Митап «Университет и Интернет. Точка соприкосновения»: материалы встречи

Дмитрий Волотко. Фотограф: Маша Борисёнок
9 нояб­ря про­шёл митап «Уни­вер­си­тет и Интер­нет. Точ­ка сопри­кос­но­ве­ния» с Дмит­ри­ем Волот­ко, созда­те­лем сер­вис-кон­вер­тё­ра Braille.ru, веб-раз­ра­бот­чи­ком в ком­па­нии «Пер­вая Фор­ма». Дмит­рий рас­ска­зал о спе­ци­фи­ке пре­по­да­ва­ния азов тех­ни­че­ских диc­ци­плин сту­ден­там, о том, как состав­лять автор­ские про­грам­мы кур­са, что нуж­но в них учи­ты­вать и каких оши­бок ста­рать­ся избе­гать.

Сове­ты, кото­рые вы про­чи­та­е­те ниже, мож­но отне­сти не толь­ко к пре­по­да­ва­нию в ВУЗах, а так­же и при­ме­нять при состав­ле­нии про­грамм веби­на­ров, обу­ча­ю­щих тре­нин­гов или семи­на­ров.

Составление курса

Успех ваше­го кур­са зави­сит от нахож­де­ния пра­виль­но­го соот­но­ше­ния учеб­но­го вре­ме­ни и того коли­че­ства зна­ний, кото­рое нуж­но пере­дать сту­ден­ту. Исполь­зуй­те свой опыт для рас­чё­та вре­ме­ни на усва­и­ва­ние каж­дой из тем, но не удив­ляй­тесь, что неко­то­рые темы студенты/слушатели будут схва­ты­вать на лету, а то, что вам каза­лось понят­ным и оче­вид­ным, вызы­ва­ет труд­но­сти и непо­ни­ма­ние.

Не сто­ит ожи­дать, что один раз хоро­шо про­ду­ман­ная про­грам­ма не будет нуж­дать­ся в кор­рек­ции. Попу­ляр­ность дистан­ци­он­ных кур­сов во мно­гом объ­яс­ня­ет­ся тем, что их про­грам­мы содер­жат новую и акту­аль­ную инфор­ма­цию, поэто­му еже­год­ное обнов­ле­ние про­грам­мы ста­но­вит­ся не про­сто пра­ви­лом хоро­ше­го тона, а пока­за­те­лем ваше­го ува­же­ния к сту­ден­там и к их вре­ме­ни обу­че­ния.

Опти­маль­ная груп­па для очно­го обу­че­ния – 25 чело­век, при про­ве­де­нии веби­на­ров ваша ауди­то­рия уве­ли­чи­ва­ет­ся, одна­ко воз­мож­ность уде­лить вни­ма­ние каж­до­му сокра­ща­ет­ся. При­чём нали­чие соци­аль­ных сетей, как отме­тил Дмит­рий, не реша­ет про­бле­му вни­ма­ния к сту­ден­там, а усу­губ­ля­ет.

Ува­жай­те своё вре­мя как пре­по­да­ва­те­ля. Если вы буде­те отве­чать сту­ден­там в соци­аль­ных сетях и в скай­пе, то може­те забыть про лич­ное вре­мя. Если пред­ста­вить, что на акка­унт Coursera в Facebook все нач­нут писать част­ные вопро­сы по дис­ци­пли­нам, то я бы не хотел по утрам откры­вать эту пап­ку с сооб­ще­ни­я­ми.

Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото­граф: Маша Бори­сё­нок

Материалы лекций

Исполь­зуй­те все тех­ни­че­ские сред­ства для пода­чи мате­ри­а­ла: пре­зен­та­ции, видео, аудио. Про­стые сове­ты по состав­ле­нию пре­зен­та­ции може­те про­чи­тать здесь.

