Митап «Технологии фандрайзинга в рамках маркетинга добрых дел»: материалы встречи

Митап «Технологии фандрайзинга в рамках маркетинга добрых дел»: материалы встречи
Митап «Технологии фандрайзинга в рамках маркетинга добрых дел»: материалы встречи

Состо­ял­ся митап «Тех­но­ло­гии фанд­рай­зин­га в рам­ках мар­ке­тин­га доб­рых дел» с Мари­ной Аге­е­вой, руко­во­ди­те­лем кор­по­ра­тив­но­го отде­ла БФ «Линия жиз­ни».

Митап был орга­ни­зо­ван Теп­ли­цей соци­аль­ных тех­но­ло­гий и про­шел при под­держ­ке Яндекс.Деньги 21 янва­ря 2015 года.

На встре­че мы рас­смот­ре­ли две основ­ные тех­но­ло­гии фанд­рай­зин­га на при­ме­ре про­ек­тов бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Линия жиз­ни»:

  • мас­со­вые акции;
  • CRM-мар­ке­тинг доб­рых дел (сause related marketing  – соци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ный мар­ке­тинг, мар­ке­тинг цен­но­стей)

Насколько эффективны вирусные интернет-акции?

Если ваша орга­ни­за­ция реши­ла про­ве­сти мас­со­вую акцию, то будь­те гото­вы к тому, что затра­чен­ные уси­лия могут не оку­пить­ся.

Все гото­вы облить­ся водой, стан­це­вать и сде­лать все что угод­но, если это захва­ты­ва­ет и инте­рес­но. При этом очень мало участ­ни­ков пере­во­дят даже 10 руб­лей. Зато вы как фонд полу­ча­е­те под­держ­ку, рас­ши­ря­е­те ауди­то­рию, и о вас узна­ют.

Сего­дня фонд «Линия жиз­ни» орга­ни­зу­ет толь­ко те акции, кото­рые поз­во­ля­ют спа­сти жизнь мини­мум одно­го ребен­ка (200 тыс. рос. руб.).

Обыч­но акция состо­ит из несколь­ких эле­мен­тов: цен­траль­ная идея реа­ли­зу­ет­ся с парт­не­ра­ми и спон­со­ра­ми плюс допол­ни­тель­ные PR-меро­при­я­тия для при­вле­че­ния вни­ма­ния к акции.

Напри­мер, акция «Отве­дай блин спа­си ребён­ка!» была при­уро­че­на к празд­но­ва­нию Мас­ле­ни­цы. В тече­ние всей масленич­ной неде­ли дей­ство­ва­ло спе­ци­аль­ное «Бла­го­тво­ри­тель­ное блин­ное меню»: поку­пая бли­ны из это­го меню, люди спа­са­ли жизнь ребен­ка.

митап
Участ­ни­ки мита­па Фото: Мария Бори­сё­нок.

Акция «Поду­май хоро­шо» – это при­мер разо­вой акции, кото­рая не при­нес­ла фон­ду боль­шо­го финан­со­во­го откли­ка, но понра­ви­лась участ­ни­кам инте­рес­ным и необыч­ным фор­ма­том. Акция про­хо­ди­ла в саду «Эрми­таж», куда каж­дый жела­ю­щий мог прий­ти вос­крес­ным утром на йогу, про­ве­сти меди­та­цию на здо­ро­вье детей и сде­лать пожерт­во­ва­ние в фонд.

Успех акций зави­сит от запо­ми­на­ю­ще­го­ся сло­га­на и про­сто­ты дей­ствий.

Акция «Чья-то жизнь – уже не мелочь» име­ет самый боль­шой охват ауди­то­рии (от бабу­шек до круп­ных кор­по­ра­ций) и поз­во­ли­ла фон­ду вый­ти на реги­о­ны. Смысл акции в сбо­ре монет и пере­чис­ле­нии их на лече­ние детей.

Инте­рес­ный факт: перед созда­те­ля­ми акции сто­ял боль­шой вопрос, как счи­тать мелочь. В ито­ге на без­воз­мезд­ной осно­ве была предо­став­ле­на маши­на для инкас­са­ции мело­чи от бан­ка-парт­не­ра.

Орга­ни­за­ция город­ско­го меро­при­я­тия на откры­том воз­ду­хе

Орга­ни­за­ция бла­го­тво­ри­тель­но­го забе­га 5275 (это чис­ло озна­ча­ет 1/8 мара­фон­ско­го забе­га) состо­я­ла из под­го­тов­ки тех­ни­че­ской части меро­при­я­тия, поис­ка спонсоров/партнеров и PR-кам­па­нии.

