Митап «Краудсорсинг социальных проектов»: материалы встречи

Станислав Моисеев и гость митапа
«Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий» в сотруд­ни­че­стве с Яндекс День­ги, про­ве­ла 16 янва­ря митап на тему «Кра­уд­сор­синг соци­аль­ных про­ек­тов». На встре­че высту­пил Ста­ни­слав Мои­се­ев, иссле­до­ва­тель и экс­перт в обла­сти кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов из НИУ Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки.

На мита­пе, в кото­ром при­ня­ли уча­стие более 20 чело­век, собра­лись пред­ста­ви­те­ли НКО, граж­дан­ские акти­ви­сты, жур­на­ли­сты.

«Кра­уд­сор­синг − это тех­но­ло­гия реше­ния кон­крет­ных задач, осно­ван­ная на прин­ци­пе деле­ги­ро­ва­ния функ­ций, кото­рая поз­во­ля­ет моби­ли­зо­вать ресур­сы огра­ни­чен­ной груп­пы моти­ви­ро­ван­ных инди­ви­дов с помо­щью инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­тив­ных тех­но­ло­гий».

Ста­ни­слав на при­ме­ре пяти про­ек­тов пока­зал, как раз­ви­ва­лась исто­рия кра­уд­сор­син­га и как она нача­ла рас­про­стра­нять­ся в Рос­сии.

  1. Про­ект «iStock» (2000 г.) − фото­про­ект, соби­ра­ю­щий каче­ствен­ные фото­гра­фии сети для изда­тель­ско­го, реклам­но­го биз­не­са от фото­гра­фов раз­но­го уров­ня за 1$;
  2. Про­ект «InnoCentive» (с 2001 г.) − про­ект, пред­на­зна­чен­ный для гене­ра­ции идей и реше­ния задач раз­лич­но­го уров­ня слож­но­сти в сфе­рах нау­ки, тех­ни­ки, мар­ке­тин­га и др. Авто­ры самых ори­ги­наль­ных реше­ний полу­ча­ют воз­на­граж­де­ния от 500 до 1 млн. дол­ла­ров;
  3. Про­ект «eBird» (2002 г.) − про­ект, объ­еди­ня­ю­щий орни­то­ло­гов со все­го мира;
  4. Про­ект «MTurk» (2005 г.) − про­ект ком­па­нии Amazon, зада­ча кото­ро­го най­ти реше­ния мик­ро­за­да­ний ком­па­нии за воз­на­граж­де­ния;
  5. Про­ект «Ushahidi» (2008 г.) − плат­фор­ма на откры­том коде, кото­рая поз­во­ля­ет созда­вать тема­ти­че­ские и интер­ак­тив­ные кар­ты для кон­крет­ных про­ек­тов. В Рос­сии стал исполь­зо­вать­ся во вре­мя туше­ния пожа­ров и ока­за­ния помо­щи постра­дав­шим летом 2010 г.
Гость митапа
Дарья Мальцева/Участник мита­па. Фото: Мария Бори­се­нок.

В ходе мита­па мно­го гово­ри­ли о роли сооб­ще­ства в кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тах

В кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тах участ­ву­ют люди, изна­чаль­но меж­ду собой незна­ко­мые, что поз­во­ля­ет им впо­след­ствии сфор­ми­ро­вать сооб­ще­ство, свя­зан­ное одной идей.

Чело­ве­ку, запус­ка­ю­ще­му про­ект, важ­но с ува­же­ни­ем отно­сить­ся к людям-помощ­ни­кам и не забы­вать те обещания/вознаграждения, кото­рые были пред­ло­же­ны им после выпол­не­ния задач. Интер­нет-сооб­ще­ства ред­ко забы­ва­ют такие про­ма­хи.

Инте­рес­ны так­же слу­чаи, когда люди из онлайн обще­ния про­дол­жи­ли сотруд­ни­чать вне Интер­не­та, как это было с про­ек­том «Наше Под­мос­ко­вье».

Кра­уд­сор­синг − это инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий решать зада­чи, но он про­явит себя в пол­ной мере толь­ко тогда, когда орга­нич­но вой­дет в повсе­днев­ную жизнь людей.

Хоро­шим при­ме­ром роли сооб­ще­ства мож­но назвать кра­уд­сор­син­го­вые пло­щад­ки, объ­еди­ня­ю­щие наблю­де­ния орни­то­ло­гов, они актив­ны пото­му, что повсе­днев­ная жизнь люби­те­лей птиц и так свя­за­на с наблю­де­ни­я­ми, и они толь­ко рады вне­сти свой вклад через удоб­ный ресурс, помо­га­ю­щий клас­си­фи­ци­ро­вать их инфор­ма­цию.

Участники митапа
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­се­нок.

Где можно больше узнать про краудсорсинг?

Twitter

Ресур­сы и бло­ги, кото­рые про­фес­си­о­наль­но осве­ща­ют вопро­сы кра­уд­сор­син­га

Если у вас воз­ник­нут вопро­сы по этой теме, вы може­те напря­мую свя­зать­ся со Ста­ни­сла­вом Мои­се­е­вым (кон­так­ты в кон­це пре­зен­та­ции).

Презентация.