Митап «Университет и Интернет. Точка соприкосновения»: материалы встречи

Советы, которые вы прочитаете ниже, можно отнести не только к преподаванию в ВУЗах, а также и применять при составлении программ вебинаров, обучающих тренингов или семинаров. Составление курса Успех вашего курса зависит от нахождения правильного соотношения учебного времени и того количества…

 9 ноября прошёл митап «Университет и Интернет. Точка соприкосновения» с Дмитрием Волотко, создателем сервис-конвертёра Braille.ru, веб-разработчиком в компании «Первая Форма». Дмитрий рассказал о специфике преподавания азов технических диcциплин студентам, о том, как составлять авторские программы курса, что нужно в них учитывать и каких ошибок стараться избегать.

Советы, которые вы прочитаете ниже, можно отнести не только к преподаванию в ВУЗах, а также и применять при составлении программ вебинаров, обучающих тренингов или семинаров.

Составление курса

Успех вашего курса зависит от нахождения правильного соотношения учебного времени и того количества знаний, которое нужно передать студенту. Используйте свой опыт для расчёта времени на усваивание каждой из тем, но не удивляйтесь, что некоторые темы студенты/слушатели будут схватывать на лету, а то, что вам казалось понятным и очевидным, вызывает трудности и непонимание.

Не стоит ожидать, что один раз хорошо продуманная программа не будет нуждаться в коррекции. Популярность дистанционных курсов во многом объясняется тем, что их программы содержат новую и актуальную информацию, поэтому ежегодное обновление программы становится не просто правилом хорошего тона, а показателем вашего уважения к студентам и к их времени обучения.

Оптимальная группа для очного обучения – 25 человек, при проведении вебинаров ваша аудитория увеличивается, однако возможность уделить внимание каждому сокращается. Причём наличие социальных сетей, как отметил Дмитрий, не решает проблему внимания к студентам, а усугубляет.

Уважайте своё время как преподавателя. Если вы будете отвечать студентам в социальных сетях и в скайпе, то можете забыть про личное время. Если представить, что на аккаунт Coursera в Facebook все начнут писать частные вопросы по дисциплинам, то я бы не хотел по утрам открывать эту папку с сообщениями.

Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок
Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок

Материалы лекций

Используйте все технические средства для подачи материала: презентации, видео, аудио. Простые советы по составлению презентации можете прочитать здесь.

При составлении обучающей презентации стоит учесть один нюанс: с одной стороны, все говорят о том, что презентация должна быть опорой вашей лекции и не нужно её перегружать текстом, с другой стороны, вы делаете презентацию для студентов, которые захотят перед экзаменом найти в ней ответы на все свои вопросы, поэтому в процессе обучения лучше ориентироваться на вторую группу и делать слайды информативными.

Давайте ссылки на полезные сайты, первоисточники, методические материалы, обучающие видео (у Яндекса, например, хорошая коллекция видео по вёрстке) и делитесь своими секретами (распечатывать макет сайта для лучшего понимания, как он будет работать, прорисовывать шаблоны карандашом и т.д.).

Кстати, вебинары и онлайн-семинары также можно использовать и в университетской среде. Сначала непривычно вести вебинары (удобный сервис WizIQ, Skype-разговоры со студентами, однако как показывает практика такие новые способы обучения делают графики расписания студентов и преподавателей более гибкими и легко подстраивающимися под любые форс-мажоры.

Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок
Участники митапа. Фотограф: Маша Борисёнок

Университетские учебные платформы

Одно из проявлений Интернета в образовательной системе — это ведение электронных журналов и дневников в школах, а также использование платформы Moodle в университетах.

Moodle — это система управления курсами (CMS), также известная как система управления обучением (LMS) или виртуальная обучающая среда (VLE). Это бесплатное веб-приложение, предоставляющее возможность преподавателям создавать эффективные сайты для онлайн-обучения .

В российских школах и ВУЗах идёт постепенное освоение этой платформы. Платформа позволяет преподавателям отслеживать работу студентов, видеть, сколько времени студент провёл в системе, какие задания выполнил, время сдачи работ и автоматическое выведение оценки. Студентам удобно пользоваться встроенным календарём контрольных работ, чтобы планировать своё время, уменьшает время на поиски материалов по курсу, облегчает коммуникацию с преподавателем, так как всегда есть возможность создать форум и отправить личное сообщение любому пользователю системы.

И, конечно, новые технологии создаются, чтобы облегчать жизнь и коммуникацию между студентами и преподавателями, поэтому фраза Дмитрия:

Капитан корабля — главный на корабле. Вне зависимости от того, кто с какими званиями бегает по палубе.

— всего лишь хорошее напоминание, что Интернет может стать для вас верным помощником, а стоит ли преувеличивать его роль решать вам.