«Цифровой город: мобильное приложение 3.0»: презентации, материалы митапа и идеи, которые вы можете скачать

Митап "Цифровой город". Фото: Мария Борисенок.
В офи­се «Яндекс.Деньги» состо­ял­ся митап с Ната­ли­ей Вол­ко­вой, архи­тек­то­ром, выпуск­ни­цей МАРХИ и Выс­шей шко­лы урба­ни­сти­ки на тему «Циф­ро­вой город: мобиль­ное при­ло­же­ние 3.0». 

С раз­ви­ти­ем интер­нет-тех­но­ло­гий и ростом коли­че­ства мобиль­ных устройств в горо­дах ста­ло отчет­ли­во про­яв­лять­ся вли­я­ние вир­ту­аль­но­го про­стран­ства на повсе­днев­ную город­скую жизнь. Город полу­чил новое изме­ре­ние про­стран­ства в допол­не­ние к трех­мер­но­му про­стран­ству и вре­ме­ни.

1. Цифровой город как новое измерение.

Новое изме­ре­ние горо­да орга­ни­зу­ет осо­бый тип про­стран­ства – инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство горо­да. Это поз­во­ля­ет быст­рее ори­ен­ти­ро­вать­ся в город­ском про­стран­стве, более гиб­ко и эффек­тив­но пла­ни­ро­вать вре­мя, иметь посто­ян­ный доступ к дан­ным из Интер­не­та. Для удоб­ства исполь­зо­ва­ния всех новых функ­ций сего­дня суще­ству­ет огром­ный спектр раз­лич­ных мобиль­ных при­ло­же­ний (более 2 млн. в AppStore).

2. Цифровой город как дополненная реальность.

Кро­ме орга­ни­за­ции инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, вир­ту­аль­ное про­стран­ство горо­да дает воз­мож­ность созда­вать новую реаль­ность город­ско­го про­стран­ства.

Тер­мин «augmented reality» обо­зна­ча­ет допол­нен­ную реаль­ность, и исполь­зу­ет­ся по отно­ше­нию к вещам, кото­рые с помо­щью тех­но­ло­гии при­об­ре­ли новые функ­ции и рас­ши­ри­ли воз­мож­но­сти чело­ве­ка (cен­сор­ные ощу­ще­ния).
При­ме­ром пер­спек­тив исполь­зо­ва­ния допол­нен­ной реаль­но­сти может слу­жить про­ект, сде­лан­ный для Audi Urban Future Award, где был пока­зан авто­мо­биль, лобо­вое стек­ло кото­ро­го осна­сти­ли про­зрач­ным экра­ном «муль­ти­тач», кото­рый ска­ни­ру­ет окру­жа­ю­щую физи­че­скую сре­ду и по запро­су может выво­дить инфор­ма­цию о ней из Интер­не­та, пока­зы­вать, как эти про­стран­ства будут выгля­деть в буду­щем или выгля­де­ли в про­шлом.

3. Цифровой город как «новый город».

Новый город, создан­ный Интер­не­том и мобиль­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, не толь­ко реа­ли­зу­ет­ся в вир­ту­аль­ном про­стран­стве, но и вли­я­ет на реаль­ное город­ское про­стран­ство. На сме­ну тра­ди­ци­он­ным стро­и­тель­ным тех­но­ло­ги­ям при­хо­дят тех­но­ло­гии с при­ме­не­ни­ем авто­ма­ти­че­ско­го сбо­ра зда­ний, исполь­зу­ю­щие круп­ных и неболь­ших робо­тов, а сами эле­мен­ты зда­ний начи­на­ют про­из­во­дить­ся с помо­щью тех­но­ло­гий 3D-печа­ти. Подроб­нее о воз­мож­но­стях 3D-печа­ти читай­те в мате­ри­а­ле мита­па с Ива­ном Мош­ки­ным.

Слайд  презентации Наталии Волковой
Слайд с пре­зен­та­ции Ната­лии Вол­ко­вой.

Интер­нет и мобиль­ные при­ло­же­ния не толь­ко повы­ша­ют ком­форт поль­зо­ва­ния город­ской сре­дой, но и порож­да­ют зна­чи­тель­ное коли­че­ство ста­ти­сти­ки о поль­зо­ва­те­лях и их дей­стви­ях в реаль­ном вре­ме­ни, кото­рые в буду­щем могут стать серьез­ным допол­не­ни­ем к офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке город­ских вла­стей –циф­ро­вой след город­ской актив­но­сти.

