Полина Колозариди: как формируется доверие в Интернете

Полина Колозариди и участники митапа в Москве обсудили, как формируется доверие в Интернете и чему мы больше склоны доверять? Фото: Мария Борисёнок.
Полина Колозариди и участники митапа в Москве обсудили, как формируется доверие в Интернете и чему мы больше склоны доверять? Фото: Мария Борисёнок.

13 фев­ра­ля 2017 года при под­держ­ке Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Дове­рие и ложь в Интер­не­те». Как меня­ет­ся отно­ше­ние людей к тех­но­ло­ги­ям, и как тех­но­ло­гии вли­я­ют на нашу жизнь? Насколь­ко мы уста­ли от них, и сколь­ко воз­мож­но­стей дают они нам? Как созда­ет­ся дове­рие в Интер­не­те? Эти вопро­сы обсуж­да­лись в ходе встре­чи, на кото­рой высту­пи­ла Поли­на Коло­за­ри­ди, социо­лог, интер­нет-иссле­до­ва­тель, науч­ный сотруд­ник факуль­те­та соци­аль­ных наук НИУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки», коор­ди­на­тор клу­ба люби­те­лей Интер­не­та и обще­ства.

Исто­рия про дове­рие в Интер­не­те нача­лась в 80-е годы, когда Интер­нет был пол­но­стью тек­сто­вым, и люди едва ли мог­ли знать друг о дру­ге боль­ше, чем ник­нейм и стро­ки в пере­пис­ке. В 1993 году иссле­до­ва­тель Говард Рейн­гольд в кни­ге «Вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство» опи­сал исто­рию, где люди нача­ли помо­гать в реаль­ном мире незна­ко­мо­му чело­ве­ку с фору­ма. Поче­му это про­изо­шло? Как сфор­ми­ро­ва­лось дове­рие к незна­ком­цу?

«В осно­ва­нии дове­рия лежа­ла боль­шая меч­та о том, что Интер­нет ста­нет про­стран­ством для сво­бод­но­го обме­на инфор­ма­ци­ей и обще­ния. Сама идея, что мы встре­ти­лись, что­бы делать что-то полез­ное и нуж­ное, созда­ва­ла усло­вия для дове­рия». Поли­на Коло­за­ри­ди

Полина Колозариди и Николай Сурков. Фото: Мария Борисёнок.
Поли­на Коло­за­ри­ди и Нико­лай Сур­ков. Фото: Мария Бори­сё­нок.

За послед­ние 20 лет такая идея дове­рия изме­ни­лась, как изме­нил­ся и сам Интер­нет. Сай­ты тре­бу­ют реги­стра­ции, авто­ри­за­ции и при­вяз­ки к акка­ун­там в соци­аль­ных сетях. В Интер­не­те все мень­ше ник­ней­мов и боль­ше свя­зи с реаль­ным чело­ве­ком и его акка­ун­том.

Люди дове­ря­ют мне­ни­ям дру­зей и зна­ко­мых, кото­рые выска­зы­ва­ют­ся в соци­аль­ных сетях. Одна­ко в слу­чае когда чело­век обра­ща­ет­ся за помо­щью на плат­фор­мы (Couchsurfing, Airbnb), то здесь сра­ба­ты­ва­ет эффект сла­бых свя­зей.

«В офлайн жиз­ни вы може­те лег­ко иметь око­ло 30 свя­зей для близ­ко­го обще­ния (кол­ле­ги, род­ствен­ни­ки). В циф­ро­вой сре­де коли­че­ство свя­зей зри­мо уве­ли­чи­ва­ет­ся, но они сла­бее. Напри­мер, сту­ден­че­ские чаты или чаты роди­те­лей в шко­ле: вы може­те нико­гда не видеть­ся, но состо­ять в регу­ляр­ной пере­пис­ке». Поли­на Коло­за­ри­ди

Доверие в Интернете и СМИ

Если в 2010–2011 гг. не было раз­ли­чий меж­ду инфор­ма­ци­ей с фору­мов, от бло­ге­ров и из соци­аль­ных сетей, то сей­час соци­аль­ные сети наби­ра­ют все боль­шее зна­че­ние. Соглас­но иссле­до­ва­нию 2017 года ком­па­нии «Меди­а­тор» 48% опро­шен­ных респон­ден­тов пере­хо­ди­ли на медиа по ссыл­кам из соци­аль­ных сетей.

