Как развивать сообщества в Сети и в офлайне. Успешные примеры и оригинальные решения

People on Alexandrplatz by kohinann.sacha/ CC By 2.0/ tryspruce.com

9 июля, при под­держ­ке Mail.ru, состо­ял­ся митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий на тему «Как раз­ви­вать сооб­ще­ства в Сети и в офлайне?» с Мак­си­мом Кара­ку­ло­вым, осно­ва­те­лем про­ек­та «Дарудар», и Анто­ном Мэй­ком, худож­ни­ком и соос­но­ва­те­лем дви­же­ния «Пар­ти­за­нинг».

Поделитесь этой историей с друзьями

О сообществе «Дарудар»

Мак­сим Кара­ку­лов рас­ска­зал исто­рию сер­ви­са «Дарудар» и поде­лил­ся сво­им опы­том раз­ви­тия сооб­ще­ства.

Про­ект «Дарудар» – это меж­ду­на­род­ное сооб­ще­ство, в кото­ром люди дарят друг дру­гу свои услу­ги и вещи без­воз­мезд­но и бес­плат­но, не тре­буя чего-либо вза­мен. За 6 лет суще­ство­ва­ния про­ект собрал вокруг себя более 303 000 участ­ни­ков, кото­рые пред­ло­жи­ли и полу­чи­ли око­ло 2 904 000 даров.

Сер­вис «Дарудар» рабо­та­ет по прин­ци­пам «эко­но­ми­ки даре­ния». Допу­стим, у вас есть ненуж­ная вещь, кото­рую вы гото­вы пода­рить. Вы выкла­ды­ва­е­те опи­са­ние «дара» на сер­ви­се, и люди, жела­ю­щие его полу­чить, пишут, поче­му им это нуж­но.

Дари­тель смот­рит на спи­сок жела­ю­щих, выби­ра­ет одно­го и дого­ва­ри­ва­ет­ся о встре­че. После встре­чи поль­зо­ва­тель пишет отзыв и остав­ля­ет «бла­го­дар­ность». Так выгля­дит про­цесс обме­на «дара­ми».

Мы сравниваем себя со схожими сообществами в LiveJournal и сервисами продажи: Ebay, TauBau, Авито. Мы занимаемся тем же самым, но на других принципах, и видим, что у нас в 10 раз больше транзакций.

Именно потому, что мы создали движок, технологический инструмент, который позволяет людям взаимодействовать. Наша цель – создать экономику дарения, альтернативу экономике обмена. И мы верим, что это возможно.

Мак­сим Кара­ку­лов

Максим Каракулов. Фото: Мария Борисёнок.
Гео­гра­фия «Дарудар» про­сти­ра­ет­ся по всей Рос­сии и стра­нам СНГ: Укра­и­на, Бела­русь, Казах­стан. 70% ауди­то­рии «Дарудар» – это жен­щи­ны в воз­расте от 18 до 34 лет. Дары соот­вет­ству­ю­щие – укра­ше­ния, изде­лия руч­ной рабо­ты. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Что такое сообщество, и чем оно отличается от социальной сети?

Соци­аль­ная сеть – это вза­и­мо­дей­ствие людей, кото­рые напря­мую зна­ют друг дру­га. В то вре­мя как сооб­ще­ство – объ­еди­не­ние людей по обще­му инте­ре­су или идее.

Имен­но общий инте­рес поз­во­ля­ет собрать­ся раз­ным людям, меж­ду кото­ры­ми начи­на­ют воз­ни­кать дру­же­ские свя­зи (соци­аль­ные сети).

Какие же основные принципы создания сообщества?

  • Кодекс сооб­ще­ства вклю­ча­ет в себя те общие прин­ци­пы, кото­рые соглас­ны раз­де­лять все участ­ни­ки.
  • Систе­ма кон­тро­ля помо­га­ет сле­дить за выпол­не­ни­ем кодек­са. Моде­ра­ция сооб­ще­ства может быть жест­кой (исклю­че­ние из сооб­ще­ства) и мяг­кой (пре­ду­пре­жде­ние со сто­ро­ны моде­ра­то­ра). Важ­но учи­ты­вать, что при росте сооб­ще­ства посто­ян­ная моде­ра­ция несет в себе боль­шие издерж­ки.
  • Прин­цип само­ор­га­ни­за­ции помо­га­ет людям само­сто­я­тель­но сле­дить за поряд­ком. Напри­мер, на сер­ви­се «Дарудар» каж­дый может сле­дить за выло­жен­ны­ми дара­ми, отме­чая их как «дар», «не дар» или «неумест­ное жела­ние».
  • Про­филь участ­ни­ка и пуб­лич­ный отзыв – это тоже инстру­мен­ты само­ор­га­ни­за­ции. Каж­дый может напи­сать отзыв о дру­гом чело­ве­ке в его про­фи­ле. Так у чело­ве­ка начи­на­ет накап­ли­вать­ся исто­рия «поступ­ков» в рам­ках сооб­ще­ства, и если чело­век при­шел в сооб­ще­ство спу­стя год, то он не начи­на­ет зано­во созда­вать себе репу­та­цию.
  • Созда­ние ролей внут­ри сооб­ще­ства. Важ­но поощ­рять участ­ни­ков сооб­ще­ства на созда­ние соб­ствен­ных ролей. Люди вовле­ка­ют­ся в жизнь сооб­ще­ства и начи­на­ют забо­тить­ся о под­дер­жа­нии сво­ей репу­та­ции.
На встречу пришло более 20 активистов, которые работают с сообществами. Фото: Мария Борисёнок
На встре­чу при­шло более 20 акти­ви­стов, кото­рые рабо­та­ют с сооб­ще­ства­ми. Фото: Мария Бори­сё­нок

