зо­ва­тель­ных про­грамм и орга­ни­за­ций выста­вок.

Что­бы под­дер­жи­вать такой темп рабо­ты и раз­ви­вать пло­щад­ку, коман­да соста­ви­ла для себя несколь­ко пра­вил:

  • пер­со­на­ли­за­ция рабо­ты, т.е. акцент на том, кто и чем зани­ма­ет­ся;
  • быст­рая транс­фор­ма­ция отно­ше­ний с чело­ве­ком (участ­ник – орга­ни­за­тор – парт­нёр);
  • под­держ­ка лич­ных свя­зей;
  • уча­стие и помощь с про­ек­та­ми, кото­рые не свя­за­ны с Квар­та­лом;
  • предо­став­ле­ние участ­ни­кам воз­мож­но­стей для само­ре­а­ли­за­ции;

Кейс «Парк Дружбы»

Парк Друж­бы – это вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство, где жите­ли горо­да при­ду­мы­ва­ют и вопло­ща­ют свое иде­аль­ное место для отды­ха. В реаль­но­сти есть тер­ри­то­рия забро­шен­но­го пар­ка, кото­рую жите­ли горо­да гото­вы ожив­лять сво­и­ми ини­ци­а­ти­ва­ми.

В июне 2015 года про­шел фести­валь город­ских ини­ци­а­тив на неак­тив­ной тер­ри­то­рии быв­ше­го пар­ка Друж­бы наро­дов.

Экскурсия по Парку Дружбы в рамках Фестиваля городских инициатив.
Экс­кур­сия по пар­ку Друж­бы наро­дов в рам­ках фести­ва­ля город­ских ини­ци­а­тив. Фото: архив фести­ва­ля.

После реа­ли­за­ции фести­ва­ля коман­да орга­ни­за­то­ров сде­ла­ла для себя выво­ды, кото­рые будут полез­ны тем, кто рабо­та­ет с фести­ва­ля­ми.

  • В мас­штаб­ных и дол­го­сроч­ных про­ек­тах не полу­ча­ет­ся удер­жи­вать боль­шое коли­че­ство посто­ян­но вовле­чен­ных в про­цес­сы людей.
  • Важ­но иметь свя­зу­ю­щее место для всех участ­ни­ков. Так для коман­ды про­ек­та был постро­ен Центр город­ских ини­ци­а­тив.
  • Исполь­зо­вать ресур­сы кор­по­ра­тив­ных доб­ро­воль­цев.
  • Если про­ект новый, важ­но создать обще­ствен­ный резо­нанс и повы­сить цити­ру­е­мость в СМИ и Интер­не­те о нем.
  • Перед запус­ком про­ек­та про­пи­сать чет­кий спи­сок задач для груп­пы доб­ро­воль­цев.

Несмот­ря на спе­ци­фи­ку кей­сов, боль­шин­ство пере­чис­лен­ных пунк­тов важ­но учи­ты­вать при созда­нии сооб­ще­ства про­ек­та и рабо­те с акти­ви­ста­ми.

Участники митапа / Фото: Надежда Дерябина
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Надеж­да Деря­би­на

Типичные ошибки при работе с добровольцами:

  • обе­щать то, что не смо­же­те сде­лать;
  • помо­гать толь­ко в том, что каса­ет­ся само­го про­ек­та;
  • исполь­зо­вать при­нуж­де­ние;
  • счи­тать доб­ро­воль­цев неком­пе­тент­ны­ми;
  • не уде­лять вни­ма­ние выбо­ру места встреч и рабо­ты;
  • не рас­кры­вать дета­ли созда­ния сво­е­го про­ек­та;
  • быть необя­за­тель­ным и неста­биль­ным.

Более подробный разбор кейсов смотрите в презентации Паши Андреева.