Еще по теме: Как НКО вый­ти в соци­аль­ные сети. Глав­ные вопро­сы, кото­рые надо перед этим себе задать

То, что поль­зо­ва­тель чита­ет в лен­те, фор­ми­ру­ет­ся алго­рит­мом Facebook. Одна­ко даже если пред­по­ло­жить, что поль­зо­ва­тель узна­ет прин­цип его рабо­ты, то он не смо­жет посто­ян­но соот­но­сить и ана­ли­зи­ро­вать свой еже­днев­ный поток ново­стей.

«Исто­рия с фей­ка­ми не повре­ди­ла кам­па­нии Трам­па. Мы видим, что ста­тус прав­ды и лжи поме­нял­ся в Сети, и раз­ли­чие меж­ду ними ста­ло более гиб­ким. Это застав­ля­ет нас думать, что кре­дит дове­рия, кото­рый мы даем алго­рит­мам, может не оправ­дать­ся. Мода на Telegram – это жела­ние самим выби­рать, что читать, без помо­щи алго­рит­ма». Поли­на Коло­за­ри­ди

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Как создается модель доверия?

Счи­та­ет­ся, что есть два источ­ни­ка, кото­рые фор­ми­ру­ют кре­дит дове­рия:

  • кол­лек­тив­ный фильтр. Сеть зна­комств под­дер­жи­ва­ет систе­му дове­рия к опре­де­лен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции. Обрат­ная сто­ро­на это­го филь­тра – вы може­те не пуб­ли­ко­вать мате­ри­ал, кото­рый вам понра­вил­ся, если зна­е­те, что он вызо­вет нега­тив­ную реак­цию у ваше­го сете­во­го окру­же­ния;
  • экс­перт­ная оцен­ка. Поль­зо­ва­тель зна­ет, кому и чьей инфор­ма­ции он скло­нен боль­ше дове­рять, а кому нет.

Фрагмент презентации Полины Колозариди.
Фраг­мент пре­зен­та­ции Поли­ны Коло­за­ри­ди.

Вме­сте с тем в Интер­не­те воз­ни­ка­ют воз­мож­но­сти для дру­гих моде­лей дове­рия, осно­ван­ных на ано­ним­но­сти, на воз­мож­но­сти каж­до­го обра­щать­ся к каж­до­му. Такие моде­ли воз­ни­ка­ли в самом нача­ле, и сей­час, на фоне сни­жа­ю­ще­го­ся дове­рия к соци­аль­ным сетям, они сно­ва наби­ра­ют попу­ляр­ность.

Это про­яв­ля­ет­ся и в тор­рен­тах, и в блок­чейне, и в сооб­ще­ствах, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся для сов­мест­ных поку­пок. Ста­нет ли это мейн­стри­мом? Не уве­ре­на, но это точ­но про­дук­тив­но, если гово­рить о раз­ви­тии дове­рия онлайн.

Полезные ресурсы

  • Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier.MIT press, 2000.
  • Uslaner E. M. Trust, civic engagement, and the Internet //Political Communication,. – 2004. – Т. 21. – №. 2. – С. 223–242.
  • Rosen D., Lafontaine P. R., Hendrickson B. CouchSurfing: Belonging and trust in a globally cooperative online social network //New Media & Society. – 2011. – Т. 13. – №. 6. – С. 981–998.
  • П. В. Коло­за­ри­ди, А. В. Ильин. Мес­сен­дже­ры в город­ской сре­де: гибрид­ные фор­мы и новые прак­ти­ки. ШАГИ (Жур­нал Шко­лы акту­аль­ных гума­ни­тар­ных иссле­до­ва­ний) Т.2. №1 2016

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Поли­ны Коло­за­ри­ди в фор­ма­те PDF.