О самоорганизации сообщества

Поль­зо­ва­те­ли сер­ви­са поня­ли, что намно­го про­ще дарить/получать подар­ки всем сра­зу в одном месте. Так появи­лись общие встре­чи, кото­рые про­хо­дят каж­дую пят­ни­цу в Москве в 19 вече­ра на Труб­ной.

Со вре­ме­нем в сооб­ще­стве появи­лись доб­ро­воль­ные поч­та­льо­ны, кото­рые соби­ра­ют сра­зу несколь­ко «даров» и отправ­ля­ют их в даль­ние горо­да – Ново­си­бирск, Уфа, Казань и т.д. В нуж­ном горо­де так­же есть доб­ро­воль­ный поч­та­льон, кото­рый при­ни­ма­ет боль­шую посыл­ку и раз­да­ет «дары» на общей встре­че.

Важ­но, что участ­ни­ки само­сто­я­тель­но при­ни­ма­ют реше­ние о встре­че, назна­ча­ют себя «поч­та­льо­на­ми» и полу­ча­ют дове­рие дру­гих людей на отправ­ле­ние посы­лок.

Подробнее об инструментах самоорганизации смотрите в интервью с Максимом Каракулова.

Запись лекции Максима Каракулова.

Презентация Максима.

Антон Мэйк – худож­ник, социо­лог и город­ской акти­вист, соор­га­ни­за­тор кон­фе­рен­ций «Делай сам­мит», рас­ска­зал про клю­че­вые акции, кото­рые делал в рам­ках дви­же­ния «Пар­ти­за­нинг» за послед­ние 5 лет. Дви­же­ние «Пар­ти­за­нинг» – худо­же­ствен­ные и акти­вист­ские прак­ти­ки, кото­рые стра­те­ги­че­ски меня­ют город­ское про­стран­ство и соци­ум. Акции «Пар­ти­за­нин­га» – это раз­но­вид­ность город­ско­го акти­виз­ма, где участ­ни­ки обо­зна­ча­ют соци­аль­ную про­бле­му и худо­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми про­бу­ют ее решить.

Топ 5 акций, которые вы могли не заметить, живя в Москве и Санкт-Петербурге.

1. В 2011 году в Санкт-Петербурге появились знаки «Зоны повышенной толерантности» с хэштегом #этоневойна.

Акция "Зона повышенной толерантности". Знак поставили по адресу Средний пр. В. О., д. 93 расположился рядом с Центром современного искусства имени Сергея Курехина. Фото: the-village.ru
Акция «Зона повы­шен­ной толе­рант­но­сти». Знак поста­ви­ли по адре­су: Сред­ний пр. В. О., д. 93, рас­по­ло­жил­ся рядом с Цен­тром совре­мен­но­го искус­ства име­ни Сер­гея Куре­хи­на. Фото: the-village.ru

2. Если однажды утром вы обнаружили новый пешеходный переход, возможно, в вашем дворе живет участник «Партизанинга».

Пример тактического городского активизма. Фото с презентации Антона Мэйка.
При­мер так­ти­че­ско­го город­ско­го акти­виз­ма. Фото с пре­зен­та­ции Анто­на Мэй­ка.

3. Длительный проект по улучшению городской среды в районе Тропарево-Никулино.

Каждый житель мог оставить свои пожелания, чтобы он хотел изменить во дворе. Слайд с презентации Антона Мэйка.
Каж­дый житель мог оста­вить свои поже­ла­ния, что­бы он хотел изме­нить во дво­ре. Слайд с пре­зен­та­ции Анто­на Мэй­ка.

4. Проекты по созданию лавочек для «исключенных» групп в обществе.

5. Проведение детских выборов, где дети могут рассказать, что же их волнует в их дворе и жизни.

В концепции "нового урбанизма" в проектировании детских площадок или мест для отдыха важно участие самих детей. Через такие опросы дети учатся формулировать свои запросы. Слайд с презентации Антона Мэйка.
В кон­цеп­ции «ново­го урба­низ­ма» в про­ек­ти­ро­ва­нии дет­ских пло­ща­док или мест для отды­ха важ­но уча­стие самих детей. Через такие опро­сы дети учат­ся фор­му­ли­ро­вать свои запро­сы. Слайд с пре­зен­та­ции Анто­на Мэй­ка.

Другие примеры городского активизма смотрите в полной версии лекции Антона Мэйка.

Презентация Антона Мэйка