Важ­но знать: если вы про­во­ди­те акцию на тер­ри­то­рии пар­ка, то все согла­со­ва­ния идут толь­ко на уровне адми­ни­стра­ции пар­ка.

Как привлекали людей?

В мара­фоне при­ни­ма­ли уча­стие дру­зья фон­да, спор­тив­ные орга­ни­за­ции и ини­ци­а­ти­вы, такие как «I love running».

Для круп­ных ком­па­ний уча­стие в мара­фоне – это отлич­ный фор­мат меро­при­я­тия для спло­че­ния коман­ды. Соче­та­ние удач­ной идеи и инте­ре­са к меро­при­я­тию собра­ло на забе­ге око­ло 2500 чело­век.

CRM-маркетинг добрых дел

Для успеш­но­го про­ве­де­ния CRM-мар­ке­тин­га важ­но соеди­не­ние биз­нес-инте­ре­сов и инте­ре­сов фон­да. Ваше пред­ло­же­ние круп­ным ком­па­ни­ям долж­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на win-win стра­те­гию: пред­ло­же­ние, в кото­ром заин­те­ре­со­ва­ны все сто­ро­ны.

Для фон­да это вни­ма­ние к про­бле­ме и сбор средств. Для ком­па­ний это выход на новое инфор­ма­ци­он­ное поле, PR-повод сво­их про­дук­тов и пре­зен­та­ция себя как соци­аль­но ответ­ствен­но­го биз­не­са.

Слайд с презентации Марины Агеевой
Слайд с пре­зен­та­ции Мари­ны Аге­е­вой. Отно­ше­ние потре­би­те­лей к соци­аль­но-ответ­ствен­но­му биз­не­су.

Смелее выходите на крупных игроков

Само­ле­ты, кото­рые соби­ра­ют пожерт­во­ва­ния во вре­мя поле­та, – это обыч­ная миро­вая прак­ти­ка в бла­го­тво­ри­тель­но­сти. В 2013 году фонд «Линия жиз­ни» сов­мест­но с ком­па­ни­ей «Тран­сАэ­ро» запу­сти­ли пер­вый бла­го­тво­ри­тель­ный само­лет «Рейс надеж­ды».

Оклей­кой само­ле­тов зани­ма­ют­ся в Аме­ри­ке, и это сто­ит несколь­ко сотен тысяч дол­ла­ров. Бла­го­тво­ри­тель­ный само­лет обкле­и­ли бес­плат­но.

Борт­про­вод­ни­ки объ­яв­ля­ют, что пас­са­жи­ры попа­ли на бла­го­тво­ри­тель­ный рейс и в тече­ние все­го поле­та они могут пере­чис­лить любую сум­му на счет фон­да. Для про­вод­ни­ков и стю­ар­десс фонд про­во­дит тре­нин­ги и мини-лек­ции.

У круп­ных кор­по­ра­ций с мос­ков­ски­ми фили­а­ла­ми есть отдель­ная ста­тья по «соци­аль­ной кор­по­ра­тив­ной ответ­ствен­но­сти», и они, как пра­ви­ло, сами выхо­дят на круп­ные фон­ды и пред­ла­га­ют пере­чис­лять мини­маль­ную сум­му с про­да­жи про­дук­ции на счет круп­ных фон­дов.

Участники митапа Фото: Мария Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па Фото: Мария Бори­сё­нок.

Артпроекты – новый вид фандрайзинга

По опы­ту БФ «Линия жиз­ни» арт­про­ек­ты – это инте­рес­ный фор­мат акции, бла­го­да­ря кото­ро­му фонд может собрать суще­ствен­ную сум­му. Для орга­ни­за­ции арт­про­ек­та нуж­ны кон­так­ты гале­реи и худож­ни­ков. Все кар­ти­ны про­да­ют­ся по оди­на­ко­вой цене, а в евро­пей­ских арт­про­ек­тах даже спря­та­ны име­на худож­ни­ков, что­бы поку­па­тель ори­ен­ти­ро­вал­ся толь­ко на свой вкус, а не на извест­ность авто­ра.

Бла­го­да­рим фонд «Линия жиз­ни» и Мари­ну Аге­е­ву за то, что поде­ли­лись с нами сво­им вдох­нов­ля­ю­щим опы­том. Для тех, кто зани­ма­ет­ся сбо­ром пожерт­во­ва­ний онлайн, напо­ми­на­ем про обнов­ле­ния для пла­ги­на «Онлайн-Лей­ка»

Презентация Марины Агеевой