Митап Теплицы «Документалистика в эпоху новых медиа»: материалы и запись встречи

Сергей Карпов. Фото: Мария Борисёнок.
Сергей Карпов. Фото: Мария Борисёнок.

6 декаб­ря 2016 года при под­держ­ке Impact Hub Moscow состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Доку­мен­та­ли­сти­ка в эпо­ху новых медиа». Участ­ни­ки узна­ли, как созда­ют­ся муль­ти­ме­дий­ные про­ек­ты и как НКО созда­вать визу­аль­ные исто­рии. На встре­че высту­пил Сер­гей Кар­пов, доку­мен­таль­ный фото­граф, руко­во­ди­тель отде­ла спец­про­ек­тов жур­на­ла «Такие Дела».

Как привлечь читателя к сложным социальным материалам

Жур­нал «Такие Дела» был запу­щен в мае 2012 года как инфор­ма­ци­он­ный пор­тал бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Нуж­на Помощь». В рам­ках про­ек­та выпус­ка­ют­ся муль­ти­ме­дий­ные спец­про­ек­ты, где доку­мен­таль­ное кино и фото­гра­фия соеди­ня­ют­ся с соци­аль­ной жур­на­ли­сти­кой.

Несмот­ря на каче­ство выпус­ка­е­мо­го про­дук­та, лон­гри­ды и спец­про­ек­ты так­же нуж­да­ют­ся в про­дви­же­нии в Интер­не­те. Поль­зо­ва­тель про­во­дит на стра­ни­цах, кото­рые его заин­те­ре­со­ва­ли, не боль­ше 40 секунд. При этом, если есть раз­вле­ка­тель­ный кон­тент и ост­ро­со­ци­аль­ный, выбор будет сде­лан в поль­зу пер­во­го.

Сергей Карпов. Фото: Мария Борисёнок.
Сер­гей Кар­пов. Фото: Мария Бори­сё­нок.

«Чело­ве­ка слож­но уди­вить. Все зна­ют, как что выгля­дит на этой пла­не­те, пото­му что люди живут в визу­аль­ном мире уже 150 лет. Вы меня не заста­ви­те смот­реть мате­ри­ал, пока я не пой­му свою моти­ва­цию. Боль и стра­да­ние есть и так вез­де. Спе­ци­аль­но на боль в сво­ей лен­те Facebook я не нажму. Но вам нуж­но что-то при­ду­мать, что­бы я это сде­лал». Сер­гей Кар­пов.

5 правил создания документальных проектов

1. Доку­мен­таль­ная фото­гра­фия изме­ни­лась в сто­ро­ну автор­ской интер­пре­та­ции на вещи. Автор­ская интер­пре­та­ция мате­ри­а­ла — это то, что побуж­да­ет чита­те­лей изу­чать мате­ри­ал.

2. Фото­гра­фия рас­ска­зы­ва­ет, а не пока­зы­ва­ет. Зри­те­лю важ­на не фик­са­ция изоб­ра­же­ния в момент дей­ствия, а тот доба­воч­ный смысл, кото­рый несет в себе фото­гра­фия.

«Если чело­век про­сто сто­ит, то это изоб­ра­же­ние. Если я рас­ска­зы­ваю исто­рию, поче­му он сто­ит, это ста­но­вит­ся исто­ри­ей. Про­цес­сы рас­ска­зы­ва­ния и пока­зы­ва­ния раз­ные. Мета­фо­ры, эпи­те­ты помо­га­ют нам имен­но в рас­ска­зе». Cер­гей Кар­пов.

3. Эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие. Если чело­век при­шел на ресурс с соци­аль­ны­ми репор­та­жа­ми, то он зна­ет, какой мате­ри­ал его ожи­да­ет. Глав­ная зада­ча жур­на­ли­ста — заста­вить его сопе­ре­жи­вать.

4. Пра­ви­ло балан­са. Если у вас есть мате­ри­ал из фото­гра­фии, видео и тек­ста, не сто­ит раз­ме­щать все в одном мате­ри­а­ле. Спе­ци­фи­ка рос­сий­ско­го поль­зо­ва­те­ля — к фото­гра­фии обя­за­тель­но нужен текст, пото­му что тек­сто­вая куль­ту­ра силь­нее визу­аль­ной.

5. Поль­зо­ва­те­лю нель­зя давать выбор. Если ему дать выбор, он ухо­дит в Facebook.

О командной работе над спецпроектами

Есть два пути созда­ния слож­ных медиа­про­ек­тов. У вас есть идея, и вы нахо­ди­те мате­ри­ал под при­ду­ман­ный кон­цепт, зна­е­те, что хоти­те снять, какие эмо­ции полу­чить. Или у вас есть сня­тый кон­тент, кото­рый необ­хо­ди­мо упа­ко­вать. Эти две логи­ки рабо­ты не пере­се­ка­ют­ся, и выбор нуж­но делать на стар­те про­ек­та.

Дизай­не­ры — это те люди, кото­рый созда­ют клю­че­вые визу­аль­ный обра­зы для про­ек­та. Это ассо­ци­а­ция, кото­рая соеди­ня­ет весь мате­ри­ал воеди­но. Напри­мер, в про­ек­те «Крем­лев­ские звез­ды» рас­ска­зы­ва­ют­ся исто­рии закры­той сте­коль­ной фаб­ри­ки «Крас­ный май», где каж­дая исто­рия — это часть звез­ды. В про­ек­те «Не один» о соци­аль­ном сирот­стве Рос­сии — это запу­тан­ный клуб ниток, кото­рый сим­во­ли­зи­ру­ет рас­ска­зан­ные исто­рии жиз­ней геро­ев.

Фрагмент проекта «Кремлевские звезды».
Фраг­мент про­ек­та «Крем­лев­ские звез­ды».

Не рабо­тай­те в оди­ноч­ку и зови­те про­фес­си­о­на­лов. Каж­дый автор ищет себе слож­ную зада­чу, кото­рую он рань­ше не про­бо­вал делать. В этом плане рабо­та с НКО содер­жит как важ­ность заяв­лен­ных про­блем, так и про­фес­си­о­наль­ный вызов для фото­гра­фов, жур­на­ли­стов и дизай­не­ров.

Герои доку­мен­таль­ных про­ек­тов не гото­вы уви­деть свою жизнь через приз­му доку­мен­та­ли­сти­ки. Это нуж­но учи­ты­вать и пре­ду­пре­ждать геро­ев, что вы не буде­те исполь­зо­вать худо­же­ствен­ные при­е­мы, что­бы сде­лать реаль­ность при­вле­ка­тель­нее, чем она есть. Не согла­со­вы­вай­те тек­сты с геро­я­ми до пуб­ли­ка­ции.

Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Спецпроекты журнала «Такие Дела»

Ска­чай­те пре­зен­та­цию Сер­гея Кар­по­ва в фор­ма­те PDF.