«Цифровой город: мобильное приложение 3.0»: презентации, материалы митапа и идеи, которые вы можете скачать

Митап "Цифровой город". Фото: Мария Борисенок.
Митап «Цифровой город». Фото: Мария Борисенок.
В офисе «Яндекс.Деньги» состоялся митап с Наталией Волковой, архитектором, выпускницей МАРХИ и Высшей школы урбанистики на тему «Цифровой город: мобильное приложение 3.0». 

С развитием интернет-технологий и ростом количества мобильных устройств в городах стало отчетливо проявляться влияние виртуального пространства на повседневную городскую жизнь. Город получил новое измерение пространства в дополнение к трехмерному пространству и времени.

1. Цифровой город как новое измерение.

Новое измерение города организует особый тип пространства – информационное пространство города. Это позволяет быстрее ориентироваться в городском пространстве, более гибко и эффективно планировать время, иметь постоянный доступ к данным из Интернета. Для удобства использования всех новых функций сегодня существует огромный спектр различных мобильных приложений (более 2 млн. в AppStore).

2. Цифровой город как дополненная реальность.

Кроме организации информационных потоков, виртуальное пространство города дает возможность создавать новую реальность городского пространства.

Термин «augmented reality» обозначает дополненную реальность, и используется по отношению к вещам, которые с помощью технологии приобрели новые функции и расширили возможности человека (cенсорные ощущения).
Примером перспектив использования дополненной реальности может служить проект, сделанный для Audi Urban Future Award, где был показан автомобиль, лобовое стекло которого оснастили прозрачным экраном «мультитач», который сканирует окружающую физическую среду и по запросу может выводить информацию о ней из Интернета, показывать, как эти пространства будут выглядеть в будущем или выглядели в прошлом.

3. Цифровой город как «новый город».

Новый город, созданный Интернетом и мобильными технологиями, не только реализуется в виртуальном пространстве, но и влияет на реальное городское пространство. На смену традиционным строительным технологиям приходят технологии с применением автоматического сбора зданий, использующие крупных и небольших роботов, а сами элементы зданий начинают производиться с помощью технологий 3D-печати. Подробнее о возможностях 3D-печати читайте в материале митапа с Иваном Мошкиным.

Слайд  презентации Наталии Волковой
Слайд с презентации Наталии Волковой.

Интернет и мобильные приложения не только повышают комфорт пользования городской средой, но и порождают значительное количество статистики о пользователях и их действиях в реальном времени, которые в будущем могут стать серьезным дополнением к официальной статистике городских властей –цифровой след городской активности.

Участники митапа. Фото : Мария Борисёнок
Участники митапа. Фото : Мария Борисёнок

К основным типам данных по содержанию относятся:

  • социальные данные (персональные данные);
  • информация о кликах на сайтах (коммерческая информация);
  • данные о местоположении (геолокация);
  • культурные данные (прежде всего визуальные данные);

Данные о пользователях Интернет и мобильных приложений, собранные в реальном времени, дают возможность более оперативно и гибко реагировать на тренды городской активности и регулировать ее.

Для того чтобы понимать, как используются данные в управлении, важно отмечать для себя, какие данные мы чаще всего оставляем в цифровом пространстве. Как правило, это касается нашего местоположения и событийной части нашей жизни (регистрация событий, социальные сети). Созидательная часть цифрового города заключается в формировании новых сообществ и развитии социальных сетей.

С точки зрения управления и неподконтрольности общества интересна новая технология передачи информации друг другу без подключения к сети Интернет. Принцип работы приложения Open Garden похож на передачу файлов через Bluetooth.

Слайд с презентации Наталии Волковой
Слайд с презентации Наталии Волковой.

Цифровой город неотделим от понятия «краудфандинга» – сбора средств через Интернет. Основные способы краудфандинга связаны с поиском денег на благотворительность или отдельный проект (создание фильма, выпуск музыкального альбома). В противовес им большинство краудсорсинговых проектов связано с общественной активностью и нацелено на собирание идей и работу с населением (например, проект «Чего хочет Москва?»).

Алексей Сидоренко. Фото: Мария Борисёнок
Алексей Сидоренко. Фото: Мария Борисёнок.

Тематические карты

Наглядный способ понять, что волнует горожан и как они воспринимают город, – это проанализировать, какие тематические карты есть в городе, вокруг каких проблем собираются единомышленники. Основные направления тематических карт – это экология, культура и народные карты (Wikimapia).

Существует проблема, что сообщества, которые проявляются через карты, не идут на диалог с властями и являются закрытыми.

Если вопросы транспорта и получения государственных услуг в цифровом городе всегда актуальны и для решения этих проблем создаются специальные сервисы, то народные карты отражают многообразие интересов горожан, их увлечения и хобби.

Интернет и мобильные приложения организуют городскую среду, делают ее более насыщенной и гибкой, а главное, создают новые способы «потребления» городского пространства и управления им. Это приводит к изменениям в реальном городе, когда для части рутинных действий создаются свои алгоритмы и новые технологии.

Про инструменты визуализации данных и создания карт можете прочитать здесь.

Список интересных ресурсов с тематическими картами

Презентации Наталии Волковой (контактные данные Наталии вы найдете в конце презентации).


Текст: Мария Борисёнок и Наталия Волкова.