«Дата-журналистика. Креатив от идеи до реализации»: как сделать визуализацию правильно

«Дата-журналистика. Креатив от идеи до реализации»: как сделать визуализацию правильно
«Дата-журналистика. Креатив от идеи до реализации»: как сделать визуализацию правильно

В Москве про­шла встре­ча с Мари­ной Шили­ной на тему «Дата-жур­на­ли­сти­ка. Кре­а­тив от идеи до реа­ли­за­ции».

Мари­на Шили­на – одна из пер­вых оте­че­ствен­ных прак­ти­ков и тео­ре­ти­ков в обла­сти дата-жур­на­ли­сти­ки, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, доцент депар­та­мен­та инте­гри­ро­ван­ных ком­му­ни­ка­ций факуль­те­та ком­му­ни­ка­ций, медиа и дизай­на Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки (НИУ ВШЭ), пре­по­да­ет в МГУ и СПб­ГУ, чита­ет кур­сы по Big & Open Data в Рос­сии и за рубе­жом.

На встре­че, кото­рая про­шла 28 янва­ря 2015 года при под­держ­ке Яндекс.Деньги, Мари­на позна­ко­ми­ла участ­ни­ков с основ­ны­ми поня­ти­я­ми в дате-жур­на­ли­сти­ке, рас­ска­зать о кри­зи­се рос­сий­ской жур­на­ли­сти­ки, как сде­лать из трех спи­чек квад­рат и какое это име­ет отно­ше­ние к сто­ри­тел­лин­гу.

Рас­ска­зы­ва­ем самое инте­рес­ное.

О журналистике граждан

Клайв Томп­сон в кни­ге «Умнее, чем вы дума­е­те» при­во­дит инте­рес­ную ста­ти­сти­ку о том, сколь­ко тек­ста еже­днев­но появ­ля­ет­ся в Интер­не­те.

Заду­май­тесь об этих суро­вых циф­рах: каж­дый день мы сочи­ня­ем 154 мил­ли­ар­да элек­трон­ных писем, более 500 мил­ли­о­нов тви­тов и более мил­ли­о­на постов в бло­гах (и 1,3 мил­ли­о­на ком­мен­та­ри­ев) толь­ко на WordPress.

На Фейс­бу­ке мы постим око­ло 16 мил­ли­ар­дов слов в день. И это толь­ко в США: в Китае совер­ша­ет­ся око­ло 100 мил­ли­о­нов апдей­тов в день толь­ко на Sina Weibo, самой попу­ляр­ной плат­фор­ме для мик­роб­логгин­га, и еще мил­ли­о­ны апдей­тов в соц­се­тях по все­му миру, вклю­чая рус­ский, ВКон­так­те.

Воз­ни­ка­ет вопрос «Какую роль сего­дня игра­ет жур­на­лист? Как из это­го пото­ка слов и дан­ных создать сто­я­щую исто­рию?».

Если рань­ше гово­ри­ли про «граж­дан­скую жур­на­ли­сти­ку», то сей­час умест­нее гово­рить о «жур­на­ли­сти­ке граж­дан».

Люди, у кото­рых нет про­фес­си­о­наль­но­го жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния, еже­днев­но рас­ска­зы­ва­ют исто­рии, уве­ли­чи­ва­ют общий поток инфор­ма­ции и ста­но­вят­ся «про­сью­ме­ри­ста­ми».

На замет­ку: тер­мин «про­сью­ме­ризм» ввел Э. Тоф­флер в нача­ле 80-х. Он обо­зна­ча­ет про­из­во­ди­те­ля и потре­би­те­ля в одном лице (англ. prosumer, от professional либо producer + consumer, т.е. «про­фес­си­о­наль­ный поку­па­тель, потре­би­тель» либо «про­из­во­ди­тель-потре­би­тель»).

Участники митапа
Участ­ни­ки мита­па Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рассказать историю – это лучший способ поделиться идеей

Обще­ние меж­ду людь­ми постро­е­но на пере­ска­зы­ва­нии исто­рий друг дру­гу. Жур­на­ли­сты зна­ют, что увле­ка­тель­ная исто­рия состо­ит из 4 эле­мен­тов (аббре­ви­а­ту­ра «TACT»):

  • T-tasty (вкус­ная);
  • A-attractive (при­вле­ка­тель­ная);
  • C-clear (понят­ная);
  • T-true (прав­ди­вая). Не сто­ит пре­вра­щать­ся в баро­на Мюнх­гау­зе­на, но помни­те, что зача­стую то, как вы рас­ска­зы­ва­е­те исто­рию, важ­нее содер­жа­ния и фак­тов.

Сего­дня для созда­ния каче­ствен­но­го кон­тен­та необ­хо­ди­мо вла­деть тре­мя навы­ка­ми: уме­ние писать (жур­на­ли­сти­ка), уме­ние исполь­зо­вать онлайн-инстру­мен­ты (про­грам­ми­ро­ва­ние), вла­де­ние гра­фи­че­ски­ми инстру­мен­та­ми (дизайн).