При состав­ле­нии обу­ча­ю­щей пре­зен­та­ции сто­ит учесть один нюанс: с одной сто­ро­ны, все гово­рят о том, что пре­зен­та­ция долж­на быть опо­рой вашей лек­ции и не нуж­но её пере­гру­жать тек­стом, с дру­гой сто­ро­ны, вы дела­е­те пре­зен­та­цию для сту­ден­тов, кото­рые захо­тят перед экза­ме­ном най­ти в ней отве­ты на все свои вопро­сы, поэто­му в про­цес­се обу­че­ния луч­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся на вто­рую груп­пу и делать слай­ды инфор­ма­тив­ны­ми.

Давай­те ссыл­ки на полез­ные сай­ты, пер­во­ис­точ­ни­ки, мето­ди­че­ские мате­ри­а­лы, обу­ча­ю­щие видео (у Яндек­са, напри­мер, хоро­шая кол­лек­ция видео по вёрст­ке) и дели­тесь сво­и­ми сек­ре­та­ми (рас­пе­ча­ты­вать макет сай­та для луч­ше­го пони­ма­ния, как он будет рабо­тать, про­ри­со­вы­вать шаб­ло­ны каран­да­шом и т.д.).

Кста­ти, веби­на­ры и онлайн-семи­на­ры так­же мож­но исполь­зо­вать и в уни­вер­си­тет­ской сре­де. Сна­ча­ла непри­выч­но вести веби­на­ры (удоб­ный сер­вис WizIQ, Skype-раз­го­во­ры со сту­ден­та­ми, одна­ко как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка такие новые спо­со­бы обу­че­ния дела­ют гра­фи­ки рас­пи­са­ния сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей более гиб­ки­ми и лег­ко под­стра­и­ва­ю­щи­ми­ся под любые форс-мажо­ры.

Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок
Участ­ни­ки мита­па. Фото­граф: Маша Бори­сё­нок

Университетские учебные платформы

Одно из про­яв­ле­ний Интер­не­та в обра­зо­ва­тель­ной систе­ме – это веде­ние элек­трон­ных жур­на­лов и днев­ни­ков в шко­лах, а так­же исполь­зо­ва­ние плат­фор­мы Moodle в уни­вер­си­те­тах.

Moodle – это систе­ма управ­ле­ния кур­са­ми (CMS), так­же извест­ная как систе­ма управ­ле­ния обу­че­ни­ем (LMS) или вир­ту­аль­ная обу­ча­ю­щая сре­да (VLE). Это бес­плат­ное веб-при­ло­же­ние, предо­став­ля­ю­щее воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лям созда­вать эффек­тив­ные сай­ты для онлайн-обу­че­ния .

В рос­сий­ских шко­лах и ВУЗах идёт посте­пен­ное осво­е­ние этой плат­фор­мы. Плат­фор­ма поз­во­ля­ет пре­по­да­ва­те­лям отсле­жи­вать рабо­ту сту­ден­тов, видеть, сколь­ко вре­ме­ни сту­дент про­вёл в систе­ме, какие зада­ния выпол­нил, вре­мя сда­чи работ и авто­ма­ти­че­ское выве­де­ние оцен­ки. Сту­ден­там удоб­но поль­зо­вать­ся встро­ен­ным кален­да­рём кон­троль­ных работ, что­бы пла­ни­ро­вать своё вре­мя, умень­ша­ет вре­мя на поис­ки мате­ри­а­лов по кур­су, облег­ча­ет ком­му­ни­ка­цию с пре­по­да­ва­те­лем, так как все­гда есть воз­мож­ность создать форум и отпра­вить лич­ное сооб­ще­ние любо­му поль­зо­ва­те­лю систе­мы.

И, конеч­но, новые тех­но­ло­гии созда­ют­ся, что­бы облег­чать жизнь и ком­му­ни­ка­цию меж­ду сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми, поэто­му фра­за Дмит­рия:

Капи­тан кораб­ля – глав­ный на кораб­ле. Вне зави­си­мо­сти от того, кто с каки­ми зва­ни­я­ми бега­ет по палу­бе.

- все­го лишь хоро­шее напо­ми­на­ние, что Интер­нет может стать для вас вер­ным помощ­ни­ком, а сто­ит ли пре­уве­ли­чи­вать его роль решать вам.