В Ульяновске рассказали, как собрать средства на некоммерческий проект

Ольга Петерс рассказала, как составлять коммерческие предложения для партнеров и поделилась опытом сбора средств через краудфандинг. Фото: Анна Немоляева.
Ольга Петерс рассказала, как составлять коммерческие предложения для партнеров и поделилась опытом сбора средств через краудфандинг. Фото: Анна Немоляева.

30 апре­ля 2016 года в Улья­нов­ске про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, на кото­ром участ­ни­ки узна­ли, как состав­лять фанд­рай­зин­го­вые пись­ма и соби­рать сред­ства на про­ект с помо­щью кра­уд­фандин­го­вых плат­форм. На мита­пе высту­пи­ла Оль­га Петерс, дирек­тор по раз­ви­тию бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Дари доб­ро», руко­во­ди­тель мос­ков­ско­го фили­а­ла фон­да.

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Дари доб­ро» (Улья­новск) рабо­та­ет с 2009 года и помо­га­ет детям-сиро­там и детям, остав­шим­ся без попе­че­ния роди­те­лей, а так­же детям и роди­те­лям из заме­ща­ю­щих семей. В 2015 году фонд при­влек 17 мил­ли­о­нов руб­лей.

Оль­га Петерс рас­ска­за­ла, как состав­лять ком­мер­че­ские пред­ло­же­ния для парт­не­ров и поде­ли­лась опы­том сбо­ра средств через кра­уд­фандинг.

Ком­мер­че­ское пред­ло­же­ние – инстру­мент для вза­и­мо­дей­ствия с парт­не­ра­ми, под­пис­чи­ка­ми в соци­аль­ных сетях и чита­те­ля­ми сай­та. Это выгод­ное и акту­аль­ное пред­ло­же­ние, напи­сан­ное в мак­си­маль­но сжа­той и инте­рес­ной фор­ме и осно­ван­ное на потреб­но­стях того, к кому вы обра­ща­е­тесь.

Каж­дое пред­ло­же­ние содер­жит в себе при­зыв к кон­крет­но­му дей­ствию: сде­лать пожерт­во­ва­ние, отве­тить на пись­мо, позво­нить, прой­ти по ссыл­ке, всту­пить в сооб­ще­ство.

Типич­ное ком­мер­че­ское пред­ло­же­ние состо­ит из сле­ду­ю­щих пунк­тов:

  • пред­ло­же­ние, что нуж­но сде­лать (обще­ству, под­пис­чи­ку, парт­не­ру, нерав­но­душ­но­му чело­ве­ку);
  • акцент на потреб­но­сти того, к кому обра­ща­е­тесь: что вы гото­вы сде­лать вза­мен;
  • какие про­бле­мы может решить ваше пред­ло­же­ние? Ответь­те на вопро­сы: «Зачем мне это делать?», «Поче­му мне это выгод­но?».

Ком­мер­че­ское пред­ло­же­ние исполь­зу­ет­ся при напи­са­нии фанд­рай­зин­го­вых писем, в рас­сыл­ке элек­трон­ных писем, в постах в соци­аль­ных сетях, при обще­нии с потен­ци­аль­ны­ми парт­не­ра­ми, в пре­зен­та­ци­ях, в газе­тах и жур­на­лах.

Самое глав­ное при напи­са­нии фанд­рай­зин­го­во­го пись­ма – это попы­тать­ся встать на место того чело­ве­ка, кото­ро­му вы пише­те, и понять, поче­му это ему долж­но быть инте­рес­но. А уже после того, как вы отпра­ви­ли пись­мо и убе­ди­лись, что оно полу­че­но, доби­вай­тесь отве­та любым спо­со­бом.

Имен­но это помо­га­ет нам соби­рать сред­ства на наши про­ек­ты. Ну и, конеч­но, необ­хо­ди­мо искать зна­ко­мых, под­ни­мать свои свя­зи. Это тоже очень важ­но.