Участники митапа. Фото : Мария Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото : Мария Бори­сё­нок

К основным типам данных по содержанию относятся:

  • соци­аль­ные дан­ные (пер­со­наль­ные дан­ные);
  • инфор­ма­ция о кли­ках на сай­тах (ком­мер­че­ская инфор­ма­ция);
  • дан­ные о место­по­ло­же­нии (гео­ло­ка­ция);
  • куль­тур­ные дан­ные (преж­де все­го визу­аль­ные дан­ные);

Дан­ные о поль­зо­ва­те­лях Интер­нет и мобиль­ных при­ло­же­ний, собран­ные в реаль­ном вре­ме­ни, дают воз­мож­ность более опе­ра­тив­но и гиб­ко реа­ги­ро­вать на трен­ды город­ской актив­но­сти и регу­ли­ро­вать ее.

Для того что­бы пони­мать, как исполь­зу­ют­ся дан­ные в управ­ле­нии, важ­но отме­чать для себя, какие дан­ные мы чаще все­го остав­ля­ем в циф­ро­вом про­стран­стве. Как пра­ви­ло, это каса­ет­ся наше­го место­по­ло­же­ния и собы­тий­ной части нашей жиз­ни (реги­стра­ция собы­тий, соци­аль­ные сети). Сози­да­тель­ная часть циф­ро­во­го горо­да заклю­ча­ет­ся в фор­ми­ро­ва­нии новых сооб­ществ и раз­ви­тии соци­аль­ных сетей.

С точ­ки зре­ния управ­ле­ния и непод­кон­троль­но­сти обще­ства инте­рес­на новая тех­но­ло­гия пере­да­чи инфор­ма­ции друг дру­гу без под­клю­че­ния к сети Интер­нет. Прин­цип рабо­ты при­ло­же­ния Open Garden похож на пере­да­чу фай­лов через Bluetooth.

Слайд с презентации Наталии Волковой
Слайд с пре­зен­та­ции Ната­лии Вол­ко­вой.

Циф­ро­вой город неот­де­лим от поня­тия «кра­уд­фандин­га» – сбо­ра средств через Интер­нет. Основ­ные спо­со­бы кра­уд­фандин­га свя­за­ны с поис­ком денег на бла­го­тво­ри­тель­ность или отдель­ный про­ект (созда­ние филь­ма, выпуск музы­каль­но­го аль­бо­ма). В про­ти­во­вес им боль­шин­ство кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов свя­за­но с обще­ствен­ной актив­но­стью и наце­ле­но на соби­ра­ние идей и рабо­ту с насе­ле­ни­ем (напри­мер, про­ект «Чего хочет Москва?»).

Алексей Сидоренко. Фото: Мария Борисёнок
Алек­сей Сидо­рен­ко. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Тематические карты

Нагляд­ный спо­соб понять, что вол­ну­ет горо­жан и как они вос­при­ни­ма­ют город, – это про­ана­ли­зи­ро­вать, какие тема­ти­че­ские кар­ты есть в горо­де, вокруг каких про­блем соби­ра­ют­ся еди­но­мыш­лен­ни­ки. Основ­ные направ­ле­ния тема­ти­че­ских карт – это эко­ло­гия, куль­ту­ра и народ­ные кар­ты (Wikimapia).

Суще­ству­ет про­бле­ма, что сооб­ще­ства, кото­рые про­яв­ля­ют­ся через кар­ты, не идут на диа­лог с вла­стя­ми и явля­ют­ся закры­ты­ми.

Если вопро­сы транс­пор­та и полу­че­ния госу­дар­ствен­ных услуг в циф­ро­вом горо­де все­гда акту­аль­ны и для реше­ния этих про­блем созда­ют­ся спе­ци­аль­ные сер­ви­сы, то народ­ные кар­ты отра­жа­ют мно­го­об­ра­зие инте­ре­сов горо­жан, их увле­че­ния и хоб­би.

Интер­нет и мобиль­ные при­ло­же­ния орга­ни­зу­ют город­скую сре­ду, дела­ют ее более насы­щен­ной и гиб­кой, а глав­ное, созда­ют новые спо­со­бы «потреб­ле­ния» город­ско­го про­стран­ства и управ­ле­ния им. Это при­во­дит к изме­не­ни­ям в реаль­ном горо­де, когда для части рутин­ных дей­ствий созда­ют­ся свои алго­рит­мы и новые тех­но­ло­гии.

Про инстру­мен­ты визу­а­ли­за­ции дан­ных и созда­ния карт може­те про­чи­тать здесь.

Список интересных ресурсов с тематическими картами

Презентации Наталии Волковой (контактные данные Наталии вы найдете в конце презентации).


Текст: Мария Бори­сё­нок и Ната­лия Вол­ко­ва.