Слайд с презентации Марины Шилиной
Слайд с пре­зен­та­ции Мари­ны Шили­ной

том, как писать тек­сты, вы може­те про­чи­тать в мате­ри­а­лах встре­чи с Юли­ей Виш­не­вец­кой.

Big Data – ключевой тренд столетия

Data (дан­ные) – это коли­че­ствен­ное отоб­ра­же­ние инфор­ма­ции и часть более круп­но­го про­цес­са, кото­рый назы­ва­ет­ся «дати­фи­ка­ция».

Каж­дый раз, когда чело­век дати­фи­ци­ру­ет инфор­ма­цию, про­ис­хо­дит каче­ствен­ный ска­чок в раз­ви­тии. Напри­мер, дати­фи­ка­ция сло­ва при­ве­ла нас к пись­мен­но­сти, дати­фи­ка­ция сче­та – к циф­рам.

Появ­ле­ние Big Data – это клю­че­вой тренд послед­них 100 лет, кото­рый в корне меня­ет вос­при­я­тие и спо­со­бы обра­бот­ки инфор­ма­ции.

В тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни Интер­нет не менял­ся как систе­ма. Все изме­не­ния каса­лись толь­ко спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми (web 1.0, web 2.0, web 3.0).

Что же кар­ди­наль­но­го про­изо­шло за послед­ние 2–3 года?

Сего­дня каж­дый может иметь 3,5 млн IP-адре­сов. Но зачем вам столь­ко? Что с этим делать? Так появ­ля­ет­ся исто­рия интер­нет-вещей. Вещи начи­на­ют гово­рить. Вы про­сы­па­е­тесь утром, и вам в науш­ник идет инфор­ма­ция о том, что нуж­но полить цве­ток и какие мине­ра­лы ему сей­час необ­хо­ди­мы. Это суще­ствен­но рас­ши­ря­ет сфе­ру дан­ных. Теперь каж­дый дол­жен зани­мать­ся дан­ны­ми. Обрат­но­го пути нет.

Марина Шилина
Мари­на Шили­на Фото: Мария Бори­сё­нок.

Ключевые свойства Big data:

  • объ­ем (volume) – вели­чи­на физи­че­ско­го объ­е­ма дан­ных;
  • ско­рость (velocity) – ско­рость при­ро­ста, обра­бот­ки, полу­че­ния резуль­та­тов;
  • мно­го­об­ра­зие (variety) – воз­мож­но­сти одно­вре­мен­ной обра­бот­ки раз­лич­ных типов дан­ных.

Подроб­нее об исполь­зо­ва­нии откры­тых дан­ных читай­те в мате­ри­а­лах лек­ции Ива­на Бег­ти­на. В 2013 году про­ект «Habidatum» про­вел иссле­до­ва­ние для Moscow Urban Forum, в кото­ром про­де­мон­стри­ро­вал воз­мож­но­сти при­ме­не­ния боль­ших дан­ных в урба­ни­сти­ке.

C чего начинается дата-журналистика?

Дата-жур­на­ли­сти­ка сего­дня – откры­тое поле для иссле­до­ва­ний и твор­че­ства. Визу­аль­ные исто­рии, кото­рые мож­но наблю­дать в Интер­не­те, – это не все­гда пока­за­тель каче­ствен­но­го ана­ли­за дан­ных. Чело­век, кото­рый уме­ет давать пра­виль­ную интер­пре­та­цию дан­ных, нахо­дить неожи­дан­ные вза­и­мо­свя­зи, может состав­лять кон­ку­рен­цию целым СМИ. Совре­мен­ные тех­но­ло­гии дают все инстру­мен­ты, что­бы сде­лать инте­рес­ный мате­ри­ал для чита­те­ля.

Знакомство с телейдоскопом. Фото: Мария Борисёнок
Ана­лиз дан­ных – это как кар­тин­ка в телей­до­ско­пе. Каж­дый видит своё. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Толь­ко мыш­ле­ние чело­ве­ка и уме­ние зада­вать вопро­сы опре­де­ляют спо­соб­ность созда­вать новые исто­рии.

И напо­сле­док напут­ствен­ное сло­во от Мари­ны Шили­ной:

Что бы вы ни при­ду­ма­ли, это будет про­рыв­ная исто­рия. Миро­вые СМИ исполь­зу­ют стан­дарт­ный мэп­пинг. Отка­жи­тесь от шаб­ло­нов, созда­вай­те новое!

Почитать по теме:

Вик­тор Май­ер-Шен­бер­гер. Боль­шие дан­ные  Посо­бие по жур­на­ли­сти­ке дан­ных (пере­вод РИА Ново­сти кни­ги The Data Journalism Handbook)