На при­ме­ре про­ек­та «Сту­пень­ки» Оль­га рас­ска­за­ла про основ­ные эта­пы сбо­ра средств с помо­щью кра­уд­фандин­га.

5 эта­пов кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии

1. При­ня­тие реше­ния. Зачем вы запус­ка­е­те кам­па­нию?
2. Под­го­тов­ка к кам­па­нии.
3. Запуск и про­ве­де­ние.
4. Что делать после побе­ды?
5. Про­ект про­ва­лил­ся. Что делать?

На эта­пе под­го­тов­ки кам­па­нии нуж­но сде­лать сле­ду­ю­щее:

  • собрать коман­ду про­ек­та (мини­мум 4 чело­ве­ка);
  • сфор­му­ли­ро­вать чет­кую финан­со­вую цель;
  • создать убе­ди­тель­ную исто­рию;
  • под­го­то­вить видео и иллю­стра­ции;
  • про­ана­ли­зи­ро­вать похо­жие кра­уд­фандин­го­вые кам­па­нии;
  • выбрать плат­фор­му для свя­зи со сто­рон­ни­ка­ми;
  • най­ти лиде­ров мне­ний и сооб­ще­ства;
  • най­ти целе­вую ауди­то­рию;
  • постро­ить мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию;
  • под­го­то­вить опи­са­ние воз­на­граж­де­ний (от 3 до 8 гра­да­ций);
  • опре­де­лить­ся с дли­тель­но­стью кам­па­нии (в сред­нем 36 дней).

Этап запус­ка и про­ве­де­ния кам­па­ний делит­ся на несколь­ко пери­о­дов.

В пер­вые 10 дней кам­па­нии важ­но при­влечь вни­ма­ние мак­си­маль­но­го коли­че­ства людей и собрать груп­пу вли­я­ния (10−15 чело­век). В сле­ду­ю­щие 10 дней кам­па­нии необ­хо­ди­мо актив­но делить­ся ново­стя­ми, общать­ся со спон­со­ра­ми и вдох­нов­лять дру­гих на уча­стие в про­ек­те.

Что делать после побе­ды?

  • Побла­го­да­ри­те спон­со­ров пер­со­наль­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми.
  • Про­дол­жай­те пуб­ли­ко­вать обнов­ле­ния.
  • Выпол­няй­те обя­за­тель­ства по воз­на­граж­де­ни­ям.
  • Зада­вай­те вопро­сы сво­им спон­со­рам и после­до­ва­те­лям.

Если про­ект про­ва­лил­ся, то обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для сбо­ра обрат­ной свя­зи и отве­та на сле­ду­ю­щие вопро­сы.

  • Была ли про­бле­ма пра­виль­но пода­на?
  • Реше­ние дей­стви­тель­но эффек­тив­но?
  • Мар­ке­тинг и PR: все ли кана­лы были задей­ство­ва­ны?
  • Исто­рия: уда­лось ли вызвать эмо­ции и эмпа­тию у чита­те­лей?
  • Визу­а­ли­за­ция: было ли исполь­зо­ва­но каче­ствен­ные видео и гра­фи­ка?
  • Кон­такт: насколь­ко эффек­тив­но было рас­про­стра­не­ние?
  • Воз­на­граж­де­ния: они дей­стви­тель­но были инте­рес­ны­ми и нуж­ны­ми для спон­со­ров?
  • Дли­тель­ность: хва­ти­ло ли вре­ме­ни?
  • Финан­со­вая цель: насколь­ко она была реаль­ной?

После ана­ли­за оши­бок сме­ло при­сту­пай­те к запус­ку новой кам­па­нии. Подроб­нее о пра­ви­лах запус­ка кра­уд­фандин­го­вой кам­па­нии на пло­щад­ке Boomstarter смот­ри­те в пре­зен­та­ции Дарьи Сака­е­вой.

Орга­ни­за­то­ры меро­при­я­тия: Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий в Улья­нов­ске  и Реги­о­наль­ный инфор­ма­ци­он­но-ресурс­ный Фонд .

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Оль­ги Петерс в фор­ма­те PDF.